6 мин.

«Он просто продолжал бить». Отцу звездных бегунов из Норвегии грозит 6 лет тюрьмы

В Норвегии стартовал судебный процесс над Йертом Ингебригтсеном – бывшим тренером и отцом суперзвезды мировой легкой атлетики Якоба Ингебригтсена.

Якоб, а также его младшая сестра Ингрид обвинили отца в физическом насилии. Йерту грозит до шести лет тюрьмы.

Якоб не позвал отца на свадьбу, а теперь дает против него показания в суде

Теперь уже двукратный олимпийский чемпион Якоб Ингебригтсен вместе с братьями Хенриком и Филипом (они тоже профессиональные атлеты, чемпионы Европы) впервые выступил против отца еще осенью 2023-го. До тех пор казалось, что Ингебригтсены – идеальная семья.

«Мы до сих пор ощущаем страх, оставшийся с детства». Братья-чемпионы из Норвегии обвинили отца в насилии

Семеро детей, все обожают бегать, а родители помогают им воплотить мечты. Йерт до этого не был профессиональным тренером и учился всему вместе с сыновьями. Про них даже снимали реалити-шоу Team Ingebrigtsen и называли «северными Кардашьянами».

В 2021-м в Токио Якоб впервые стал олимпийским чемпионом. Все думали, что он будет благодарить за это отца, но совсем скоро их совместная работа прекратилась.

За несколько месяцев до публикации письма с обвинениями Якоб не пригласил Йерта на свою свадьбу. Сразу после него Ингебригтсена-старшего исключили из тренерского штаба сборной Норвегии и не выдали аккредитацию на чемпионат мира. А потом возбудили уголовное дело, и теперь Йерту грозит реальный тюремный срок.

Слушания идут уже с понедельника в городе Санднес – родине семьи Ингебригтсенов. Якоб и Ингрид тоже дают показания.

Несмотря на открытый формат, никто никого не щадит. Некоторые слова из этого процесса – на разрыв.

Дочь обвинила отца, что тот избил ее полотенцем. Он все отрицает

Одно из центральных обвинений относится к январю-2022. Тогда Йерт предположительно избил мокрым полотенцем по лицу свою дочь Ингрид (сейчас ей 18). Ингрид показала суду фотографию с красными следами.

Йерт утверждал, что это «акне или какие-то проблемы с кожей», а удар пришелся исключительно по пальцу.

«Она отпрашивалась пойти куда-то погулять с друзьями, – вспоминал Йерт. – Была очень зла, на эмоциях, говорила, что не хочет больше быть в этой моей чертовой тюрьме.

Я в этот момент вытирал шею полотенцем. Она тыкала в меня указательным пальцем, и я дважды быстро потянул полотенцем за этот палец. Она спросила: «Ты что, меня ударил?» Я ответил, что, конечно, нет».

После этой истории Якоб, Хенрик и Филип прекратили работу с отцом, а Ингрид больше с ним не живет. Он отчасти признал: «Это не была физическая боль, но нам обоим с Ингрид тогда было больно. Она была очень расстроена и испугана, что я мог сделать то, что я сделал. Я скучаю по ней каждый день».

«Якоба всю жизнь словно несли на золотом троне»

Йерт много говорил про своего самого успешного в спорте сына, Якоба. Говорил глядя ему в глаза – и далеко не самые приятные вещи:

«Якоб всегда был в привилегированном положении, ему разрешалось делать и говорить что угодно. Практически всю жизнь его словно несли на золотом троне. Он постоянно говорил мне, что я «бесполезный, неумный и безнадежный». Перед своей первой олимпийской победой на 1500 м в Токио он сказал, что «отец – идиот, который сейчас все испортит».

У нас могли быть разные мнения по некоторым вопросам, безусловно. Но я никогда не прибегал к физическому насилию».

Якоб в своих показаниях описывал несколько эпизодов насилия отца по отношению к нему. Например, в 8-9 лет его били за плохие оценки в школе, за опоздание на соревнования и за падение с электросамоката. А в 2016-м Йерт выбросил из окна его видеоприставку.

«Он нанес мне около 10-20 ударов по голове, когда обвинил во лжи», – сказал легкоатлет.

По воспоминаниям Якоба, когда отец опустил руки, будущий спортсмен подумал, что теперь родитель его утешит: «Но он этого не сделал. Он просто продолжал бить».

Отец не отрицал только негативного отношения к видеоиграм. «Я настолько не приемлю насилия, что даже запрещал детям игры, которые, на мой взгляд, были жестокими – вроде Counter-Strike», – говорил Йерт.

А еще он упомянул, будто Якоб угрожал лишить мать общения с будущими внуками, если она не разведется с отцом.

Родители Ингебригтсенов потратили на спорт $1,4 млн. Сейчас они продали бизнес

В своем заключительном слове в среду Йерт сказал, что обвинения в насилии не признает. Но признает, что очень многое в жизни семьи было неправильно. Во многом, как он считает, из-за того, как рос он сам: на севере страны, в семье без отца (он умер, когда Йерту было четыре года), и сам столкнулся с абьюзом в возрасте 10 лет.

«Тренер – это необязательно добрый человек, – говорил Йерт. – Как тренер я не всегда коммуницировал правильно, и постепенно это становилось экстремальным и проникало в нашу жизнь как семьи, хотя мы должны были отделить эти сферы.

Я построил мой мир вокруг роли тренера, а не роли отца. Это глупо, но я не смог остановиться, и никто другой тоже не остановил это».

Сейчас Йерт ко всему прочему еще и разорен. Он упомянул, что они с женой потратили на занятия спортом детей в общей сложности около 1,4 млн долларов. За последние два года (когда Йерт из-за судебного преследования вынужден был перестать работать тренером) их доход сократился на 80 процентов. В 2022-м супруга продала свою сеть салонов красоты.

Она, как и все остальные дети Йерта, тоже будет давать показания в суде. Слушания продлятся до 16 мая – тогда судья объявит вердикт.

Фото: Jon Olav Nesvold, Vegard Wivestad/Global Look PressAP/Fredrik Hagen