2 мин.

Невидимые контуры Мирового футбола: Час Принца перед Временем Короля? ЧЕ-1996. А.Мёллер или Зидан ?!

Андреас МЁЛЛЕР- на ЧЕ-1996 он,в плане глубины паса и глубины конструкторской мысли, возможно, был сильнейшим Диспетчером, да и просто Игроком; явно превосходя даже самого,заметно предсказуемого Зидана...А тактическое новшенство сб.ФРГ на ЧЕ-96,в виде одновременного использования сразу ДВУХ Диспетчеров(А.МЁЛЛЕР- Т.ХЁССЛЕР) во многом и принесло столь ошеломляющий эффект на её соперников!

 

Невидимые контуры Мирового футбола: Час Принца перед Временем Короля? ЧЕ-1996. А.Мёллер или Зидан ?!..

Игра с двумя дирижёрами пробовалась,конечно,и раньше- и назвать подобное явление тактической новацией можно было скорее условно. Да и что такое вообще тактическое новшенство?- Говорят, что после 1966 и,особенно, после 1974- после, так называемых, революций, вначале «индустриального»(интенсивного) футбола,запущенного англичанами в 1966, а затем,футбола «тотального», преподнесённого футбольному миру в 1974 голландцами,- ничего кардинально нового, в тактике(да и стратегии!) мирового футбола открыть, уже по определению, казалось, было уже невозможно... Пусть так. И вместе с тем,какие-то новые штрихи, как тактические, так и более глобального характера, наверное, и в последующие годы, были, в какой-то степени, возможны. Надо было только иметь талант, а главное- Желание, чтобы суметь разглядеть их в беспросветной трясине и рутине череды бесконечных календарных матчей тех или иных турниров и соревнований...

 

И в этом отношении- Дуэт немецких полузащитников-Диспетчеров(с большой буквы!) на ЧЕ-1996: А.МЁЛЛЕР- Т.ХЁССЛЕР был,в какой-то степени, тоже чем-то сродни революционному, или,точнее сказать- новаторскому. Как,впрочем,и не менее новаторская,прежде всего,в своём тотальном бесстрашии, игра на том же ЧЕ-96 последнего центрального, свободного защитника сборной ФРГ- М.Заммера, не только стремящегося регулярно подключаться к атакам своей сборной, но и по-сути, совмещавшего в себе функции заднего защитника...с функциями не только заправского форварда, но и не менее значимого конструктора и организатора игры в Середине поля!- где он, по сути становился третьим вольным художником, диспетчером-дирижёром, дополняя и без того колоритнейший Мозговой центр, во главе с Андреасом МЁЛЛЕРОМ и его знаковым ассистентом Т.Хёсслером!..

 

Конечно, кто-то вправе будет заметить, что уже на ЧМ-98 также с двумя атакующими диспетчерами- Зиданом и Джоркаеффом- играли и хозяева турнира, французы. Всё так, но всё-же, в конструкции игры сборной Франции-98, кто-то из них(главным образом,Джоркаефф) был скорее, оттянутым в Среднюю линию, поднападающим; что, косвенно или даже прямо, подчёркивала и схема игры команды Э.Жакке лишь с одним чистым форвардом(Гиваршем)... В то время,как немцы на ЧЕ-96,имея в полузащите двух Прим Созидания(А.Мёллера и Т.Хёсслера) и в нападении,большей частью, имели два классических нападающих (Клинсманна и Бирхоффа; или Бобича и Кунтца...)

 

Была ли эта тактическая новация(а может быть даже и «Концепция Будущего») плодом умственной деятельности тогдашнего тренера сб.ФРГ Б.Фогтса, либо его предшественника Ф.Беккенбауэра(который ещё на ЧМ-1990,или даже ещё ранее(на ЧЕ-88),использовал в своей сборной не менее знаковый Тандем Созидателей: П.Литтбарски-О.Тонн(Т.Хёсслер),пусть и в несколько более размытой форме), либо-же та тренерско-творческая новация Б.Фогтса,в 1996году,имела и вовсе коллективный подтекст...в конечном счёте,было не так уж и важно,- ибо куда важнее было то,что немецкий футбол,в очередной раз, сумел доказать свою,в определённом смысле,конструкторскую уникальность, прежде всего, в приоритете Интеллектуального, над спортивной физиологией, либо же голой футбольной техникой...

Автор: Евгений Каменецкий(Запрудский)