4 мин.

Анекдот: допинг-офицер мчал на метро спасать рекорд России, который никто не ожидал

История нового рекорда России в полумарафоне от Владимира Никитина – запутанная и странная.

Сам рекорд – сюрприз: его не ждал не только сам Никитин; организаторы старта, РУСАДА и собственная федерация – тоже в шоке.

Поэтому после финиша последовали удивительные события: организаторы спешно звонили в РУСАДА, чтобы устроить Никитину допинг-контроль. Офицер приехал, пробу взяли, но потом оказалось.... что все это было совершенно не нужно!

Как же так?

● Никитин пробежал половинку за 1:00:37 на Забеге.РФ. Это массовый старт, который проходит одновременно во многих городах России и за рубежом. В официальный календарь Минспорта соревнования не включены – по сути, они любительские.

Примерно за неделю до старта организаторы объявили, что победитель полумарафона в Москве получит приз – электроавтомобиль «Москвич 3е».

Его стоимость оценивается примерно в три миллиона рублей. Это очень много для легкой атлетики: например, победители куда более статусного Московского полумарафона в конце апреля получили по 350 тысяч. А за победу на этапе серии «Королева российского спорта», которую проводит ВФЛА, дают 100 тысяч рублей.

● После новости о суперпризе на московский Забег.РФ заявились почти все топовые спортсмены, в том числе и Никитин. Он прервал сбор в Кисловодске, чтобы подзаработать.

Бегун рванул на полумарафон за «Москвичом» – выиграл с рекордом России!

● Никитин – действующий рекордсмен России на «половинке», но предыдущий рекорд установил 4 года назад.

А всего три недели назад пробежал первый в жизни марафон в Казани. Казалось, слишком мало времени для восстановления. Но уже на середине дистанции Владимир создал заметный отрыв и финишировал в одиночестве за 1:00:37. Это на 6 секунд лучше его же рекорда!

● После финиша Никитина организаторы обратились в РУСАДА с просьбой о проведении соревновательного допинг-контроля. Изначально тестировать победителей никто не собирался. Но (как все думали), чтобы рекорд России стал официальным, нужно тестирование. Допинг-офицер действительно быстро приехал и взял у нового рекордсмена пробу.

● Однако потом началось странное. Правила вида спорта «легкая атлетика», утвержденные Минспортом, гласят: для ратификации национального рекорда достаточно, чтобы спортсмен входил в регистрируемый пул тестирования РУСАДА (Никитин входит).

Мы запросили комментарий у ВФЛА, вот ответ пресс-службы: «В соответствии с действующим регламентом, для ратификации национального рекорда, установленного спортсменом, включенным в регистрируемый пул тестирования, не требуется прохождения процедуры допинг-контроля. При этом ВФЛА положительно относится к дополнительной проверке всех спортсменов, независимо от нахождения в пуле тестирования».

● А еще в январе этого года исполком ВФЛА внес некие изменения в регламент утверждения национальных рекордов. Наши источники уверены, что речь там шла именно об обязательной процедуре допинг-контроля. Однако на сайте опубликован только протокол заседания, а сами изменения – нет.

● Так зачем тогда тестировали Никитина? Мы спросили РУСАДА.

«РУСАДА внимательно следит за проведением соревнований, результаты которых могут повлиять на национальный план тестирования, – заявила глава агентства Вероника Логинова. – Мы следили за итогами забега и максимально оперативно протестировали спортсмена в полном соответствии с международным стандартом.

Критерии для ратификации рекордов устанавливают национальные федерации. У РУСАДА есть налаженный договорной механизм, который обеспечивает проведение допинг-контроля в таких случаях.

Конечно же, при взаимодействии с федерациями или оргкомитетами соревнований, так как создание условий для выполнения критериев – это в первую очередь задача организаторов. В целом, мы приветствуем внедрение практики обязательного допинг-контроля, которая распространяется на любые соревнования, где спортсмены могут показывать высокие результаты». 

● В большинстве стран все именно так: чтобы рекорд состоялся, после него должно быть соревновательное допинг-тестирование. Более того, в числе предлагаемых изменений в новый Кодекс WADA – сделать исключение, чтобы допинг-офицер в случае таких внезапных результатов мог напрямую звонить спортсмену и договариваться о взятии пробы.

Потому что Никитин запросто мог после финиша уехать домой и никого не дожидаться. Пока уведомление о допинг-контроле не вручено, спортсмен свободен.

Хотя в смысле ратификации рекорда это ни на что бы все равно не повлияло.

Просто один допинг-офицер зря прокатился бы на метро московским утром.

«У меня есть футболка с надписью «ноль на мировом уровне». Наш лучший бегун – герой мемов

Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский; Gettyimages.ru/Tom Pennington