10 мин.

В «Ф-1» рекордный прирост молодых зрителей. Ради них сократят гонки и добавят спринтов

Только цифры и планы.

Возвращение «Формулы-1» с летнего перерыва вышло жарким не только на трассе: кажется, и новые правители серии провели долгие часы за разбором прогресса и положения.

Итог – масштабный отчет о рекордах за первую половину 2025-го с фантастическим приростом аудитории. И не менее грандиозные предложения о будущем Гран-при. Обсуждения касаются облика гонок, количества команд и сроков.

Давайте все изучим!

Сперва – «Формула-1» будущего по версии Стефано Доменикали, исполнительного директора серии.

● 12-й команды не будет;

● идет поиск автопроизводителей – «за ситуацией следит «Тойота»;

● отказа от гибридов и экотоплива можно не ждать, «цель – уменьшить расходы команд и гарантировать им независимость в случае нового кризиса в автомобильном секторе»;

● Португалия, Турция и Германия планируют вернуться, Барселона хочет остаться в ротации, а от Италии требуют больше вложений в Монцу. Но календарь не хотят раздувать – хватит 24-25 Гран-при;

● революционный регламент 2026-го попробуют объяснять самыми простыми словами;

длительность гонок хотят сократить – «вероятно, они слишком длинные для молодой аудитории. Мы видим, что на многих наших каналах зрители очень хорошо принимают обзоры этапов»;

● будет больше спринтов – «все хотят их видеть, даже пилоты, даже Макс [Ферстаппен]. Организаторы продвигают этот формат. Наши опросы показывают, что подавляющее большинство зрителей хочет, чтобы пилоты боролись за результат. Болельщиков достали свободные практики»;

обсудят и реверсивную решетку (старт, при котором лучшие начинают заезд последними): «Нужно набраться смелости, чтобы вновь начать дискуссию – сначала все гонщики были против. Но на последнем собрании многие сказали: «Почему бы не попробовать?»;

● одинаковый формат всех Гран-при через пару лет – но «без спринтов каждый уик-энд, как в MotoGP»;

Звучит революционно для «Формулы-1» – выходит, к 2030-му она радикально изменится по сравнению с 2020-м.

Но на чем основаны заявления Доменикали? Они подтверждены цифрами? За его спиной действительно армия молодых фанатов?

«Ф-1» популярна как никогда

В полугодовом отчете за 2025-й очень много цифр – и он неспроста вышел именно перед заявлениями Доменикали. Пару месяцев назад «Ф-1» публиковала совместное исследование с Motorsport Network и аналитической компаний Nielsen – и проводили его, очевидно, как резюме работы предыдущего СЕО «Либерти Медиа» Грегга Маффея. Эти данные – выжимка из исследования, обогащенные инфой самой «Ф-1». 

● всего фанов «Ф-1» теперь 827 млн – это +12% за год (51 млн неофитов за год!) и +63% с момента полноценного старта управления «Либерти Медиа» в 2018-м;

● 43% фанбазы теперь моложе 35 лет – а в 2018-м было только 30%;

● 42% – девушки, когда в 2018-м было 37%;

● 39% пришли по «сарафанному радио» от друзей и семьи, 12% – от постов в соцсетях и всего 10% – от Drive To Surive (потому неверно говорить о его «важнейшем и ключевом эффекте»);

221 млн фанатов «Ф-1» теперь только Китае – прибавка в 39% за год. Половина из них начала следить в последние 5 лет, 46% из них – девушки, 40% неофитов 16-34 лет;

● еще 52 млн – доля США: прибавка в 11% за год; 135 миллионов просмотров только на ютубе и 5,8 млн подписчиков из США – прирост за год;

● рост аудитории и на «исторических» рынках Великобритании (+24%), Италии (12%) и Бразилии (9%);

● другие самые быстрорастущие рынки: Канада (+31,5% фанатов), Аргентина (+25,5%) и Саудовская Аравия (+25,5%);

107,6 млн подписчиков в соцсетях – в 2024-м было 97,4 млн, а в 2018-м – всего 18,7 млн;

● прирост просмотров хайлайлатов на ютубе – по 30% ежегодно;

● «открывашка» сезона в Австралии собрала ютуб-аудиторию в 13 млн уникальных зрителей – второе место в истории после скандального финала 2021-го в Абу-Даби;

● весь онлайн-контент серии собрал на 17% больше просмотров, чем в первой половине 2024-го;

● на первые 14 этапов зарегистрировали 3,9 млн посещений Гран-при (учитывается проход на каждый из дней Гран-при с четверга по воскресенье, то есть один обладатель полного билета идет как 4 «посещения») против 2,6 млн посещений на первых 14 этапах 2024-го. За весь сезон тогда насчитали 6,5 млн посещений – рекорд всех времен;

● 7 новых рекордов посещаемости: 500 тысяч в Великобритании, 465 тысяч в Австралии, свыше 300 тысяч в Бельгии, Канаде, Испании, Австрии, 370 тысяч в Италии;

● 10 рекордов по ТВ-аудитории США на отдельных Гран-при (после заезда в Италии) и +23% к средней телеаудитории этапа и при росте на 14% в возрастной когорте 18-49 лет;

● первый Гран-при сезона в Австралии собрал мировую публику в 60 млн зрителей;

Так что основания у слов Доменикали есть. И сейчас цель «Формулы-1» – не только наращивать армию фанатов, но и «переварить» свежих подписчиков – давать им желаемый контент в самой удобной для них форме. Потому план и верстается на перспективу в 5 лет, ведь 94% новых фанатов планируют не забрасывать просмотры «Ф-1» в эти годы, а 86% собираются смотреть «больше 16 гонок» каждый сезон.

А еще 90% эмоционально вовлекаются в действо и 61% следят за «Ф-1» каждый день. И смотрят в основном в соцсетях и на ютубе. И в самом деле много внимания уходит именно хайлайтам – просмотру коротких нарезок каждый день.

Такой публике не так важна длительность одной воскресной гонки в прямом эфире – их больше захватывает постоянный приток событий. Скорее всего, они и практикам уделяют внимание только через нарезки «кто кого заблокировал и обматерил», потому вывод логичен: нужно меньше тренировок и больше соревновательных и эмоциональных сессий без 20-30-круговых «лимбов» (в которых происходит примерно ничего – все ожидают пит-стопов).

Поэтому спринты видятся хорошей опцией: на них активнее ходят, их проще нарезать в соцсети – особенно когда борьба на треке имеет значение. Квалификация к спринту вместо практики – то же самое. Сама гонка тоже может быть и короче – чтобы сконцентрировать эмоции и дать больше хайлайтов.

Логика четко следует из исследований: лучше два коротких и насыщенных ивента в формате «квала-спринт», чем традиционный. Такое проще встраивать в сетку вещания, передвигать в случае непогоды, отменять или останавливать красными флагами. А потенциально можно получить больше материала для нарезки хайлайтов и рассказа историй под разными углами все последующие недели: гонщик Х – герой спринтерской квалификации, а гонщик У провалился, но как же он потом отыгрался и прорвался в воскресной гонке…

Нынешний формат не хорош и не плох сам по себе, и странно было бы рассматривать его как эталон. Просто «Формула-1» изучает аудиторию и видит, как она следит за продуктом – и какой смысл в таком случае делать длинные гонки, если новая публика все равно смотрит их по-другому?

А разные варианты вроде «то спринт, то реверсивная решетка, то другой эксперимент» нужны для поддержания эффекта свежести и новизны – чтобы не приедаться. Хорошему сериалу всегда нужны новые истории.

И логичнее не выполнять лишнюю работу, а еще и помочь вещателям с планированием сетки – так можно нарастить и стоимость ТВ-прав. Выигрыш со всех сторон.

Может, есть и другие причины укорачивать Гран-при?

Внезапно, да: от сокращения дистанции или времени основных гонок могут выиграть и сами команды – у них снизятся расходы. Ведь вопрос рассматривают не для нынешнего сезона, а для следующего с планом до 2030-го – как раз для перехода на революционный регламент с инновационным синтетическим и биотопливом для двигателей с повышенной долей гибридной составляющей.

Требования настолько экстремальные, что новое топливо может очень дорого стоить. Издание The Race опросило инсайдеров в командах и выяснило: сейчас затраты составляют по 22-33 доллара за литр (в зависимости от производителя и уровня партнерства для поставщика), а с 2026-го стоимость может вырасти вплоть до 170-225 долларов за литр. Босс одной команды без титульного поставщика топлива предположил, что ему горючее обойдется вообще в 300 долларов за литр.

Вот почему многие руководители опасаются роста расходов на топливо с 3-4 до 10-12 млн долларов за весь сезон. Учитывая, что потолок расходов составляет 130-140 млн – лишь горючее отнимет 10% потенциального бюджета.

Да, считалось, что титульные партнеры и нефтекомпании в спонсорах поставляют горючее командам «Ф-1» бесплатно или с большими скидками, но, похоже, реальность другая. Команды получают спонсорские или рекламные платежи в общий бюджет, а уже из него покупают топливо – фактически выплаты поставщиков должны перекрывать затраты, но для потолка расходов они все равно будут учитываться как траты «на выступления».

Команды так забеспокоились, что даже вышли к ФИА и «Ф-1» с просьбой об «антикризисной» встрече на тему топливных расходов.

Сокращение дистанции Гран-при вместе с изменением формата может стать одним из вариантов ответа на беспокойство из-за роста трат. Уменьшение практик в пользу гонкам на результат как минимум не увеличит потребление горючего, а срезка общего километража даже снизит предположительные объемы сжигаемых денег.

Также ФИА, «Ф-1» и команды запланировали обсуждение возвращения моторов V8 с объемом в 2,4 литра с 2030-го – но их внедрение тоже органично приведет к увеличению расхода топлива по сравнению с нынешними V6 на 1,6 литра.

Федерация обдумывает повышение массы машин на 20 кг только ради увеличения бензобака для новых запросов – а ведь болиды и так постоянно пинают как «слишком тяжелые и неповоротливы». При этом «Ф-1» отказывается отходить от идеи экотоплива и гибридизации – так что ситуация с расходами теоретически только ухудшится…

...Опять же, если не уменьшать дистанции Гран-при, не сокращать время практик и не менять формат этапов. Тогда можно будет и с новыми моторами укладываться в приемлемые рамки.

В конце концов, нынешняя дистанция гонки – 305 км – утвердилась только в 1989-м (а в Монако – вообще 260 км). Ее сокращали уже трижды: еще – до 325 км в 1971-м и до 400 км в 1966-м. Видимо, пришло время очередных нововведений – может, даже не по дистанции, а по временному промежутку по примеру ДТМ: 55 минут + 1 последний круг.

Впрочем, именно сокращение дистанции или времени – действительно не единственная опция. После первых программных заявлений босс «Формулы-1» Стефано Доменикали столкнулся с критикой иницитивы – и пришлось уточнять, что он имел в виду:

«Я никогда не говорил, что нам необхлдимо сократить дистанцию гонки. Я говорил о том, что сегодня внимание людей длится недолго – так что нам нужно быть привлекательными. Нужно понять, насколько подходит нынешний формат гонок. Их стоит удлинить или укоротить? Каждая идея должна быть рассмотрена»

Реформы «Ф-1» неизбежны – все ведет к ним и к новому облику гонок.

Еще больше аналитики про бизнес «Ф-1» – в телеграме автора: там ответ, выигрывает ли «Ф-1» у NASCAR битву за аудиторию США? Подписывайтесь!

Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Joe Portlock, Mark Thompson