12 мин.

Лыжник-середняк стал звездой нашего бега – отличился победами и дисквалом за кроссовки

21-летний Сергей Шаров – главное открытие нашего бегового сезона.

Вот его достижения за последние две недели:

● забег 15 км по Садовому кольцу – 2-е место;

● первенство России среди молодежи до 23 лет, 10 000 м – победа (аннулирована из-за «неправильных» кроссовок, об этом мы еще расскажем);

● полумарафон «Северная столица» – победа.

При этом Шаров – профессиональный лыжник, входил в сборную России, а легкой атлетикой никогда не занимался. Но за эти недели перепридумал себя и забросил неудавшуюся карьеру в лыжных гонках ради бега.

Теперь у Шарова новый спорт, новый город (ради бега перебрался из Сарова в Нижний Новгород), новый тренер, уже два спонсора и реальные перспективы взять медаль на стартующем 7 августа чемпионате России. 

Похоже на историю Золушки?

«Серег, зачем тебе вообще лыжи?» К уходу в бег подтолкнул тренер

– Давай с самого начала. Как тебя вообще занесло в бег?

– Я всегда хорошо бегал, трижды выигрывал кросс на всероссийских соревнованиях лыжников.

В мае в Нижнем Новгороде проводился благотворительный полумарафон «Беги, герой», и мы с девушкой решили заявиться. Межсезонье, только начали лыжную подготовку, почему нет. А я внезапно сбегал за 1:10.57 и выиграл.

Ну, выиграл и выиграл, для меня бег все равно казался бездной незнакомой. Так что продолжил готовиться как лыжник, хотя тренер, Николай Евгеньевич Седов, намекал: «Серег, если хочешь, съезди еще на беговые старты – отпущу без проблем». Но я был настроен еще как минимум одну зиму отбегать как лыжник и только потом принимать решение.

– Что было потом?

– Услышал про фестиваль бега в Москве. Купил слот дня за три до старта, для заявки в кластер А там еще попросили подтверждение результата. Хорошо, что я в мае успел в Нижнем сбегать!

Забег вечерний, решил, что спокойно днем доеду на машине, а накануне даже отпрашиваться не придется. Так что сделал две тренировки: утром километров 25-27 имитации, вечером – порядка 30 км на лыжероллерах, поспал и поехал. План был отстартоваться и поехать сразу назад, чтоб в Москве не останавливаться.

Когда оказался в стартовом городке, был шок. Столько народу, оказывается, в России бегает! В лыжах вообще не так: выходишь на гонку – и плюс-минус всегда одни и те же лица. А тут я никого не знаю, разве что Александра Легкова узнал – он на сцене разминку проводил. Ну и с Александром Панжинским познакомились уже в кластере.

На старте встал скромненько с краю, на второй линии, чтобы никому не помешать. В принципе, я на всех беговых стартах так и делал. Но бежать был настроен с самыми быстрыми ребятами. Мне было интересно, сколько выдержу в их темпе.

– Держал в уме, что за победу в забеге подарят «Москвич» стоимостью 3 млн рублей?

– Честно – да. Лучше б я об этой машине заранее не знал. Потому что не поверил, что могу, и поэтому ее не выиграл. Чистая психология!

Ну ты прикинь, вокруг сплошь известные спортсмены, профессионалы в этом деле, а я – паренек, который впервые сюда из деревни приехал. Тренировался у себя в захолустье, никто меня не знает, и вдруг я бегу рядышком с топами и еще глядишь выиграю. Сам в себя не поверил.

– Зато потом поверил настолько, что решил становиться бегуном-профиком?

– Нет, конечно! Полночи ехали с другом обратно, утром пришел на лыжную тренировку. Николай Евгеньевич позвал на разговор. Говорили долго, его мысль была такой: «Серег, если ты на загрузе приходишь на старт и бежишь с элитой в одни ноги, то зачем тебе вообще лыжи?»

Я был в шоке. Одно дело думать о переходе в легкую атлетику чисто теоретически, когда-нибудь, и другое – уйти прямо сейчас. Но благодаря Седову все решилось буквально за неделю: мне нашли нового бегового тренера, я перебрался в Нижний Новгород, и все – теперь я бегун.

– Кто твой тренер?

– Александр Абрамов, из Нижнего Новгорода. Мы пока толком и не познакомились, у меня ж сплошные старты.

В Нижний мы с девушкой, в принципе, и так планировали переезжать, весной уже там пожили. Теперь окончательно перевезли вещи.

– Снимаешь квартиру?

– Ага. Ну, в перспективе буду стараться набегать на собственную. По нынешним ценам очень быстро придется бегать. 

История с «неправильными» кроссовками. Шаров недоволен судьями

– Ты выиграл первенство России среди молодежи до 23 лет на дистанции 10 000 м, но потом тебя дисквалифицировали за неправильные кроссовки: модель была допустима для соревнований по бегу на шоссе и кроссу, но недопустима на беговой дорожке стадиона. Что за история?

– Все, наверное, подумали, что я дурачок, лыжник, и все знали про кроссовки, кроме меня. Но это вообще не так. Там, кроме меня, сняли еще пятерых легкоатлетов. А главный судья сказал, что это впервые на его памяти – чтобы кого-то дисквалифицировали за кроссовки.

Ну, я же ничего не скрывал. Сидел в call room (место, где спортсмены ожидают очереди стартовать – Спортс’‘) в этих кроссовках, потом вышел в них. Если судьи знали, что эта модель запрещена, почему никто не сказал? И только когда я выиграл, кто-то подал апелляцию и меня сняли.

А сколько народу в предыдущие дни или на других стартах бежали в похожих кроссовках, и ничего? Да я сам в этих же кроссовках недавно бежал «пятерку» на стадионе на первенстве Нижегородской области. Но там я был вне конкурса, потому что по возрасту не проходил. И никто мне слова про кроссовки не сказал.

– Сколько у тебя вообще пар кроссовок?

– Если не считать тех, в которых хожу – две. Тренировочные и соревновательные. Причем эти соревновательные, карбоновые, у меня появились совсем недавно, я их специально под полумарафон в Нижнем заказал у знакомых. Сам ничего в кроссовках не понимал, мне подсказали: модель очень распространенная и многим нравится.

Прикол в том, что к старту в Нижнем кроссовки прийти не успели, там я бежал не в них. Спасибо ребятам-лыжникам, одолжили... Ну а потом сбегал в них буквально одну тренировку и понял, что правда бомба. Убрал в коробку и надеваю строго на старты, даже разминку бегаю не в них.

– Как считаешь, они правда дают преимущество на стадионе?

– Я считаю, что в кроссовках было бежать сложнее, чем в шиповках. Но тут у каждого свое мнение.

Меня сняли из-за того, что у них на пятке пены больше, чем 40 мм – то есть в этом месте слишком толстая подошва. Но в чем смысл, если пятка в беге не задействована, я все равно бегу с носка? Мне эта толстая пятка ничем не помогала. А вот на сгибе там меньше максимальных 4 см.

– Ты когда-нибудь бегал в шиповках?

– Не-а, даже не пробовал.

– Сильно удивился, что при этом стал чемпионом России среди молодежи?

– Особо нет. Если я был вторым среди взрослых топ-спортсменов на шоссе, то на уровне молодежки ребята бегут медленнее. Так что изначально настраивался на хороший результат.

Ну и в целом, раз уж ушел в легкую атлетику – нужно доказывать, что не зря. Правда, я в Чебоксарах не сдержался: там отличная роллерная трасса, у меня в машине были роллеры с ботинками... Ну и перед стартом вместо того, чтобы отдыхать, пошел кататься.

Нужно ж было напоследок новую трассу затестить.

Ого, Шаров сам написал спонсору – и получил контракт!

– Ты теперь едешь на взрослый чемпионат России по легкой атлетике. Хотя стал легкоатлетом пару недель назад.

– Да, побегу десятку. Ну а почему нет? Раз уж вписался в новый вид спорта, нужно бегать везде.

– Знаешь, кто такой Владимир Никитин?

– А мы с ним бегали два года подряд кросс на ведомственных соревнованиях. Никитин – уникальный, я считаю, что у нас в России таких больше нет. Очень жалко, что ему нельзя бегать на международных стартах, он бы там всем показал.

«У меня есть футболка с надписью «ноль на мировом уровне». Наш лучший бегун – герой мемов

– Рассматриваешь его как соперника?

– Конечно. Но скорее в перспективе, все-таки чтобы с ним соперничать, нужно нормально тренироваться.

– Никитин недавно дебютировал в марафоне. Тебя тоже ждать на этой дистанции?

– А я планировал бежать марафон еще накануне «Северной столицы», в Омске. Думал, что отстартуюсь, потом быстренько на самолет и на следующий день побегу «половинку» в Питере. Но когда рассказал об этом плане знакомым, они пальцем у виска покрутили. Да и сам подумал получше: самолеты сейчас летают не пойми как, буду уставший после марафона, какой смысл так загонять организм?

Так что теперь хочу выйти на свой первый марафон в Нижнем Новгороде 7 сентября. Ехать никуда не нужно, вышел из дома и побежал – идеально. А в Москве осенью планирую пробежать 10 км в рамках Московского марафона.

– У тебя теперь появился спонсор – компания New Athletics. Как они на тебя вышли?

– А я им сам написал. На следующий день после 15 км по Садовому.

Писал не только им, но они были единственными, кто сразу ответил и согласился. Я очень рад: качество крутое, дизайн вообще клевый, на мою майку все внимание обращали. Думаю, она теперь будет у меня счастливой.

– В какой обуви побежишь на чемпионате России?

– Мне ребята из New Athletics подарили шиповки, но они не подошли по размеру. Если успею до Казани поменять и опробовать новые, то в них.

Если нет – мне Bmai прислал новые кроссовки, уже по правилам.

– То есть они теперь твой спонсор?

– Ну да. В принципе, мы еще до Чебоксар договорились. Но после той истории они меня железно решили подписать. Смешно, но нет худа без добра.

Почему у Шарова не получилось в лыжах? «Пытался накачать мышцы, но ничего не выходило»

– Давай про лыжи. В 18 лет ты был в топ-10 на взрослом чемпионате России, что очень круто. Но потом что-то пошло не так?

– Я в тот сезон заболел, на юниорский чемпионат мира не попал и готовился к чемпионату России со своим тренером, Николаем Евгеньевичем Седовым. Очень круто подвелся, плюс хорошие лыжи, и вот получилось отобраться в молодежную сборную, которую тренировал сын Николая Евгеньевича – Петр Николаевич.

С ним поначалу все было хорошо. Начал составлять конкуренцию на российских стартах по своему возрасту, где-то даже в призы заезжал. Но в какой-то момент, мне кажется, перебрали с нагрузкой – я не успевал восстанавливаться.

Следующий год был совсем плохим. Бывает такое, когда из-за одной болезни сезон рассыпается. Ничего не получалось, результаты упали, и в итоге я из сборной вылетел обратно в региональную команду к Николаю Евгеньевичу. Не скажу, что опустил руки, скорее наоборот. Была огромная мотивация доказать и вернуться в сборную страны.

– При этом все годы ты выигрывал у лыжников беговые старты. Еще тогда не промелькнуло мысли, что именно бег – это твое?

– В шутку мне многие предлагали уходить в бег. И я так же отшучивался: «Не переживайте, марафоны бегают возрастные парни, я еще везде успею».

По-серьезному я переход в легкую атлетику не рассматривал. По крайней мере, так быстро, уже этим летом.

Я никого не знаю, тренера у меня нет, как заявляться и какие нужно бежать старты – непонятно. Одному это было бы очень сложно провернуть.

– Ты очень легкий спортсмен. Для бега это хорошо, а вот в лыжах же нужна мощь, мышечная масса?

– Ох, больная тема. Если не углубляться, смотри: в юношеском, юниорском возрасте мы, парни, плюс-минус похожи. Потом все повзрослели, заматерели, у них масса сама набралась. А я каким был человеком в юниорах, таким и остался.

Пытался ли я накачаться? Естественно! Но что бы ни делал, вес какой был – такой и остался. Может, поэтому в лыжах тяготел к длинным дистанциям – 30 и 50 км. Для меня 21 км бегом – вообще не проблема. На марафоне, наверное, нужно будет потерпеть, но «половинку» добегу в любом состоянии.

– Вот Большунов бегает на лыжах быстрее тебя. А в чистом беге он был бы тоже среди топов?

– Хороший вопрос... Сложно сказать, но думаю, 3 км из 9 минут он точно выбегает.

– Твоя жизнь полностью перевернулась за несколько недель. Победы, призовые, спонсоры, внимание медиа... Ты вообще осознал, что случилось?

– Честно – нет. Непривычно, что у меня куча времени уходит, чтобы всем ответить на сообщения после стартов. Но иначе не могу, не хочу никого обижать.

Пока ощущение, что я погрузился в абсолютно неизвестный мир. Если лыжи воспринимал как работу, здесь я даже вопросов не задавал про зарплату и все такое. Для меня пока бег – приключение, как другая вселенная, которую я теперь исследую.

И это очень интересно.

Фото: vk.com/runcomrun; instagram.com/sergey_sharov_03; instagram.com/new_athletics_russia; РИА Новости/Екатерина Чеснокова, Михаил Воскресенский