«Ф-1» отложила еще четыре Гран-при. А что с этапом в России? Его тоже перенесут? Спросили у организаторов
Максимально подробно.
В «Формуле-1» сложилась максимально неопределенная ситуация из-за пандемии коронавируса: недавно чемпионат заявил о переносе Гран-при Испании и Нидерландов, а традиционная гонка в Монако и вовсе отменена – впервые с 1954-го сезон пройдет без Монте-Карло.
Вместе с предыдущими переносами Гран-при Австралии, Бахрейна, Китая и Вьетнама календарь в нынешнем виде потерял уже 7 заездов – и это еще не предел. Баку тоже не примет старт сезона 7 июня: власти Азербайджана объявили о переносе на неопределенный срок.
Официальное заявление о потере заезда на Кавказе врезало по «Формуле-1» больнее, чем могло бы показаться: без Баку в нынешнем расписании останется всего 14 гонок. Тем самым менеджерская компания чемпионата попадает под океан претензий мировых вещателей: каждый телеконтракт (и со Sky Sports в Британии, и с Матч-ТВ в России) предполагает трансляцию не менее 15 Гран-при – иначе серию ждут неустойки.
Также обладатель прав на «Формулу-1» Liberty Media не сможет заполнить сетку филлерными заездами, не включенными в чемпионат мира (речь о гонках с 12 машинами минимум) – поскольку контракт с ФИА позволяет американцам проводить только зачетные Гран-при. В то же время сделки с промоутерами, по данным журналиста Race Fans Дитера Ренкена, обязуют «Формулу-1» выставлять не менее 16 болидов на старт каждого этапа.
Конечно, еще после переноса этапа в Мельбурне стало ясно: без масштабной перестройки календаря не обойдется. Тем не менее, с каждой неделей ситуация запутывается все сильнее: поскольку организация Гран-при требует времени, никто теперь не гарантирует старт сезона именно 7 июня (теперь не в Баку, а в любом другом месте) или 14-го – в Монреале.
Но что насчет Гран-при России? Передвинут ли его в иной временной слот с конца сентября? Надо ли волноваться купившим билеты? Как вообще происходит взаимодействие промоутера и «Формулы-1» в форс-мажорных обстоятельствах? Узнали у промоутера российского этапа Алексея Титова.
Возможен ли перенос или сокращение количества дней уик-энда, будут ли убытки у «Сочи Автодрома»?
– Сейчас весь мир идет по пути отмены и переноса всего на свете. Активно обсуждается новый календарь «Формулы-1» – из какого числа гонок будет состоять, что они финально отменят и перенесут. Время не самое легкое. Мы видим, что ситуация с вирусом развивается очень-очень стремительно. Европейцы и англоговорящий мир придумали прекрасную фразу fluid situation – динамичная и постоянно изменяющаяся ситуация.
– Обращались ли к вам из «Формулы-1» с какими-либо запросами?
– Конкретных запросов и предложений в данный момент нет. Пока в рабочем порядке обсуждали, как они видят календарь, что они ожидают от нас, есть ли пожелания. Обсуждали вопрос расписания дня – будет ли оно меняться. Конкретных предложений в нашу сторону не поступало.
– А возможен ли в принципе перенос Гран-при? Хотя бы теоретически, если перестройка календаря примет фундаментальный масштаб.
– Я готов вам ответить на этот вопрос, если вы пообещаете не сделать из ответа заголовок (смеется). Теоретически, безусловно, возможно все. Мы понимаем, что сейчас складываются форс-мажорные обстоятельства, и страдают от них все: и зрители, и фанаты автоспорта, планировавшие поездку в Сочи на яркие выходные в дни Гран-при. Поэтому безусловно – мы не хотим, чтобы наша дата менялась. При этом мы понимаем, что переговоры возможны – если этого потребует ситуация.
Безусловно, если сейчас все будет развиваться по тому оптимистичному сценарию, который Европа сама для себя рисует – что к середине-концу мая жизнь возобновится и все стабилизируется и будет как раньше – то никакой необходимости в переносе не будет. Если пандемия продолжит разрастаться – тогда и нам нужно будет думать о дальнейших действиях с нашей гонкой.
– Сокращение количества дней в уик-энде – это вариант? На вас это как-то скажется? Может такое вызвать убытки?
– Здесь нужно понимать, как строится российский уик-энд и многие остальные. В четверг мы обычно проводим автограф-сессии и прогулки по пит-лейн – в этот же день Олимпийский парк работает со всеми своими развлечениями. То есть эта программа все равно останется – сокращение количества дней не произойдет за счет сокращения подобных мероприятий. В нашем понимании Гран-при станет просто более компактным. Я не вижу причин, по которым мы можем понести значительные финансовые убытки.
– На «Сочи-Автодроме» уже перенесли этап РСКГ с 9-10 мая. Есть ли еще события под угрозой отмены или изменения даты?
– Сейчас и правда ситуация неспокойная для многих мероприятий, и у нас есть целый ряд указов и правительства РФ, и министерства спорта, так или иначе ограничивающих действия. Поэтому какие-то мероприятия переносим. Под отмену ничего не попало сейчас. Sochi Drift Challenge прошел у нас в режиме без зрителей, но мы его транслировали через интернет.
На апрель были запланированы ряд забегов и полумарафон. Он сейчас переносится на другую дату, к сожалению. В основном сейчас все переносят. Отмен мероприятий нет.
Сам автодром – стены крепки, забор стоит. Будем продолжать работать, пока есть люди, готовые кататься на тачках и ходить на экскурсии.
– А скажется ли падение цен на нефть и курса рубля на размере спонсорской помощи от ВТБ и других партнеров?
– Безусловно, падение цен на нефть и курса рубля влияет на экономику. При этом надо понимать, что контракты со спонсорами подписаны на долгосрочной основе, и прямой корреляции между взаимоотношениями с нашими партнерами и ценами на нефть нет. Плюс надо понимать, что у пакета прав, которые они получают, есть своя ценность – мы отрабатываем этот пакет максимально и наши партнеры довольны этим сотрудничеством. Поэтому я не вижу причин существенного пересмотра условий наших взаимоотношений с банком ВТБ.
– То есть уменьшения бюджетов на проведение Гран-при можно не бояться?
– Безусловно, будут происходить бюджетные процессы, в рамках которых мы рассмотрим и курс валют. Но так, чтобы это имело негативный эффект… Я сейчас пока этого не вижу.
– Выходит, цены на билеты на гонку не вырастут?
– Цены точно не вырастут. Точнее, они точно не вырастут в 20-м году. А еще точнее – у нас в этом году очень планомерный график билетной программы, в которой заложено постепенное увеличение стоимости по мере приближения к Гран-при. Поэтому любое повышение цен на билеты в этом году – плановое и не зависит от нынешней экономической ситуации в стране. Так происходит на всех автодромах.
– Если ли в контракте на проведение Гран-при России запрет для «Формулы-1» на организацию еще одной гонки в стране под другим названием? «Москоу Рэйсуэй», к примеру, высказал готовность принять какой-нибудь заезд уже в этом году.
– Под новостью об этом на Sports.ru мне понравились комментарии с общим смыслом: «Нас вообще об этом не просили, но мы готовы». Если «Москоу Рэйсуэй» найдет деньги на лицензионный платеж за право проведения соревнований – тогда, возможно, у них так или иначе получится договорится. Российский этап проходит в Сочи до 2025 года.
– Но, выходит, под другим титулом это возможно?
– Я сильно сомневаюсь, что это произойдет.
– Когда объявили о первом переносе – Гран-при Китая – сразу несколько автодромов высказали желание провести гонку в тот же временной слот: например, Имола и Мизано.
– Я уверен, это такой дешевый способ напомнить о себе. Китайцы точно не собираются платить другой стране, чтобы их Гран-при проходил в другом месте. Ну а если вы хотите провести у себя на автодроме любую другую гонку – уже вам за нее нужно будет заплатить. Это совершенно рыночный принцип устройства автоспортивного мира – точно так же «Игора» делает с ДТМ и пыталась – с мировым ралли-кроссом. Так что если у кого-то вроде «Москоу Рейсуэй» есть желание заплатить за «Формулу-1» – они, безусловно, могут сесть за стол переговоров.
Кто страдает от переноса гонок, страхуют ли заезды от форс-мажора, промоутерское видение этапов без зрителей
– Правда ли, что именно объявившая о переносе или отмене гонки сторона несет все финансовые издержки? По принципу «если объявил промоутер – платит промоутер, если «Формула-1» – все погашает «Формула-1».
– Я, к сожалению, не могу детально изложить все аспекты этого процесса, потому что они – та часть контракта с «Формулой-1», которая носит конфиденциальный характер. Условия проведения гонки нас устраивают. Контракт достаточно сложный, и он подразумевает и выход из различных сложных ситуаций – в том числе и из такого непростого положения, в котором автоспортивная общественность находится сейчас.
– Когда перед Гран-при Австралии у одного из механиков «Макларена» выявили коронавирус, команда снялась с заезда и стало ясно, что гонку отменят. Тем не менее, официальное объявление тянулось долго – больше 12 часов. Причины были не совсем понятны – появились предложения, что дело как раз в деньгах: стороны не определились, кто будет расплачиваться за решение об отмене или переносе.
– Знаете, я не думаю, что там все дело было в деньгах. Если бы суть сводилась именно к деньгам – гонку бы не отменили. В моем понимании очевидно, что надо было либо не ехать в Австралию и принимать это решение за 2-3 недели, но если уж приехали туда – надо было по-любому гоняться.
Финансовая сторона вопроса была на втором или третьем месте, потому что мы видим, что в конечном итоге решение приняли правильное – оно в первую очередь учитывало здоровье и зрителей, и команд, и всех официальных лиц, задействованных в процессе (представителей ФИА, менеджерской команды «Ф-1»), спортивных властей Австралии. Безусловно, где-то фактор денег учитывался, но он был не во главе угла.
Хорошо бы донести до публики: автоспорт – очень технический, командный. В нем задействовано много людей и техники, так что все команды планируют перемещения сильно заранее – даже в рамках страны или чемпионата России. Все перелеты людей, перемещения техники и, соответственно, бронирование проживания и проведения соревнований – все стараются делать максимально заранее и максимально дешево. Это означает невозвратные билеты и так далее. Поэтому перенос на более позднюю дату делает ситуацию намного понятнее для команд: они заранее могут реструктуризовать свои графики, а не менять все в самый последний момент, попадая на колоссальные финансовые издержки.
– Страхуют ли вообще Гран-при от внезапной отмены или переноса по форс-мажорным обстоятельствам?
– Это достаточно стандартная практика – страхование гражданской ответственности и различных рисков. Плюс, как я уже говорил, есть определенный набор инструментов в самом договоре, которые помогают подобные сложные ситуации правильно решить.
– Тогда что происходит в случае отмены гонки в сезоне? Контракт на ее проведение сгорает или переносится на следующий год?
– Зависит от причины отмены – это важная составляющая. При форс-мажорных обстоятельствах контракт ни в коем случае не сгорает, он просто переносится на следующий год. У нас контракт до 2025-го, поэтому если что – будем просто принимать гонки в 21-м.
– А если все-таки обстоятельства требуют проведения гонки без зрителей? Насколько это дорого для промоутера?
– Ой, это не то чтобы дорого, это просто обливается сердце кровью. Не хочется даже об этом думать.
– Финансовое самоубийство?
– Да нет, вы знаете, не финансовое самоубийство. Безусловно, мы как-то с этим справимся так или иначе. Но все-таки «Формула-1» и конкретно российский этап – это самое крупное автоспортивное мероприятие России. Это единственное соревнование уровня чемпионата мира, которое подписано на несколько лет. И одна из важнейших наших задач – сделать этот праздник открытым для зрителей, а не только для телеаудитории. Поэтому мне лично как фанату автоспорта будет обидно проводить Гран-при за закрытыми дверями в первую очередь потому, что это потерянная возможность насладиться праздником автоспорта.
Сколько времени занимает организация этапа, какие сжатые сроки максимально реальны
– Если бы к вам сейчас обратились с предложением провести как можно скорее – какие сроки были бы самыми реальными? Через два месяца, через три?
– 24-27 сентября. Вы знаете, все очень сильно зависит от обстоятельств. Если мы с вами гипотетически рассуждаем… В теории если будем отталкиваться от проведения Гран-при без зрителей и нужно срочно его организовать грубо говоря завтра – в принципе, мы его проведем. Но лучше, конечно, 24-27 сентября.
– А за сколько месяцев или недель до старта Гран-при на «Сочи Автодром» начинают прибывать грузы от команд?
– Первые грузы начинают прибывать за месяц до начала этапа в порт Новороссийска. И оттуда они потихонечку, накатом, подъезжают на трассу вплоть до последних дней перед Гран-при. Последний груз приезжает на автодром примерно за неделю.
Если говорить о периоде подготовки в целом, то у нас есть неделя – две относительно спокойной передышки после Гран-при, а потом начинается этап подготовки к следующему мероприятию. Четыре месяца перед стартом заезда с точки зрения операционки – самые накаленные.
– То есть, выходит, принимать решение о проведении Гран-при с точки зрения доставки грузов нужно за месяц-полтора до нужной даты?
– Да. Если говорить о спокойной плановой работе, с учетом своевременного завершения всех предварительных действий и уже есть необходимые инструменты и договоренности с пограничной службой, таможней и так далее – то можно говорить о трех месяцах бурной операционной деятельности.
Перенос Гран-при Баку был неизбежен, заезд в Канаде – под большим вопросом
Плохие новости для любителей веселья на азербайджанской трассе: судя по всему, местный заезд точно не состоится до августа. Судя по рассказу Титова, нормальный период организации Гран-при на стационарном автодроме занимает около трех месяцев – а в Баку все-таки городской этап и возведение трибун с барьерами для него нужно было начинать уже совсем скоро. Более того, на строительство трассы на улицах столицы в принципе требуется немало денег и недель – потому никто не взял бы на себя подобный риск в период максимальной неопределенности.
«У нас городская гонка, и мы должны вести строительные работы. На их завершение требуется не менее двух месяцев, то есть, как минимум за два месяца до начала гонки должна быть известна дата ее проведения. В любом случае это может произойти не раньше августа-сентября», – подтвердила менеджер по PR трассы в Баку Гюльназ Гулиева после заявления о переносе.
Правда, теоретически старт сезона еще может состояться 7 июня: если «Формула-1» найдет замену в виде стационарного трека с хорошим расположением (вроде той же «Барселоны-Каталонии»).
С другой стороны, решение о запуске чемпионата нужно выносить хотя бы за три месяца до первой гонки – так что теперь под перспективы переноса попадает и заезд в Монреале. Если до конца марта Liberty Media не сделает официальное заявление – можно будет мысленно переносить возможный первый Гран-при на 26 июня и французский «Поль-Рикар».
В то же время среди отмененных и перенесенных этапов истекает контракт только у Гран-при Испании – судя по всему, мы все-таки увидим его в 2021-м.
А за Гран-при России можно не волноваться – по крайней мере, в данный момент.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Mark Thompson, Paul Gilham; globallookpress.com/HOCH ZWEI, nph / Bratic via www.imago-image
Двухдневные соревнования вынуждено "обошлись" без зрителей.
Жаль, было интересно.
Остается надеятся, что формульный этап пройдет штатно.
Удачи всем и здоровья.
Остается ждать информации, чтобы с авиабилетами не перемудрить.
А вот тысяч 60 ежегодно с удовольствием приезжают посмотреть на боевые гонки поддержки, да и основная гонка 30+ обгонов, за исключением одного неудачного раза.
Доходы этапа складываются не только из продажи билетов.