Пример Гран-при Австрии спас исторические треки для «Ф-1». Урок возвращения-триумфа и через 10 лет
Главный вклад «Ред Булл» в гонки.

«Формула-1» объявила о двух ключевых продлениях Гран-при на американском рынке.
Гонка по улицам Вегаса, которую серия сама и организует вместе с местными отельерами, сохранится в прежнем облике до 2027-го.

А заезд на полугородском треке в Монреале продлен до 2035-го. На этом фоне показательно звучат новости из Таиланда: местные власти одобрили выделение безумных $1,2 млрд для организации этапа с 2028-го по 2032-й по улицам Бангкока.
Последние сделки и переговоры подчеркивают давний тренд движения «Ф-1» к городам – он виден в календаре на 2026-й. В нем трассу имени Дино и Энцо Феррари в Имоле (и так расположенную в городских задворках) заменили на городской этап в Мадриде близ столичного выставочного комплекса IFEMA и главного аэропорта города.

Что осталось от исторических европейских автодромов?
● Британский «Сильверстоун» – монумент сам по себе, промоутер и владелец трассы активно застраивает его окрестности, а вокруг множество средних городов типа Милтон-Кейнса (население – 250+ тысяч человек).
● Нидерландский «Зандворт» – всего в 30 км от Амстердама с прекрасной логистической доступностью.
● Автодром «Монцы» находится практически в одноименном городе и всего в 23 км от Милана.
● До «Барселоны-Каталонии» – 20 км от самой столицы региона и около 10 км от других крупных городов вроде Сабаделя или Матаро.
● Венгерский «Хунгароринг» – в 20 км от центра Будапешта.
Даже исторические трассы на других континентах все больше тяготеют к городам: австралийский «Альберт-парк» – практически в черте города, канадский «Трек имени Жиля Вильнева» – на насыпном острове в центре Монреаля, бразильский «Интерлагос» – в центре Сан-Паулу.

Новые стационарные автодромы – примерно такие же: трек Бахрейна – в 30 км от столицы (как и трек в Катаре, и в ОАЭ), «Международный автодром Шанхая» уже вошел в черту города, техасская «Трасса Америк» – в 25 км от центра Остина.
Выделяется только японская «Сузука» – в 55 км от центра Нагои. Но рядом с одноименной урбанизацией на 200 тысяч человек, которая входит в огромную и плотную агломерацию, да и для страны в принципе не очень типично проводить гонки именно по городам.
Остаются только два ретромонумента. «Спа-Франкоршам» с удалением от Льежа на 55 км – уже получившая контракт на «чередование» с другими этапами с 2028-го.

И самый главный, самый необычный и уникальный в нынешнем календаре – австрийский «Ред Булл Ринг». 76 км до ближайшего крупного города (Граца) по горным перевалам – и жесткий контракт на проведение Гран-при до 2030-го без оговорок и чередований.

Таких в календаре почти не осталось и будет все меньше. Еще недавно в календаре присутствовал Гран-при Франции на «Поль Рикаре» – в 34 км от не слишком богатого и привлекательного Марселя. Давно без гонки осталась Германия с ее «Хоккенхаймрингом» и «Нюрбургрингом» (38 км до более-менее крупного Мангейма и 45 км до Бонна и Кельна соответственно). А помните этапы на «Маньи-Куре»? Оттуда до хоть немного крупного Клермон-Феррана 95 км, а Лион с Парижем – вообще в 240+ км.
И ни один новый Гран-при за последние 5 лет не добавлялся бы где-то на схожем расстоянии – либо у страны, страстно желающей гонку, не было альтернатив одному автодрому (как в Катаре). Остальные – либо как можно ближе к черте и центру города, либо вообще частично внутри него. И продления сделок на проведение вызывали все меньше проблем, разногласий и вопросов именно с городскими и окологородскими автодромами.
Так истек контракт у Имолы, завершается в 2026-м сделка с Барселоной (ее мечтают продлить, но про Имолу говорили то же самое). Со Спа договорились только на ухудшенных условиях – не помогли десятки миллионов евро на реновацию. В Имолу и Барселону вложили не меньше, да и вообще все европейские стационарные треки активно перестраиваются или пережили недавнюю достройку – прямо сейчас и на «Хунгароринге» кипят строительные работы. Просто сделку в 2023-м продлили сразу до 2032-го как раз под увеличение взноса за этап до 50 млн и масштабные вложения в улучшение автодрома (до 200 миллионов за весь цикл).
Гран-при Австрии уникален. Таких больше нет и не будет. Но чем же он так крут? Как ему это удалось?

10-летнее возвращение в «Ф-1»: трек перестроили, Гран-при перепридумали – и совершили революцию
После Гран-при 2003 года Австрия потеряла место в чемпионате: инфраструктура устарела (слишком узкое полотно и зоны вылета, неудобные трибуны и паддок), а запрет табачной рекламы в стране сделал бы визит в Шпильберг убыточным для серии и команд. Для сохранения слота в календаре требовалось здорово повышать взносы – и тогда гонка точно разорила бы промоутера.
В итоге трек в 2004-м ушел во владение основателя конгломерата «Ред Булл» Дитриха Матешица – тот родился в Штирии неподалеку от трека и всю жизнь был фанатом «Ф-1». Гонщик Герхард Бергер стал первым спортсменом-амбассадором компании – еще до запуска напитка в широкую продажу – а пару десятилетий спустя, после первого коммерческого успеха Дитрих решил не только продолжить маркетинговую экспансию, но и вложиться в родной регион. Потому помимо поглощения двух команд «Ф-1» под обязательства инвестиций Матешиц взялся и за возведение мегапроектов на «земле».
Первый – дополнительный павильон Hangar-7 у аэропорта Зальцбурга для бесплатных шоу-заездов, создания базы для его эскадрильи воздушных экстремалов и музея всей супертехники бренда «Ред Булл» вроде лучших самолетов и болидов «Ф-1». На него ушло около 100 млн евро.
А второй – полная реконструкция трассы в Шпильберге – на нее ушло 70 млн евро (только на трек) и 7 лет. Проектирование и строительство велось с 2004-го, Матешиц искал соинвесторов, но в итоге почти все профинансировал сам, назвал трек «Ред Булл Рингом» и передал благотворительному фонду Wings For Life.
Тем не менее, новую принадлежность обозначила грандиозная статуя в зоне свободного размещения – где теперь собирают временные трибуны по необходимости.

За эти годы на треке доработали конфигурацию и сделали несколько альтернативных, возвели новые боксы и паддок, переделали все трибуны и заложили множество разборных конструкций, поменяли асфальт, поребрики, все зоны вылета и средства безопасности. А в паддоке в рамках проекта также добавили школу пилотажа, музей, отели, зоны гостеприимства и ангар для выставки самолетов Матешица – и еще одной базы для его эскадрильи и проведения аэрошоу и аэросоревнований Red Bull Air Race. На них потратили еще 400 млн.
Трек вновь открыли в 2011-м, но он вернулся в «Ф-1» только в 2014-м, потому что одной перестройки не хватало для включения в календарь чемпионата мира. Мешали удаленность от крупных городов и неясность с привлечением публики – зачем такой этап серии, у которой множество претендентов на слот.
Ведь десятки и сотни тысяч человек надо будет где-то размещать и чем-то развлекать минимум 4 дня Гран-при. Если это трек посреди гор, то им нечего смотреть, кроме природы – но красивая природа есть много где. Для нее не нужно ехать на «Формулу-1».
Как же тогда мотивировать посетителей на длительную многодневную поездку? «Ред Булл» придумал – и совершил мини-революцию в организации Гран-при.

Базовую идею взяли у суточных гонок на выносливость вроде «24 часов Ле-Мана», «Нюрбургринга» или «Спа» – на них фанаты тоже приезжают в относительно отдаленное место (кроме локаций вроде Ле-Мана) и остаются там чуть ли не на неделю. Действо превращается в гоночный фестиваль с караванами, многодневными барбекю и стихийными вечеринками в зонах свободного размещения – в «Ф-1» ранее таким отмечался разве что Гран-при Великобритании на «Сильверстоуне».
«Ред Булл Ринг» расширил идею: к огромным зонам свободного размещения и природе добавил сразу несколько «оснований» приехать пораньше и остаться подольше. Например, свел воедино идеи параллельно проводить концерты и музыкальные фестивали (Projekt Spielberg Musikfestival), «Парады легенд» на исторических авто, а также множество шоу-заездов и экстремальных выступлений дрифтеров, мотоциклистов и аэрокрыла «Ред Булл».
Лучшее из всего придуманного и проспонсированного компанией ранее – от X Games до отдельных атлетов.


Да, все это пробовали и раньше на других этапах – например, первые полноценные музыкальные фестивали для фанатов дебютировали в рамках Гран-при в Сингапуре и в Абу-Даби в 2008-м, но не основывали на них идентичность: для новичков календаря это был способ привлечения туристов и посетителей дополнительно, помимо гонок.
Авиашоу пилотажной группы Королевских ВВС Австралии (RAAF) привлекали народ в Мельбурн еще с 1996-го атмосферой. Важной частью Гран-при Британии тоже стали выступления аэрогруппы Red Arrows как связи автодрома с его прошлым в качестве военной авиабазы. Но именно на «Ред Булл Ринге» впервые все это объединили в один ивент.

Но придумали и кое-что свое.
Мотив Матешица заключался не только в возвращении гонки на родину и рекламе напитка, но и демонстрации Австрии миру – и вокруг этого выстроили полноценный павильон в паддоке.
Национальный тематический стенд «Штирийская деревня» (Steiermark-Dorf) дебютировал именно с возвращением Гран-при и собрал все, что только мог предложить регион. Помните все эти облачения команды в австрийские наряды и традиционные комбинезоны гонщиков?

Они пошли именно как продолжение традиции от той деревни – она делилась на стенды с кухней и пивом Штирии и культурной зоной с демонстрацией музыки, фольклора и ремесел. Впервые эту деревню представили еще в 2013-м на главной площади города Шладминг в рамках чемпионата мира по горным лыжам, а затем перенесли и расширили на Гран-при.
Вместе с традиционной культурой расширяли и музыкальную, ведь «Ред Булл» знаменит как команда, с которой на каждый Гран-при приезжает диджей калибра Мартина Гаррикса и устраивает в командной фан-зоне вечерники. В 2014-м серию подобных выступлений начал AWOLNATION, а затем ее расширили на многодневный фестиваль.
И да, все это – еще до покупки «Ф-1» американской корпорацией «Либерти Медиа». С ее приходом владельцы трека пошли дальше: первыми ввели автограф-сессию как на ковровой дорожке («Штирийский зеленый ковер»), а объединение фанатов на одних именных и тематических трибунах породило те самые «Оранжевые армии» с файерами и перфомансом.


Именно этот комплексный подход, где национальная идентичность стала ядром развлекательной программы, выделил Гран-при Австрии на фоне других этапов и задал новый тренд.
Каждый из этих аспектов придумал не «Ред Булл». Все они впервые появились или опробовались не на Гран-при Австрии и не на «Ред Булл Ринге». Но только здесь их впервые свели все воедино – причем целенаправленно, для создания полноценного «фестиваля Гран-при». И его скопировали другие стационарные треки.
Уроки Гран-при Австрии и как треки их использовали
По прошествии 10 лет кажется, будто возвращение «Ред Булл Ринга» посреди Альп стало ключевым событием для календаря. Но на самом деле именно пример трека в Штирии показал таким же историческим автодромам, что надо делать, чтобы сохранить и место в календаре, и посещаемость, и потенциал к прибыли.
● Что и как нужно реновировать, на какие стандарты опираться.
● Какие аспекты «фестивальности» больше интересуют посетителей и на какие стоит ориентироваться.
● Как вообще растить и развивать культуру боления и объединения фанатов на трибунах для мощных перфомансов.
Вспомните, в каком состоянии «Ф-1» передавалась из рук Берни Экклстоуна американцам!
Германия фактически потеряла интерес к гонкам – там едва находили деньги на чередование этапов. «Монца» каждый раз просила о понижении взносов, потому что Гран-при приносил убытки и не давал буста в посещаемости. «Сильверстоун» страдал от старой инфраструктуры и тоже жаловался на слишком высокие взносы.
Но пример Гран-при Австрии зарядил всех на правильную реновацию и перестройку – задал направление и показал, что и как нужно делать. В итоге по той же «методичке» в календарь и вернулся Гран-при Нидерландов на «Зандворте», а в Италии расшили культуру боления с файерами и долгое время находили госденьги даже на два этапа.

Тифози в Италии были всегда, но пример Австрии показал: да, так можно. И даже нужно.
Теперь несколько Гран-при выстроены вокруг темы «национального фестиваля-карнавала» (например, Мексика).
«Сильверстоун» пошел другим путем – развитием инфраструктуры и элитных жилых комплексов вокруг трека и работой с ежедневным наполнением – потому теперь там и постоянные рекорды посещаемости в 480+ тысяч человек, и финансовый успех, и презентации предвыборных программ политических партий, и постоянные красивые кадры вроде рождественских проездов через новогоднюю иллюминацию.

Каждый выбрал свой путь, однако все исторические автодромы после возвращения «Ред Булл Ринга» сошлись в одном – масштабной реновации.
● Сразу следом за «Ред Булл Рингом» реконструировали бразильский «Интерлагос».
● Трек в Монреале перестроили к 2018-му и с тех пор меняли асфальт и улучшали дренаж.
● Трек в Спа перестраивали с 2023-го.
● В Имоле и Монце поменяли асфальт, как и на «Сузуке».
● В Монце к 2024-му заменили трибуны и дренажную систему, а также расширили боксы.
● Реновация «Хунгароринга» запущена в 2024-м и продолжается.
● Даже Монако перестроился в 2024-м.
● «Барселона» начнет масштабную перестройку только в 2025-2026-м, и потому рискует остаться без Гран-при.
Треки за пределами «Ф-1» тоже перестраиваются: «Нюрбургринг» недавно пережил новый цикл реконструкции и обновления инфраструктуры – чтобы принимать еще больше гостей и участников. Сейчас заявки на марафонские гонки серии «24 часа Нюрбургринга» бьют рекорды и превышают 140, а посещаемость – за пределами 300 тысяч человек и без Гран-при.
И этот список можно продолжать!
Пример «Ред Булл Ринга» спас многие автодромы, показав путь к выживанию и возвращению к активным гонкам. Например, «Интерлагос» без реновации давно хотели заменить на этап в Рио или другой бразильский, а Имола с Нидерландами вообще вернулись только благодаря новой схеме работы.
Но почему тогда все равно стационарные автодромы вылетают из календаря «Ф-1»?

Одной реновации все равно недостаточно, чтобы сохранить Гран-при: Австрия доказала, какое количество факторов нужно учесть и насколько глубоко нужно переосмыслять и перестраивать бизнес-модель. Не всем удается – часто треки уповают на важность исторического бэкграунда и работают в одном направлении.
Например, Гран-при Нидерландов на «Зандворте» стал просто дублем Гран-при Австрии с «Оранжевой армией» и схожими остальными фишками. Новую на родине Ферстаппена так и не нашли, инвестора вроде «Ред Булл» у них нет, а усиление конкуренции за Гран-при не дает «Ф-1» роскоши иметь два экзистенциально одинаковых этапа. Потому с Нидерландами прощаются в 2026-м – после финального этапа по нынешнему контракту.
С гонками в Италии та же история: Имола и Монца бодро приняли и расширили культуру тифози, «Храма» и дома «Феррари», но у «Феррари» в нынешней «Ф-1» с такой конкуренцией за места не может быть больше одного дома и точки сбора фанов. Монца оказалась укорененнее в календаре, вот и осталась именно она.
То же и с Гран-при Бельгии – этап так и не перепридумал новую идентичность. Он претендовал на кусок «домашних гонок Ферстаппена» (ведь Макс наполовину бельгиец) и «Оранжевой армии» и шел на расширение опций-аттракционов для фанов (вроде ресторана на подъемном кране с видом на трек с высоты птичьего полета), но всеобъемлющей программы не вышло.

В итоге усилий хватило только на попадание в ротацию «Ф-1». В остальном же трек сконцентрировался на олдскульности и «гоночной фестивальности» гонок на выносливость – по той же схеме прекрасно существует «Нюрбургринг», который целиком окунулся именно в раскрутку самых известных своих черт и стал чуть ли не европейским центром таких заездов.
Оттуда же проблемы «Барселоны»: после потери идентичности как главной тестовой трассы испанский автодром не успел перепридумать себя. Одна лишь реновация не поможет, и даже странно, что каталонцы не используют тему «послесезонной спортивной столицы» – туда регулярно приезжает множество спортсменов в отпусках после завершения своих календарей.
«Сильверстоун» пошел похожим на «Ред Булл Ринг» путем и расширил фестивальную программу – теперь там тоже проводят концерты и дискотеки 4 дня подряд (в 2025-м – Fatboy Slim, Blossoms и Идрис Эльба), и спрос на билеты регулярно вызывает повышения цен и жалобы старых фанатов на недоступность.

Но вообще в Европе еще много стационарных автодромов – и каждый из них теперь просто фокусируется на самой сильной стороне вокруг самой сильной серии. Только в Испании треку Валенсии хватает и красочного фестиваля MotoGP (как и в Хересе, и в Арагоне) вместе с тестами и гонками локальных серий. То же самое – в итальянском Мизано и нидерландском Ассене, и португальском Портимане.
И это только подчеркивает тренд: из европейских стационарных автодромов выживут только те, кто сумеет передпридумать бизнес-модель и лицо по примеру «Ред Булл Ринга» для Гран-при Австрии. Он все еще остается примером – даже 10 лет спустя.
Что еще почитать об успехе «Ф-1»?
Феномен «24 часов Ле-Мана»: как и почему появилась великая гонка
А какие гонщики современной «Ф-1» по-настоящему хорошие? Кого переоценивают, а кого не замечают?
Визитка «Ф-1» в Канаде – «Стена чемпионов». А насколько она опасна сейчас?
Рекордная сделка в «Ф-1»: Майами в календаре до 2041-го! Гонка обогатила город на $1 млрд
Все о новой трассе «Ф-1» в Мадриде за $95 млн: вираж-бэнкинг– как на суперовалах США!
Секреты взлета «Ф-1» в Китае: от полупустых трибун до эфиров на главном канале страны
Фото: Gettyimages/Clive Mason / Staff, Mark Thompson / Staff, Dan Mullan / Staff, Chris Graythen / Staff, Clive Rose / Staff, Rudy Carezzevoli / Stringer, Dan Istitene / Staff, Leonhard Foeger/Pool