Что изменили в «Формуле-1» новые владельцы
Теперь это самая быстрорастущая гоночная серия.
Сезон-2017 «Формула-1» начала под руководством Чейза Кэри, а не вечного Берни Экклстоуна. Американский ставленник новых хозяев гонок из Liberty Media сразу пообещал, что не будет ничего менять на манер заокеанских «овалов», а займется лишь косметическим ремонтом в промоушене и менеджменте серии.
Хоть минула только лишь четверть первенства, за первые Гран-при мы увидели немало нововведений, которые позволяют оценить работу Кэри над развитием и повышением популярности «Формулы-1». И знаете, никакие соревновательные элементы действительно трогать не стали. Американцы занялись лишь тем, что болельщики критиковали годами — и добились определенных успехов.
Взаимодействие с болельщиками на трибунах
На Гран-при Испании произошла мини-революция в работе с посетителями. Болельщиков ждала целая новая фан-зона с симуляторами, собственным телевидением, которое вещало чуть ли не из каждого угла, и с турниром по пит-стопам. Победителя прокатили на специально привезенном двухместном болиде «Формулы-1» на полной скорости. И не только победителя — нововведение оценил легендарный футболист «Барселоны» Карлес Пуйоль.
Но, конечно, ничто не сможет описать новое отношение менеджмента «Ф-1» к болельщикам на трибунах лучше истории с маленьким фанатом Скудерии. После схода Райкконена режиссеры трансляции показали плачущего паренька, затем после обгона Феттеля — уже радостного. Фотографии ребенка разлетелись по интернету, и люди из ФОМ увидели в ситуации положительный потенциал. Вместе с «Феррари» они разыскали мальчика с родителями, привели его в боксы в Скудерии и получили как минимум одного преданного на всю жизнь фаната. Или даже больше — мало кто из телезрителей не среагировал позитивно. От таких историй обычно серьезно улучшается приток людей на трибуны.
А «Уильямс», например,запустил совместную акцию с Airbnb, победитель которой получит возможность переночевать в гараже команды в Сильверстоуне между болидами.
Это только начало?
Предполагалось, что с приходом Liberty Media в «Формулу-1» на позицию главного маркетингового специалиста пригласят Зака Брауна, признанного гуру этого дела. Но он сам решил сперва поработать в какой-нибудь команде, чтобы получить больше необходимого опыта, и перешел в «Макларен». Браун сразу же развил кипучую деятельность по привлечению новых фанатов и повышению медийности конюшни. Просто загибайте пальцы, что он успел сделать за полгода в Уокинге:
– запустил съемки документального фильма о жизни коллектива во время гоночного уик-энда;
– отправил «Макларен» и Алонсо в «Индикар» для привлечения новых спонсоров и покорения американского рынка;
– устроил конкурс среди геймеров, пообещав победителю место тест-пилота «Макларена». Этим планируется зацепить молодую аудиторию, из которой преимущественно и состоят разного рода игроки и мимо которой «Формула-1» пока что проходила в поисках исключительно платежеспособных зрителей;
– даже пытался дипломатично мирить «Хонду» и прочих работников «Макларена»;
Похоже, если такой человек придет работать над маркетингом всей «Формулы-1», наступит очень интересное время.
Все изменилось за три месяца?
Конечно, глобальные изменения нельзя провернуть за такой короткий срок. Подготовка велась уже давно. Телебригады подбираются годами, да и спецов по работе с фото, видео и соцсетями нельзя найти и натаскать на нужный контент в одночасье. Так что нынешняя рок-н-ролльная команда, которая способна выдавать вот такие шедевры, пришла еще при Берни.
Это подтвердил и Кэри в интервью об истории с юным болельщиком «Феррари»: «Они [работники ФОМ] действовали не по команде сверху, а по своему усмотрению. Они почувствовали свободу, которой не было еще год назад, и воспользовались ей».
Тогда почему изменений не было при Берни?
Просто цели управляющих компаний были разными. CVC как инвестиционный фонд интересовала среднесрочная перспектива. Такие финансовые организации зарабатывают для своих пайщиков тем, что покупают компании, выжимают из них максимальную прибыль и стоимость — и сразу же перепродают. Время оборота средств обычно составляет 5-10 лет, и никто не задумывается о том, что будет дальше. Самой удобной схемой управления для таких целей являются годами проверенные в деле консервативные методы. Поэтому Берни в стиле старой школы и выколачивал как можно больше денег из промоутеров Гран-при и беспокоился только о традиционной наиболее платежеспособной аудитории.
Liberty Media, в свою очередь, с первых дней владения «Формулы-1» объявила, что в спорте надолго, и потому ее не очень волнует вопрос сиюминутной прибыли. Потому американцы меняют подход, целят в другую аудиторию и вообще взялись за управление совершенно по-другому — как грамотные маркетологи, а не рэкетиры.
И как же ведут дела американцы?
Например, ходят разговоры об отмене кабальных (особенно для небольших частных команд) Договоров согласия и введении вместо них чего-то вроде конституции.
Что в нее войдет? Принципы, основанные на прецедентах, уже произошедших в истории «Формулы-1», позитивный опыт технических и спортивных групп, и, конечно же, справедливая система распределения доходов. Конституция будет ратифицирована ФИА и для ее соблюдения создадут Комиссию «Формулы-1». Несправедливые бонусы «за историчность и значимость» уйдут в прошлое вместе с фарсовой Стратегической группой.
Но Liberty Media нужно что-то предложить взамен отмененным выплатам, чтобы «Феррари», «Макларен» и «Ред Булл» снова не начали цирк с угрозами покинуть серию. Ходят слухи, что в роли компенсации могут выступить акции «Формулы-1» как раз на сумму бонусов. В целом это не вступает в противоречие с происходящим в данный момент: не так давно на бирже NASDAQ зарегистрировали 12 млн доступных для торгов акций серии. Стоимость одной — $32,95, то есть общая сумма пакета насчитывает почти 400 млн долларов — вполне хватит для компенсации недополученной прибыли. Заодно у команд повысится собственная заинтересованность в коммерческом успехе гонок, на который отрицательно влияет доминирование кого-то одного. Выглядит как очень хитрый ход.
Все так здорово?
Не совсем. Немного в стороне остаются трансляции. Ситуация с инфографикой после Гран-при Австралии очень показательна: американцы уверили всех, что могут ввести много крутых штук, добавили сравнение темпа в каждом повороте, а затем откатили все назад. В то же время никак не решается вопрос с трансляциями гонок в интернете, где и обитает большинство новой аудитории «Формулы-1». У многих телеканалов эксклюзивные права аж до 2021 года, что, конечно, сильно сковывает возможные маневры, но недавно у французского Canal+ кончился контракт на показ гонок. Казалось бы, момент для смены тренда на онлайн идеальный — но договор просто продлили, а интернет остался ни с чем. Что довольно странно для компании, которая усиленно продвигает онлайн-трансляции.
На самом деле этому есть объяснение. Похоже, из-за ухода многих Гран-при типа Малайзии и Германии из календаря и опасных разговоров о потере других важных трасс, первостепенной задачей для Liberty Media стало привлечение болельщиков именно на трибуны. Потому растет и меняется количество различных историй и активностей, чтобы промоутеры могли зарабатывать, ощутить изменения и не торопиться уходить из серии, а сам спорт не потерял важнейшие исторические этапы. Остальные проблемы как бы отложены на потом, и недостаток цифрового контента в интернете пытаются решить за счет отличной работы соцсетей и ютуб-канала. И на данный момент «Формула-1» стала самой быстрорастущей в соцсетях автоспортивной серией.
Конечно, тут американцам немного повезло, что из-за нового регламента доминирование «Мерседеса» прервалось, и на борьбу немцев с «Феррари» приходит больше людей. Но ведь и это нужно уметь правильно подать.
Новые владельцы делают все правильно?
Судя по всему, да. Согласитесь, приятные истории перекрывают впечатления от гигантских отрывов двух лучших команд. Конечно, работы у новых владельцев еще хоть отбавляй, но радует большое количество положительных тенденций — при полном отсутствии отрицательных.
Есть уверенность, что с каждой гонкой и каждым сезоном «Формула-1» будет только лучше.
Фото: Gettyimages.ru/Robert Cianflone, Mark Thompson, Will Taylor-Medhurst, Clive Mason; Global Look Press/imago sportfotodienst, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com
Главное чтоб движки не морозили, тут уж лучше гандикап, хотя бы и ценовой, клиентам мерседеса. Будут деньги - и саубер что нибудь построит, Вильямс им в пример