Парень из Екатеринбурга выиграл «Дакар» без денег (даже спал в машине!), а теперь сам делает багги для ралли-рейдов
Интервью с новым лидером рейда-2020.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/9a/1a4dfedf0462e82d436bd05c01c33.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Россиян на «Дакаре» знают чаще всего благодаря доминирующим «КАМАЗам»: в остальных категориях за пределами зачета грузовиков гонщики под триколором редко входят в число фаворитов и почти никогда не бьются за подиум (исключение – третье место Леонида Новицкого во внедорожниках в 2013-м).
Но с появлением Сергея Карякина все изменилось: парень из Екатеринбурга в первом же рейде выиграл один из сложнейших этапов в категории квадроциклов и моментально оказался среди претендентов на победу в каждом году. В 2015-м он ехал в топ-10, но столкнулся с техническим отказом, в 2016-м из-за череды спорных судейских решений лишился победы, а потом и подиума, и лишь в 2017-м официально выиграл «Дакар».
После успеха Карякин не забросил легендарный рейд: создал собственную команду Snag Racing, перешел в класс мотовездеходов (багги и SSV) и продолжил бороться за победы. «Дакар-2020» не оказался исключением: сейчас (после пятого этапа) экипаж Сергея вышел в лидеры марафона в своей категории.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/5e/58360c0c74cdc9ca1f35402f9efbb.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Перед стартом гонки Сергей выложил на собственном ютуб-канале интервью, в котором рассказал о:
самой серьезной гоночной аварии в жизни
любви к Новому году – рейдовые гонщики празднуют событие на «Дакаре»
воспоминаниях о первом «Дакаре»: команда хотела схода как можно быстрее, не подготовила ему квадроцикл, и это вообще была жесть
судейском произволе в 2016-м
победе на «Дакаре» вообще без денег
причинах перехода в багги (ради повышения конкурентоспособности)
собственной команде и производстве мотовездеходов: теперь Snag Racing изготавливает детали не хуже американских, а на будущее большие планы
Лучший способ познакомиться с Сергеем ближе.
О полете с горного серпантина и спортивных травмах
«В мой первый сезон в ралли (речь о 2011-м) у меня была одна из самых сильных аварий: когда мы на скорости в 150 км/ч улетели с горного серпантина. Помню, когда мы на машине пролетали над верхушками вековых сосен – думал, что все, это конец. Но нет. Много ударялись об деревья, так гасили скорость и поэтому остались живы. Оттуда привез пару выбитых позвонков, смещенную почку… Да, фигня по сравнению с тем, что было дальше.
На самом деле, весь спорт, когда ты им долго занимаешься, [приносит] проблемы со спиной с суставами. Они меня тоже сейчас волнуют больше. Когда я перестаю заниматься спортом – это все начинает болеть. Что сейчас болит больше всего? Ум! (смеется). Просто сейчас я достаточно активно занимаюсь спортом – это поддерживает меня в форме и купирует боль. Мышечный корсет, который держит суставы, в принципе хорошо помогает».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/69/bb33d113f4b97952ebbd080f3316e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Не обидно ли пропускать Новый год из-за рейдов
«На самом деле Новый год – мой самый любимый праздник. Потому что хорошо же, когда праздник у всех! День рождения – отличный праздник, но когда ты празднуешь его один… Сомнительно, да? А когда праздник у всех – вот это по-настоящему. Поэтому я считаю Новый год одним из основных праздников, и, помню, первое время на «Дакаре» очень расстраивался, когда отмечал его в очереди на регистрацию».
Первый «Дакар»: проблемы коммерческих команд, первая победа, битва с квадроциклом
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/69/fe6aab5d44c5a9600799419658541.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Впервые Карякин приехал на легендарный рейд в 2014-м – причем совершенно неподготовленным: без опыта длинных заездов и понимания песков и пустынь. Для покупки места в частной команде даже пришлось продать машину, поскольку денег от спонсоров не хватало даже на покрытие вступительного взноса. Участие в «Дакаре» казалось полным безумием – но на середине рейда Сергей внезапно поехал быстрее топов, а всю гонку завершил на седьмом месте.
Впечатления от первой в карьере победы на столь масштабном рейде оказались очень горячими.
«Я по сути за свою жизнь проехал только три ралли в России, – говорил тогда Карякин в интервью каналу «КАМАЗ». – И то по 70-100 километров в день. То есть несерьезно. А тут вон такое! Сегодня доп – 630 километров. Поначалу было так тяжело, что хотелось все бросить и уехать домой. Но – не знаю, почему – я все-таки решил остаться и каждый день я стартовал и финишировал, стартовал и финишировал. С каждым днем результат становился все лучше, появилось понимание гонки и дороги.
К сожалению, в самом начале подвел квадрик – сгорел модуль зажигания. Чудом доехал до финиша вообще. А потом были проблемы с перегревом. Ну это из-за того, что нет опыта подготовки техники к «Дакару». Поставил слишком маленький радиатор.
Если честно, постоянно хожу с перебинтованными пальцами – выбил рулем из сустава один, когда ехал по камням. Когда по ним гонишь – очень сильные удары, и эти суставы разбиваются и сгорают. По третьему разу до мяса тут уже.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/18/5208d9c6d4c09807439a909463504.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/87/01158b42f4081a4c1b6dd4e9a232d.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
На пятом спецучастке, когда было +55, пришлось лить воду из фляги на радиатор, чтобы квадрик не перегревался и можно было ехать. А потом я проткнул колесо, и мне пришлось одному его менять. Одной рукой поднимал квадрик, другой подставлял колесо – долго не получалось это сделать. С шестого раза получилось, когда в глазах темнело, голова кружилась и болело сердце из-за перегрева. На следующее утро проснулся в холодном поту– меня колотило. Но стартовал и без технических проблем уже начал потихоньку ехать».
Сейчас же Сергей оценивает тот опыт с первого «Дакара» намного, НАМНОГО категоричнее.
«Было безумно тяжело. Прямо мучение-мучение. Но я финишировал, и это оказалась одна из главных побед в жизни.
Что было самым неприятным? Наверное, подготовка квадроцикла. И команда, которая вообще никак мне не помогала. То есть они начали мне колеса в 1,5 атмосферы и отправили в пески – где я там просто потерял всю свою душу. Квадроцикл был абсолютно не готов. И они даже не пытались принять меры, чтобы я понял гонку, не пытались помочь. Это проблемы коммерческих команд – они очень рады, когда ты сходишь. Теперь я анализирую и понимаю, что с их стороны это желание было возведено в очень высокую степень. Чтобы я не финишировал.
Только когда я выиграл спецучасток, они начали искренне встречать меня. По-моему это был шестой или седьмой спецучасток, как мне потом сказали, один из самых сложных за всю историю «Дакара». 650 километров – самый длинный этап, который я когда-либо проезжал. Это было жарко. Это были горы Боливии. Камни, булыжники, пески – и 650 километров рытвин. Это было просто ужасно. Это было невыносимо плохо. Но тогда ситуация уже изменилась – они увидели в этом свой коммерческий интерес, «вот их пилот выигрывает этапы на «Дакаре». Тогда я уже стал им интересен как человек, который финиширует в гонке».
Засудили на «Дакаре»-2016: судьи внаглую отобрали подиум, задним числом переделав результаты
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/ed/a50e2e04449bdb6c53eecba979aad.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
На том рейде Карякин уже осознанно ехал на победу, но организаторы почему-то подошли к процессу с огромной долей раздолбайства – и именно на долю россиянина выпало большинство конфликтных ситуаций. К примеру, на квадроцикле Сергея несколько раз ломалась трекинговая система Iritrack – причем судьи каждый раз отказывались списывать ему время на ее замену. Из-за частой смены трекинговых данных Карякин несколько раз выпадал из стартовых листков, и каждый раз на прояснение ситуации уходили буквально часы. А несколько раз гонщика из Екатеринбурга оштрафовали за превышение скорости на отрезках маршрута с ограничениями и отказывались списывать наказания даже после выяснения ошибочности запрограммированного лимита.
В итоге Сергей остался лишь четвертым – и воспоминания от заезда по Аргентине и Боливии остались незабывааемыми.
«Это был абсолютно зверский «Дакар» по качеству судейства. Помню, был спецучасток с пятикилометровым отрезком с ограничением скорости – он попал под изменения. Братья Патронелли проехали его без ограничения и им дали ооогромный штраф. И я тогда оказался первым в общем зачете. И «дакаровцы», по-видимому, чтобы оставить братьев в призах, отменили этот пятикилометровый участок – и у меня каким-то чудом время этапа увеличилось то ли на 40, то ли на 50 минут!
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/9c/f2c865cbe437594c2eab66242844e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Я подошел к ним и сказал: «Ребята, при прочих равных, если спецучасток уменьшился на пять километров – почему у меня увеличилось итоговое время?». Мне ответили: «Слушайте, это все автоматически машина посчитала, мы ничего не знаем!». Я ходил, ругался с ними, у меня гонка была настолько ужасная… А на следующий день я выхожу на старт – и мне говорят: «Тебя нет в стартовом листке».
В результате все медленные гонщики стартовали передо мной, я их обгонял, терял огромное количество времени в пыли… Меня еще останавливали на зоне промежуточного контроля… Это был просто бред! Реально, за такой поступок можно прямо плюнуть в лицо организаторам. Очень плохо и неправильно».
Маленькая команда и отсутствие денег на победном «Дакаре» – даже спал в машине
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/6e/e02f8b0c94bdcbbddc11c7ef27764.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«В 2017-м у нас победила рекордно маленькая команда – на рейде было всего три человека: я, Серега Говорухин и Саша Доросинский. Первая неделя у нас вообще не шла: помню, проигрывал полтора часа и ехал 13-м, чтоль. А потом был очень сложный навигационно участок – я на нем очень много выиграл. И мы наконец отстроили квадроцикл – потому что денег ну прям вообще не было. Нисколько денег!
Я не мог позволить себе даже жить в гостинице – пять дней ехал самостоятельно [на место старта] без сна и нормального душа – максимум на заправках. А потом спал в машине. Помню, как просил ребят меня довезти, как просил команду «МАЗ» пройти за меня техкомиссию, потому что в один день билеты стоили 15, а в другой – 28. И они прошли! Это прямо круто, спасибо им за это огромное.
Что поменялось после победы? Да вообще ничего. В 18-м тоже поехал без спонсоров и без денег – все нашлось в последний момент. Тогда мне очень помогла команда Astana Motorsports – я тренировал два их экипажа для «Дакара». В итоге один из них – Дима Шилов – приехал шестым. За это они брали меня на тренировки и прежде всего платили мне, это очень сильно помогло. Мы тренировались как в Эмиратах, так и в Андорре. Это был один из самых насыщенных сезонов по тренировкам, я пришел в очень хорошую форму. Ну и во время «Дакара» они мне тоже очень сильно помогли, за что я им чрезвычайно благодарен».
Мотовездеход круче квадроцикла – там теперь самый конкурентный класс на «Дакаре»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/5a/976a7df084796a6d714b99faa2d34.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
После неудачного рейда в 2018-м (Сергей ехал вторым, но упал и сломал руку) пилот из Екатеринбурга объявил о внезапном карьерном повороте – переходе в класс SSV. Тогда же он основал и собственную команду с небольшим бюджетом: по описанию партнера «ФОРЭС», «в десятки раз меньше фаворитов класса».
«На самом деле на багги я пересел еще в 2015-м, ехал в серии Can-Am. Первая гонка была «Золото Кагана» – этап чемпионата России. Мы ее выиграли. Конечно, сейчас техника настолько далеко ушла… Раньше мы просто катились. Помню, клал руку на дверь и ехал расслаблено – потому что быстрее гнать не было смысла. И вот за счет того, что мы технику не ломали, а ехали спокойно, мы и добрались до финиша с огромным преимуществом.
Багги круче квадрики. Быстрее и интереснее. Больше чувствуешь машину: жестко к ней пристегнут, она едет очень быстро и за счет этого ощущаешь все неровности, прыжки и вообще все происходящее. Больше контроль, больше концентрация. Выше скорость.
На самом деле я бы уже и в 2018-м поехал бы в «Дакаре» на багги, если бы уже не был обременен обязательствами по спонсорству. Сейчас конкуренция в нашем классе [мотовездеходов] выше, чем во внедорожниках – я считаю, что это самая сложная категория на данный момент. И эта победа будет гораздо приятнее – в действительности знать, что ты лучший среди лучших. То есть я ни в коем случае не говорю, что выиграю еще что-то и не загадываю наперед – понимаю, что мы можем и у нас все для этого есть. Но это вопрос удачи».
Теперь Snag Racing фактически производит собственный мотовездеход
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/da/2bf9e775d42cfa1c8dd2955e604ad.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Команда Карякина существует всего два года, но за это время выиграла «Шелковый путь», чемпионат России по трофи-рейдам и локальный Сan-Аm. Тем не менее, главным развитием стал технический прогресс: теперь они сами разрабатывают свои багги.
«В действительности мы взяли за основу агрегаты Maverick, но уходим от стандартных решений все дальше и дальше. Все больше узлов заменяем своими, собственной конструкции с нуля. У нас было шесть конструкторов, но направление движения задаю я: говорю им, как нужно сделать, а они реализовывают в компьютерной модели.
Я еще не видел новинки – хочется посмотреть на «Тойоту» и на машину South Racing. Но, я считаю, в принципе большинство возможных ноу-хау мы уже сами придумали и собрали у себя. Откуда у меня берутся эти ноу-хау? Из головы. Я анализирую ситуацию, понимаю, что меня не устраивает в данный момент, понимаю, как можно решить эту ситуацию. А потом путем дальнейшего анализа пытаюсь из нескольких вариантов выбрать один, раздумываю над его реализацией, тогда уже даю задачу [конструкторам], и все реализовывается.
К компьютерному моделированию мы пришли в последние два года, за последнее время стали еще лучше в нем разбираться. У нас все детали уже заранее нарезаны на лазере, загнуты – и по сути мы на месте проводим лишь финальную сборку, выстраиваем и подгоняем. И куча хлама и труб превращается в машину.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/c5/dc4caa4a647d0aa3a4c0235c9340d.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Глобальные планы – конечно, закупка станков, потому что очень тяжело у нас работать с подрядчиками. Это сроки, качество выполнения работ, ну и стоимость. Так как мы не пытаемся сделать этот проект коммерческим – стоимость нам не так важна. Зачастую при работе с подрядчиками в России, ты делаешь проект, конструируешь деталь, изготавливаешь документацию, готовишь все к производству – и ценник получается такой же, как в Америке. Только там ты купил все готовое, поставил и поехал. Конечно, у нас свои цели: детали сейчас уже во многом лучше американских, мы наконец-то получим первую отгрузку хорошего металла, из которого можно сделать легкие и крепкие детали. Сейчас мы этот металл по крупицам собираем в России, а теперь получим 8 тонн первоклассной подходящей нам стали.
Разве что помещение [под гараж] нужно побольше. А то когда там собираются две машины на «Дакар»… Нужно понимать, что появляется большое количество вспомогательного оборудования для сборки автомобиля: сварочный аппарат, столы, тиски, компрессора, пресса – огромное количество всего, и это надо где-то размещать. В действительности ребята уже работают друг у друга на голове. Если в обычный день в сервисе работает пять человек, то во время сборки машин на «Дакар» – сразу 11. Команда масштабируется.
Поток или индивидуальные заказы? Думаю, второе. Поток – огромные деньги, огромные инвестиции, нужно говорить о 50-100 миллионах долларов. Конечно, у нас более потоковый тип сборки, чем у тех же South Racing: мы ничего не пилим на колене, все привозится готовое, ребята только где-то подгоняют немножко. Но мы после каждой сборки дорабатываем зазоры и неточности в компьютерной модели, чтобы в следующий раз все было более точно.
Что я как механик могу сделать сам? Да я не могу сказать, что плохой механик. Я могу все сделать сам. Но у меня мало терпения, а ребята гораздо лучше разбираются. Вероятность того, что техника, сделанная ими, не подведет – намного выше, чем техника, сделанная мной».
Все главные события и последние результаты нового «Дакара» – здесь
Сергей Карякин на багги перепрыгнул через две машины ГИБДД
«С халявщиками разговор короткий». Карякин сам подписал спонсоров на $1 млн
Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene; instagram.com/snagracing; globallookpress.com/Eric Vargiolu via www.imago-imag/www.imago-images.de, Martin Zabala/Xinhua; youtube.com/SNAG Racing; youtube.com/KAMAZ-master
Но как надоело видеть статьи на сайте, где просто куча орфографических ошибок. Автор - научись хотя бы в Worde клавишу F7 использовать.
Это просто дикое неуважение к читателям.
Его победы намного серьезнее, чем победы Камаза.