6 мин.

Эпичный чемпионат

Сезон-2011, последний для 800-кубовой формулы MotoGP, уже на носу. Для гладиаторского открытия и получения первых 25 очков в чемпионате нет ничего лучше, чем залитая светом трасса в Катаре. Перед нынешним первенством имеются все признаки того, что возродившаяся команда «Хонда» с легкостью оторвется от конкурентов, но в действительности все может сложиться иначе.

Этой зимой несколько громких имен сменили команды: Валентино Росси перешел в «Дукати», а Кейси Стоунер отправился в «Хонду», которая будет бороться за титул тремя мотоциклами. Действующий чемпион мира Хорхе Лоренсо остался в родной «Ямахе», а его напарником стал невозмутимый Бен Спис, который до этого провел год в дочерней команде «Тек 3».

После аварии в апреле правое плечо Росси все еще болит. Да, после перелома ноги он смог вернуться в довольно хорошую форму, но с плечом ситуация оказалась сложнее.

Росси столкнулся с дилеммой: он мог прооперировать плечо и при этом пропустить оставшиеся две гонки сезона-2010, но в таком случае не смог бы досрочно завершить сотрудничество с «Ямахой» и упустил бы единственную возможность принять участие в тестах нового мотоцикла «Дукати», которые прошли сразу после Валенсии. В свою очередь после этих испытаний у инженеров было бы время поразмыслить над словами Росси о поведении GP10/GP11.

Физиолечение может ускорить процесс восстановления связок и сухожилий, но не более того, и Росси все равно начнет сезон не слишком здорово: если ты не смог ездить на тестах в полную силу и, следовательно, на максимальной скорости, то ты ее и не достигнешь, ведь ты не знаешь пределов техники.

Но он и его гоночная бригада во главе с Джерри Берджессом относятся к людям, которых никогда нельзя списывать со счетов. Нужно предполагать, что слухи о начале подготовки в Болонье к новому сезону, которые вместе с новостями о приходе в коллектив Росси стали появляться в июне, верны. В таком случае вполне может быть, что и Валентино, и Берджесс все держат в крепких руках.

У «Доктора» имидж беззаботного веселого парня, но за ним скрывается человек, который ничего не упускает. Вообще ничего. Он выигрывает гонки не только потому, что его азарт и талант сильнее, чем у остальных, но еще больше из-за того, что у него имеется опыт побед в чемпионатах. А такой опыт нельзя купить ни за какие деньги.

Выиграет ли он титул? Трудно сказать, но, чтобы соответствовать скорости других лидеров, ему придется серьезно потрудиться в первых Гран-при сезона. Когда «Дукати» намотает неплохой километраж, скорость появится.

Человеком, перебравшимся в боксы Росси, которые тот занимал в течение семи лет, стал Лоренсо. И теперь у Хорхе есть вся технологическая и финансовая поддержка «Ямахи». Или нет?

Последние три сезона «Ямаха» действовала очень умно – ввела в команду недорогого парня Лоренсо на случай, если лидер покинет команду. Так и произошло. Однако тут вряд ли повторится то же, что было с «Хондой», когда та потеряла Росси, поскольку у «Ямахи» быстрый гонщик появился до ухода Валентино. Теперь же босс команды Лин Джарвис привел в напарники к Лоренсо Бена Списа. Так же, как он привел Лоренсо к Росси. Умный подход.

Менее очевидной кажется ситуация с расходами «Ямахи». Многие говорят, что отсутствие титульного спонсора – это большая потеря для команды, но на самом деле, если все посчитать, то выяснится, что в 2011 году команда будет тратить меньше, чем в 2010-м. Ведь мистеру Валентино Росси не нужно отправлять чеки на сумму 13 млн евро.

Конечно, Лоренсо и Спис будут получать больше, чем в прошлом сезоне, но их зарплата не достигает той суммы, которая отправлялась в Италию. Кроме того, в нынешнем чемпионате у «Ямахи» подписаны контракты только с двумя пилотами, в то время как в 2010-м Спис, выступая за «Тек 3», также был включен в платежную ведомость команды. В общем, сегодня Джарвису от спонсоров нужно не так много денег, ведь единственная драгоценность отправилась в «Дукати». Посчитайте сами.

Что касается борьбы за пределами трассы, то на прошлой неделе Росси проехался по Лоренсо, заявив, что все гонщики согласны в одном – никто не любит Хорхе. Ой! Круче может быть только в том случае, если они одновременно войдут в последний поворот в какой-нибудь гонке… Херес подойдет?

В 2010-м Лоренсо победил в таком доминирующем стиле, что подобного уже не все и припомнят: девять побед, в два раза больше, чем ближайший соперник – Дани Педроса, – который выигрывал четырежды. После заключительной гонки сезона преимущество Лоренсо на тем же Дани составило 138 очков.

В 2007 году Стоунер выиграл титул с пятью победами и меньшим количеством очков, в то время как Хорхе добился большего. После Мизано в начале сентября он мог вообще отправиться домой.

С этим ошеломляющим достижением согласны не все люди, особенно пока их любимый пилот под номером 46 выступает в гонках. О, сколь многое упускают люди, недооценивая Лоренсо.

Те же, кто наблюдал за его дебютом в главном классе, видел победу в третьей гонке, его умное решение отступить назад, когда он постоянно попадал в аварии, то, как он постепенно вернулся в группу лидеров, были впечатлены. Я комментировал более 700 Гран-при, и его поведение и действия под давлением являются одними из самых взвешенных и вдохновленных из всех, что я видел. Нет, это не так здорово, как дебютная победа Росси за «Ямаху» в Велкоме в 2004-м, но тоже очень и очень сильно.

По этой причине Лоренсо будет среди лидеров, особенно если «Ямаха» выберется из невидимой ямы, которую для них и всех остальных этой зимой вырыла «Хонда».

Как и «Дукати», построившая в 2007 году почти что ракету, «Хонда» сделала все возможное, чтобы сделать RC212V мотоциклом, который выиграет чемпионат с формулой 800 кубиков. Невероятно, но после четырех лет попыток японская команда до сих пор не победила в классе, который был создан вследствие того, что неконтролируемая 990-кубовая техника, ассоциировавшаяся с дыханием огня, злом, убила Даидзиро Като.

В 2007 году 800-кубовый мотоцикл оказался слишком маленьким для действующего чемпиона (Хэйдена), но созданным буквально для Педросы, который был готов добиться победы в том году, или в 2008-м, но по каким-то причинам так и не смог. Можно исписать целые книги о том, почему этого не случилось, но, по моему мнению, все было из-за того, что группа людей с миллионами йен говорила, что нужно делать. Они сделали двигатель V5 990, поскольку он был сложным. «Straight 4? Сделано. V4? Тоже готово. А-а, что за черт…» – думали они. Постоянно слабое руководство после ухода из команды Росси стало просто пугать. Но только этой зимой стало заметно, что команда возвращается.

Будут ли биться Педроса и Стоунер в гонках? Боже мой, конечно! Однако и противоборство между прогрессивным спортивным менеджером команды Ливио Суппо, который говорит то, что думает, и Альберто Пигом, который работает исключительно на Дани, будет также закипать по ходу сезона. О, как будет удивляться пресс-офис в течение лета…

Постоянный босс Сухеи Накамото, работавший в «Хонда Рейсинг» с 1983 года, с первого сезона, когда команда выиграла титул в классе 500 кубиков, с японской точки зрения понимает команду лучше всех, и он тоже будет в полной боевой готовности.

Разумеется, слухи о двойном сцеплении необоснованны, ведь это нелегальная система, и «Хонда» не жульничает. Но при этом ее мотоцикл в плане переключения скоростей является лучшим, и это стало заметно осенью 2010-го, а также в межсезонье. С таким плавным переключение на предсезонных тестах все остальные остались позади.

У «Хонды» три гонщика, но по-настоящему нужно наблюдать за пилотом «Грезини-Хонды» Марко Симончелли. В прошлом году он выкроил время, чтобы съездить в Японию, в то время как остальные гонщики этого не сделали. И этот факт будет отмечен в ярко освещенных коридорах тихими людьми в белых рубашках в префектуре Саитама. Многие (главным образом, я) с нетерпением ждут, когда Симончелли начнет потягивать шампанское на подиуме.

Так кто же выиграет битву в «Хонде»?

Руководство должно быть полагает, что им все равно, кто победит, главное, чтобы первым был мотоцикл с крылатой эмблемой и духом не только господина Соитиро Хонда, но и господина Соитиро Иримадзири, который был первым президентом «Хонда Рейсинг».

Тогда слово за Кейси и Дани. Могут ли они выиграть все гонки, как «Репсол Хонда» в 1997-м? Могут. Но только не перебивайте друга, когда я скажу, что они этого не добьются…