Реклама 18+

«Ф-1» в тупике развития моторов из-за угрозы ухода «Ред Булл». Требования команды разрушают имидж и экономику серии

Компромисс невозможен из-за климатической политики.

Сезон «Формулы-1» подходит к концу: чемпионы уже определены, почти все места в болидах на 2021-й разобраны, остались лишь три Гран-при на Ближнем Востоке. Однако именно сейчас в экстренных переговорах между серией и большими командами по сути решается судьба будущего облика чемпионата – и пока ситуация застряла в неприятном тупике с туманными перспективами.

Кризис вызвало октябрьское бегство «Хонды»: японцы заявили о прощании с «Ф-1» после сезона-2021, оставив «Ред Булл» без заводских моторов. Австрийская команда крайне болезненно восприняла новости и необходимость искать нового поставщика, ведь регламент вынуждает их возвращаться к «Рено», а со старыми партнерами после скандалов из второй половины 2010-х они иметь дел по-прежнему не хотят.

«Ред Булл» теряет заводские моторы в «Ф-1» из-за бегства «Хонды»

Из альтернатив у четырехкратных чемпионов мира лишь один вариант – купить заводские мощности «Хонды» в Великобритании и производить моторы самостоятельно. Эту идею и приняли за основную, а японцы выразили готовность всячески содействовать процессу до момента ухода и даже пообещали построить новую силовую установку для 2021-го.

Однако идея собственных моторов красиво выглядит лишь в теории. Реальность же готовит для всех производителей «Формулы-1» новое синтетическое или биотопливо в 2022-м специально для снижения выбросов CO2 – и его внедрение потребует радикальной переработки моторов. Естественно, у компании, производящей энергетические напитки и участвующей в гонках ради маркетинга, нет десятков и сотен миллионов евро для подобных исследований – да и компетенций тоже.

«Мы не сможем справиться с такими сложными технологиями без запрета на доработки, – объяснил советник гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко. – Для этого нужен полноценный исследовательский центр, как у «Хонды» в Сакуре».

Именно этого четырехкратные чемпионы мира и требуют уже весь ноябрь: заморозки моторов вплоть до перехода на новый регламент в 2026-м. В противном случае «Ред Булл» грозит уходом из «Ф-1» обеими структурами – и основной командой, и «Альфа Таури».

Первоначальный план провалился: «Мерседес» (как обладатель лучшего мотора в пелотоне) поддержал инициативу соперников, а догоняющие лидеров «Феррари» и «Рено» предсказуемо отказались. Переговоры между сторонами, казалось бы, провалились: позиции больших команд не слишком сходились, чтобы представлять возможность компромисса.

Однако по недавнему инсайду немецкого издания Auto Motor und Sport производители внезапно нашли-таки основания для новой серии обсуждений: заморозку двигателей предложили оформить не с конца сезона-2021, а с начала чемпионата-2022 (тем самым предоставляя «Феррари» и «Рено» лишние три месяца). Естественно, никакого перехода на новое топливо тогда не будет: его внедрение в «компромиссном» случае предполагается сдвинуть на 2025-й – и тогда же сменить и общий моторный регламент.

Звучит красиво – но вряд ли боссы серии пойдут на подобного рода сделку, поскольку он звучит максимально вредно для всей «Формулы-1».

Следование хотелкам «Ред Булл» подорвет доверие к серии среди спонсоров и рекламодателей, компромисс невозможен

Для понимания причин и обстоятельств перехода на новое топливо нужно сперва слегка углубиться в политику чемпионата. Она двигается в понятном и прозрачном направлении максимальной климатической нейтральности и экологической чистоты – в середине ноября «Формула-1» анонсировала подробный план по достижению нулевого углеродного следа к 2030-му. В его рамках серия переводит все офисы и центры трансляций на электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников, сокращает персонал и операторские команды (дабы сократить объем перевозок и перелетов по миру), запускает несколько образовательных программ для собственных работников и команды промоутеров и сокращает использование одноразовой пластиковой упаковки на Гран-при.

Именно в рамках повышения экологичности гоночных технологий «Формула-1» и запустила топливную реформу – ее анонсировали еще в 2019-м с прицелом на 2021-й и отложили на год из-за пандемии.

«Формула-1» не хочет электродвигатели. Будет ездить на экологичном биотопливе

И движение в сторону дружелюбия к окружающей среде – часть долговременной стратегии чемпионата, основанной на всеобщем мировом тренде. Сейчас все больше компаний, фондов и инвесторов при вложении денег или заключении сделок обращают внимание не только на финансовые показатели, но и на имиджевый и медийный образ партнеров: ответственность по отношению к персоналу и экологии, вклад в защиту планеты и вообще наличие базовой миссии бренда. Даже в мире автопромышленности и нефтянки уже действуют те же законы: никому не хочется оказаться связанным с чем-то вроде «Дизельгейта» «Фольксвагена», так что даже крупнейшие гиганты вроде BP постепенно запускают все новые и новые инициативы по выработке электроэнергии из альтернативных источников.

Протесты эко-активистов перед офисом bp

Забота об окружающей среде и ответственность за нее стали настолько явным трендом, что ЕС собирается принять налог на углеродные выбросы стоимостью €25/т CO2 с 2023-го, а журнал Forbes готовит первый в истории рейтинг импакт-инвестиций – поскольку их рынок достиг уже 715 миллиардов долларов (при объеме в 50 миллиардов в 2009-м). Дружелюбие по отношению к планете – уже не просто запрос молодежной прослойки, а новые реальные требования к любому бизнесу.

«Формула-1» же как зрелище конкурирует с другими медийными компаниями и потому должна играть по тем же правилам – а значит, обеспечивать себе соответствующий образ в прессе и среди болельщиков. Иначе рекламодатели и спонсоры просто откажутся платить за связь с не самым прогрессивным образом – таковы новые веяния рынка.

При этом переход на топливо с нулевым углеродным следом – лучший путь для современной «Ф-1»: электрическая серия уже существует, а так Гран-при сохранит статус технологического пионера в автопромышленности. Несмотря на десятилетие бурного развития, электрокары все еще далеки до полного захвата мира: планета по прежнему наводнена машинами с ДВС, и разработка реального топлива с нулем выбросов CO2 вполне способна перевернуть индустрию и привлечь дополнительных производителей.

Следовательно, у чемпионата просто нет возможности взять и отменить или серьезно сдвинуть переход на новое горючее. Именно в нем заключается главный шанс на технологический прорыв, да и после широкого объявления масштабной программы по борьбе с изменением климата спонсоры и рекламодатели просто не поймут такого шага – он идет вразрез с мировыми трендами и испортит имидж на долгие годы. Вероятно, даже потеря двух команд обойдется дешевле.

Более того, сама компания «Ред Булл» тоже поддержала идею сокращения выбросов – и объявила собственную программу No Bull. В Милтон-Кейнсе тоже обещают использовать только «зеленую» электроэнергию, не создавать неперерабатываемых отходов, обогревать завод теплом от цехов и карбоновых печей, сократить переезды и перевозки грузов, а также пересадить персонал на велосипеды и каршеринг вместо личных авто.

Теперь обеим организациям нельзя просто отложить переход на CO2 -нейтральное топливо: инвесторы и партнеры воспримут такой шаг как отказ от заявленных идей. Придется либо выдумывать очень мощное обоснование, либо искать новый компромисс.

Решение нужно уже сейчас: до дедлайна осталось несколько дней

Главная проблема ситуации «Ред Булл» и «Формулы-1» – в катастрофической нехватке времени. Уход «Хонды» случился максимально неожиданно и в самое неподходящее время – как раз когда организации запускают проектирование и первую волну работ над новыми машинами для 2022-го. Чтобы инженерный штаб конструировал хотя бы некоторые узлы более-менее предметно, каждой команде нужно понимать требования к моторам и их примерные параметры – в противном случае шасси и силовые установки теоретически даже могут оказаться несовместимыми.

«Вопросы двигателей требуют много времени [для разработки], так что при старте любого такого проекта нужно много работы за кулисами, – объяснил шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – К концу ноября уже реально нужно прийти к какому-то решению. Хотя бы какие-то практические вещи должны быть определены».

То же самое можно сказать обо всех командах: любой радикальный разворот в планах повредит производству шасси на 2022-й. Конечно, даже если переговоры затянутся – все останутся в равных условиях, но для технических штабов настолько масштабные изменения в последний момент – сущий кошмар. Руководители организаций осознают ситуацию, а потому постараются завершить переговоры как можно раньше – увеличив риск принятия непродуманного и поспешного решения.

Что же ждет «Ред Булл» по результатам нового раунда обсуждений? Теоретически «Формула-1» не может согласиться на заморозку – и компромисс здесь вряд ли возможен. Тем интереснее будет ждать итога переговоров.

Кажется, теперь мы знаем главную проблему болида «Феррари» – отвратительная подвеска. Инсайд слил уходящий из «Ф-1» гонщик

Провал «Феррари» перед эрой Шумахера случился из-за глупейшей ошибки мотористов. Они перепутали стороны болида и испортили охлаждение

История создания лучших моторов нынешней «Ф-1»: «Мерседес» сперва ошибся с числом цилиндров и не успевал собрать партию в срок

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates, Leon Neal, Bryn Lennon

+65
Популярные комментарии
Игорь Петров
0
Нельзя Формулу - 1 рассматривать в стороне от общих тенденций развития мира. Ничего бы не случилось если бы в формуле ездили старые V12, кроме того, что она лишилась бы титула самой технологичной серии. А если нет высоких технологий то и интереса от концернов-автопроизводителей нет. Будет какой-нибудь типовой движок форд, который будут допиливать разные гаражные мастера. А вместе с автопроизводителями уйдут и крупные спонсоры, пойдет необратимый процесс по обесцениванию серии, со всеми вытекающими последствиями, потерями доходов, интереса зрителей(Зачем смотреть на заезды на газонокосилках). Тренды нельзя переломить, необходимо им следовать.
Ответ на комментарий Стас Фищенко
Это все, конечно, здорово, но лучше бы они оставили динозавровые ДВС, без всяких свистоперделок, классический V12, а все остальное бы оставили, офисы без пластика и все такое, не думаю что планета получит от 20 машин с ДВС ущерба больше чем от одного завода в Китае, который не подписывает соглашение о выброса в атмосферу
Стас Фищенко
0
Это все, конечно, здорово, но лучше бы они оставили динозавровые ДВС, без всяких свистоперделок, классический V12, а все остальное бы оставили, офисы без пластика и все такое, не думаю что планета получит от 20 машин с ДВС ущерба больше чем от одного завода в Китае, который не подписывает соглашение о выброса в атмосферу
Project2000
0
Всю эту хреномуть с текущим техническим регламентом заварила (традиционно) ФИА, поэтому пусть ФИА и занимается спасением Ред-булла...
Написать комментарий 24 комментария

Новости

Реклама 18+