14 мин.

Круговые иногда злят лидеров «Формулы-1». Ферстаппену еще повезло

История доказывает.

Правилу «синих флагов» исполнилось 23 года — его добавили в «Формулу-1» в 1995-м для оповещения круговых о приближении лидеров. По идее, нововведение задумывалось для помощи быстрейшим: отставшие гонщики должны были уступить дорогу и не мешать в борьбе за победы и высокие места. Но многим зрителям на трибунах оно не по нраву: трудно болеть за какого-то гонщика, когда он обгоняет соперника без борьбы. Круговые в свою очередь постоянно теряют кучу времени на освобождение дороги лидерам, отчего страдают их собственные результаты — потому аутсайдеры далеко не всегда покорно сворачивают на поребрики или поднимают ноги с педали газа. В такие моменты не помогают даже синие флаги, а возглавляющие пелотон гонщики рассыпаются в жалобах, негодовании и проклятиях. Но иногда ситуация заходит еще дальше — вплоть до контакта, сходов, потерянных подиумов и даже рукоприкладства.

Гран-при Бразилии 2018 года

Эстебан Окон получил свежие шины в середине гонки и обнаружил, что едет немного быстрее лидера Макса Ферстаппена. Получив разрешение на атаку от командного мостика «Форс-Индии», француз включил ДРС и накатил на соперника на стартовой прямой — однако скорости не хватило, и пилот «Ред Булл» остался впереди. Тем не менее, Окон не прервал маневр (что, в общем-то, предписывается правилами и синими флагами — любые маневры круговых не должны сдерживать лидеров) и продолжил движение по внешней траектории, перешедшей во внутреннюю. Ферстаппен же продолжил ехать по базовой гоночной линии, не ожидая какого-то подвоха, но все закончилось катастрофой.

Макса развернуло, он потерял лидерство и весь наработанный отрыв от Льюиса Хэмилтона. Преследование англичанина на поврежденной машине не помогло вернуть победу, и гонщик «Ред Булл» финишировал только вторым. Ярость от потери первого места захлестнула голландца, и он отправился искать в паддоке уже наказанного стюардами десятью секундами стоп-энд-гоу Окона. Когда старые непримиримые соперники по «Формуле-3» все-таки встретились, случилась потасовка.

И уже за нее Ферстаппен получил от судей два дня общественных работ на семинарах ФИА, но сохранил вторую позицию.

Гран-при Японии 1993 года

После дождевого периода первая волна гонщиков поехала на пит-стоп за шинами для сухой погоды. Айртон Сенна же остался на «дождевых» и оказался лидером, когда перед ним из боксов выехал на «сликах» Дэймон Хилл. Бразилец не смог обогнать англичанина и немного сбросил темп ради предотвращения перегрева резины, как в тот самый момент его обогнал новичок «Джордана» Эдди Ирвайн (тоже был на дождевых покрышках).

Сенне пришлось несколько кругов следить за борьбой круговых перед собой, пока он наконец не обогнал обоих. Всего Айртон потерял 15 секунд из-за Ирвайна и потому разозлился, даже несмотря на сохраненную победу.

Когда оба гонщика встретились после финиша для разговора, «Волшебник» отчитал Эдди за непрофессиональное поведение, но ирландец лишь повторял, что гонялся и действовал по правилам. В результате Сенна разозлился и врезал Ирвайну прямо в лицо. Скорее всего, одним ударом дело бы не ограничилось, но трехкратного чемпиона мира оттащили работники «Макларена».

Судьи наказали Айртона условной дисквалификацией на две гонки. Ирвайн же не получил никаких штрафов и сохранил шестую позицию.

Гран-при Италии 1988 года

Айртон Сенна лидировал в гонке за два круга до конца, когда догнал Жана-Луи Шлессера, проводившего единственную гонку в «Формуле-1» в качестве замены заболевшему ветрянкой гонщику «Уильямса» Найджелу Мэнселлу. Бразильца в свою очередь быстро нагоняли Герхард Бергер и Микеле Альборето из «Феррари» (которой было важно выиграть домшний Гран-при), так что лидер чемпионата поспешил сразу же обогнать француза по внутренней траектории в первом же повороте. Но Волшебника ждал сюрприз: Шлессер заблокировал колеса и заскользил в сторону гравийной ловушки. Сенна изменил изначальный план и выбрал обычную траекторию, но Жан-Луи использовал свой раллийный опыт и отловил машину, не дав ей улететь за пределы трека. Следующим движением временный пилот «Уильямса» отвернул обратно на трассу, не снижая скорости, врезал в колесо не ожидавшему такого поворота бразильцу и сломал тому подвеску.

В результате Айртона классифицировали 10-м, Шлессера — 11-м. Первое место ушло Бергеру, тем самым отобрав у «Макларена» шанс на уникальный сезон с выигрышем на каждом Гран-при: в конце сезона команда из Уокинга оказалась с 15 победами из 16-ти.

Гран-при Австралии 1988 года

Герхард Бергер лидировал и отрывался от преследовавших «Макларенов» Проста и Сенны, когда на 25-м круге догнал гонщика «Лижье» Рене Арну. Бывшая звезда «Рено» уже была далека от своей лучшей формы: французу исполнилось 40 лет, и он успел заслужить репутацию редко смотрящего в зеркала заднего вида главного «блокировщика» пелотона. Гонщик «Феррари» агрессивно атаковал его при первой же возможности – и все закончилось довольно печально.

«Лижье» Арну заглохло на середине трека рядом с красным болидом Бергера со сломанной подвеской. После гонке Рене объяснил свой маневр тем, что в последний раз видел «Феррари» в начале прямой за предыдущим круговым. Бергер в свою очередь посетовал на настройку болида, удлинившую его тормозной путь и не позволившую хоть как-то среагировать на пилотаж француза.

Впрочем, данный случай подходит в меньшей степени, ведь позже в своих мемуарах австриец описал совсем другую историю. Сезон для Скудерии складывался настолько отвратительно, что в последней гонке Герхард и его напарник Альборето решили особо не напрягаться, помчаться вперед и устроить хорошее шоу, пока не закончится бензин. Бергер даже заказал вертолет на 2:45 (то есть спустя 45 минут после начала гонки) и соответствующие билеты на рейс в Европу и точно не собирался доезжать Гран-при до конца. Естественно, в таких условиях ставший лидером пилот «Феррари» думал лишь об одном: «Что бы устроить напоследок?».

«Я догонял две обойденные на круг машины, передняя из них была «Лижье» Арну, – вспоминал Бергер в своей книге «Финишная прямая». – То, что было нужно, ведь Арну – один из самых безбашенных гонщиков «Формулы-1», один из тех, кто никогда не смотрит в зеркала и постоянно путается под ногами. Итак, я обогнал первого и заодно сразу Арну, очень смелым маневром, и при этом заднее колесо «Лижье» оказалось на пути. Маленькое столкновение – и конец. До глубины души разочарованный Герхард Бергер, великолепно лидировавший в Гран-при Австралии, отказался давать комментарии. Немедленный отъезд от разочарования, пилот «Феррари» садится в вертолет...»

Это было очень хитро.

Гран-при Германии 1982 года

Нельсон Пике на болиде «Брэбэм-БМВ» лидировал с солидным заделом на домашней для своего моториста трассе, пока на его пути на 18-м круге не вырос «АТС» Элизео Салазара. Чилиец сместился внутрь поворота перед шиканой, казалось бы, с явным желанием пропустить бразильца, но почему-то не сбросил скорость и выбил действовавшего чемпиона мира с трассы.

Разозленный Пике набросился на Салазара с кулаками, обеспечив эпизоду бессмертие в памяти фанатов «Формулы-1», но вторая победа в сезоне уже безвозвратно уплыла.

Кстати, среди болельщиков ходит байка, будто бы история получила неожиданное продолжение: несколько месяцев спустя Нельсон узнал от свои инженеров, что его двигатель в любом случае не дотянул бы до финиша того Гран-при Германии из-за утечки масла. Бразилец якобы сразу же позвонил чилийцу и поблагодарил за избавление «БМВ» от домашнего позора.

Гран-при Канады 1977 года

Джеймс Хант и Марио Андретти в тот день здорово зажигали — они вдвоем сражались за победу, далеко оторвавшись от остального пелотона. Англичанин прессинговал американца 60 кругов, пока парочка лидеров не догнала следовавшего третьим напарника Джеймса по «Макларену» Йохена Масса. Именно тогда Хант и решил рискнуть с обгоном, понадеявшись на помощь товарища — и ринулся на внутреннюю траекторию на скорости 150 км/ч. Но немец неожиданно заблокировал именно англичанина вместо американца, потеряв кучу времени и вызвав сход чемпиона.

Однако эпизод прославился не столкновением, а его последствиями: разгоряченный Хант целый круг ждал Масса на обочине, чтобы погрозить кулаком, но один из маршалов вмешался раньше. Когда работник трека попытался вывести пилота с трека, то моментально получил мощный хук в челюсть.

Тут же последовавшие извинения не помогли англичанину: ФИА оштрафовала его на 750 долларов за своевольную прогулку по обочине и еще на 2000 долларов за нападение на маршала. Выиграл же гонку даже не Андретти (у того умер мотор за три круга до клетчатого флага), а Джоди Шектер. Масс в свою очередь все-таки удержался на подиуме и финишировал третьим.

Гран-при Бельгии 1998 года

Однако многиеэпизоды со столкновением лидера и кругового происходили и уже после введения в обиход синих флагов. Например, авария Михаэля Шумахера и Дэвида Култхарда на 24-м круге заезда в Спа.

Инцидент стал одним из самых драматичных в истории «Ф-1» из-за контекста. Немец сражался за титул с напарником шотландца (сошедшего на первом круге бельгийского заезда) и в случае победы в гонке вырывался вперед в чемпионате. Его темп был невероятным — он был быстрее «Макларена» на 2-8 секунды и нагнал Култхарда уже к концу 22 круга. Однако Дэвид не пускал соперника на протяжение трех «петель», из-за чего боссу «Феррари» Жану Тодту даже пришлось идти в соседние боксы и напоминать о правиле синих флагов. После этого Култхард сбросил скорость в одном из поворотов, словно пропуская Шумахера, но не сменил траекторию — и будущий семикратный чемпион мира на полной скорости влетел в соперника. «Феррари» потеряла правое переднее колесо, а Красный барон доехал до пит-лейн и чуть ли не с боем рванул в боксы «Макларена», желая порвать оппонента. После финиша гонки немец обвинил шотландца (занявшее в итоге седьмое место) в намеренном опасном торможении, однако ДиСи даже спустя двадцать и двадцать пять лет не признает ошибку, подчеркивая сложные дождевые условия и неудачное место на трассе (там происходит смена траектории). 

Кому верить — каждый выбирает сам.

Гран-при Турции 2005 года

Также с последствиями чудачеств круговых сталкивался и Хуан-Пабло Монтойя: на предпоследней петле заезда по «Стамбул-Парку» колумбиец комфортно следовал на втором месте, когда уже в третий раз догнал Тьягу Монтейру. Португалец сперва без проблем пропустил соперника, но на следующей точке торможения заблокировал колеса и врезался в «Макларен» Монтойи. Болид Хуана-Пабло развернуло, он потерял время и повредил диффузор, из-за чего круг спустя проиграл позицию Фернандо Алонсо и финишировал третьим. Гонщика «Джордана» никак не наказали.

Гран-при Бразилии 2001 года

Монтойя сталкивался с непокорными круговыми и раньше — уже в третьей своей гонке в «Формуле-1». Тогда он блестящим маневром обогнал Михаэля Шумахера, вырвался в лидеры и комфортно летел к первой победе, пока не встретил на 38-м круге Йоса Ферстаппена.

Голландский пилот «Эрроуза» начисто снес Хуану-Пабло заднее антикрыло. О продолжении гонки не могло быть и речи.

Гран-при Бельгии 2005 года

«Синефлаговые» очень любили Монтойю – он пострадал и в Спа 13 лет назад, следуя на финиш на второй позиции за четыре круга до конца заезда.

На сей раз колумбийцу под колеса попал Антонио Пиццония из «Уильямса» – причем подробности аварии так и остались за кадром. Тем не менее, за инцидент никого не оштрафовали (как и во всех остальных предыдущих случаях).

Гран-при Монако 2004 года

Хуан-Пабло не всегда оказывался в роли мишени круговых — иногда он и сам был горазд изменить гоночный расклад. Например, во время гонке в Монте-Карло колумбиец оказался круговым после выезда автомобиля безопасности и волны пит-стопов. Перед ним следовал лидер заезда Михаэль Шумахер, прогревавший шины и тормоза резкими торможениями — и во время одного из в легендарном туннеле Красный барон заблокировал колесо.

;

Монтойя не успел среагировать на проблему соперника и врезался в его алый болид, отправив того в барьеры. Стюарды признали эпизод гоночным столкновением. Для Шумахера все закончилось сходом, а для Хуана-Пабло — четвертым местом.

Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, почему же у Хуана-Пабло возникло столько проблем с круговыми – возможно, во всем виноват опыт «Индикара», где правила синих флагов отсутствуют и лидерам всерьез приходится сражаться с аутсайдерами.

Медленные болиды станут чаще вмешиваться в ход Гран-при

В текущем сезоне прошло уже несколько обсуждений возможной отмены синих флагов, но последний пример Окона доказал: без них нынешние аутсайдеры (коих, судя по последним гонкам, 70 процентов всего пелотона — «Феррари», «Мерседес» и «Ред Булл» привозят по кругу вообще всем) еще сильнее вмешаются в распределение подиумных позиций, нарастив число столкновений, аварий и различного рода инцидентов.

С другой стороны, в таком случае борьба между лидерами могла бы перейти не просто в категорию «прорубись сквозь трафик быстрее всех» – вопрос рисков и потенциальной потери времени встал бы намного острее. Следовательно, правила вновь могут осложнить жизнь пилотам из топ-6 и внести новую переменную в гоночную стратегию – и, вероятно, повысить зрелищность с накалом борьбы. Но после подобных инцидентов вряд ли в Международной автомобильной федерации осмелятся пойти против безопасности – скорее еще больше ужесточат наказания.

Фото: Gettyimages.ru/ Lars Baron; globallookpress.com/Eric Alonso/ZUMAPRESS.com