13 мин.

Три русских пилота стремятся в «Формулу-1». На подходе и другие

Как дела у главных гонщиков страны.

С начала основной части текущего гоночного сезона прошло уже больше полугода — большинство чемпионатов уже близятся к финишной прямой, и круг претендентов на титул известен уже в каждой мало-мальски интересной серии. Потому самое время проверить, как же там дела у главных русских «формульных» гонщиков — кто-то обрадовал, а кто-то наоборот, больше огорчил.

Сергей Сироткин, «Формула-1»

14 Гран-при, 1 балл, 20-е место в общем зачете

После победы над Робертом Кубицей в борьбе за кокпит «Уильямса» 23-летнего москвича ждало серьезное разочарование: английская конюшня внезапно вошла в сезон с очень слабым болидом и упала на дно турнирной таблицы. Скорости белой машины не хватило для борьбы за очки, да и догнать хоть кого-то из соперников Сергею и его напарнику Лансу Строллу оказалось трудно. А вдобавок к слабому темпу добавился еще и внутрикомандый бардак: почти полгода Сергею не могли подогнать сиденье (неудобная посадка в кокпите сильно затрудняет осмысленный пилотаж), возникали промахи со стратегиями, отправлявшими парня в хвост пелотона, а на Гран-при Монако механики не успели вовремя установить колеса перед стартом гонки (результатом стал штраф в 10 секунд «стоп-энд-гоу»).

Лишь после конца летнего перерыва машина подала первые признаки жизни — и почти сразу «Уильямс» оформил двойное попадание в топ-10: в Монце Сироткин сумел набрать первый зачетный балл в «Формуле-1» – хотя и до заезда в Италии оказывал Строллу достойное сопротивление в квалификациях и к летнему перерыву вел со счетом 7-5 (теперь 8-6). Пусть русский гонщик пока остается последним в общем зачете, но при дальнейшем прогрессе белого болида получит шансы обогнать Брендона Хартли и Маркуса Эрикссона.

Тем не менее, даже после смазанного дебютного сезона Сергей не потерял веру в команду и выразил желание продолжать работу с англичанами и в 2019-м.

«Я знаю свою роль, и команда точно знает, что я для нее делаю. Думаю, обе стороны довольны тем, как все обстоит. Мне нравится работать с этими людьми, и мне хотелось бы продолжать».

Судя по нынешней ситуации на рынке пилотов, у Сироткина есть все шансы воплотить свое желание.

Артем Маркелов, «Формула-2»

20 гонок, 3 победы, 160 очков, 4-е место в общем зачете

Главный ветеран сильнейшей молодежной серии мира проводит в ней уже пятый сезон — и, как казалось в начале года, после титула вице-чемпиона в 2017-м теперь-то уж он точно должен зарубиться за победу в общем зачете. Однако очередная порция талантливых гонщиков и новые машины спутали москвичу все карты: даже с тремя выигранными гонками и шестью подиумами (в прошлом сезоне было семь) он занимает лишь четвертое место и на титул уже не претендует — дебютанты Джордж Расселл и Ландо Норрис в целом оказались быстрее и стабильнее.

Тем не менее, именно 2018-й Маркелов впервые начал в роли пилота по развитию команды «Формулы-1» – французы из «Рено» предоставили ему шанс и даже обещали кокпит в первой практике перед Гран-при России. Дебют в желто-черной машине для Артема котируется даже выше возможной победы в «Ф-2» – ведь, по его собственным словам, для 2019-го он рассматривает только дебют в Гран-при.

«Надеюсь, в следующем году у меня будет возможность управлять болидом «Формулы-1», – признался Артем в интервью Motorsport. – Надеюсь, «Уильямс» захочет взглянуть на меня и постарается предоставить болид для этой возможности. Варианты на 2019-й? Завершение карьеры или «Формула-1».

Похоже, 23-летний гонщик устал от «Формулы-2», да и скоро начнет поджимать возраст, позволяющий участвовать в молодежной серии. У Маркелова не возникнет проблем с получением суперлицензии, а финансовая поддержка весьма значительна — его отец Валерий владеет 80 процентами акций оптового поставщика нефтепродуктов «Мобойл», как раз и спонсировавшего команду Артема «Русское Время». Судя по всему, конюшня дорабатывает последний сезон: она изначально создавалась с прицелом на развитие русского пилота и уже оказывалась на грани закрытия перед началом текущего сезона — видимо, пока Маркеловы размышляли насчет гоночного будущего.

Помешать попаданию в «Уильямс» может наличие в составе англичан Сироткина: команды «Ф-1» редко подписывают граждан одной страны даже не по причине снижения коммерческого потенциала, а из-за спонсорских соглашений — иногда они принимают эксклюзивный характер для определенных территорий. В таком случае из-за контракта с «СМП» ребята из Гроува просто не смогут заключить договор и с Маркеловым — но, возможно, юристы найдут какой-нибудь компромисс.

Роберт Шварцман, «Формула-3»

24 гонки, 183 очка, 6-е место в общем зачете

Прошлый сезон 18-летний пилот из Санкт-Петербурга завершил на третьем месте в еврокубке «Формулы-Рено 2.0», проиграв гонщику системы «Рено» Саше Фенестразу и выиграв у участника молодежной академии «Ред Булл» Дэна Тиктума. Результатом стал переход в «Формулу-3» и зачисление в программу поддержки «Феррари» – Роберт пополнил команду, состоящую из Антонио Джовинацци (вице-чемпион GP2), Антонио Фуоко (третий в GP3 в 2016-м), Джулиано Алези (4 победы в GP3 в двух последних сезонах), Маркуса Армстронга (чемпион итальянской «Ф-4»), бывшего гонщика системы «Ред Булл» Каллума Айлотта, дебютанта «Формулы-4» Энцо Фиттипальди и бывшего соперника по итальянской «Ф-4» Чжоу Гуаньюйя.

Сезон 2018 года тоже начался для Шварцмана оптимистично: зимой он завоевал титул в новозеландском чемпионате Toyota Racing Series, побив, наконец, Армстронга и уже имевшего опыт в подобных гонках голландца Рихарда Версхора. Победа в TRS казалась крайне важной, поскольку в ее заездах используется техника «Формулы-3» – следовательно, появлялись надежды и на хорошие выступления в полном сезоне. Ожидания еще больше подогрелись переходом в лучшую команду серии «Према»: пусть напарниками Роберта и оказались старые соперники Армстронг и Чжоу вместе с Миком Шумахером и победителем Гран-при Макао Ральфом Ароном, половину из них россиянин уже побеждал. Казалось, он и должен побороться с сыном Красного барона за чемпионский титул.

Однако по прошествии 70 процентов дистанции Шварцман внезапно оказался самым слабым звеном в итальянском коллективе: он не выиграл ни одной гонки, лишь трижды поднялся на подиум, набрал меньше всех очков и оказался на девятом месте в личном зачете. В то же время напарники победили как минимум в одном заезде (Шумахер даже в трех, а Арон — вообще в четырех), а возглавлял чемпионат уже битый Робертом в «Формуле-Рено» Дэн Тиктум. Но после летнего перерыва петербуржец приехал на четыре подиума (на «Нюрбургринге» даже оформил три вторых места подряд вслед за сыном Красного Барона) и немного подтянулся к вершине общего зачета. Лычка худшего в команде тоже перешла китайцу Чжоу, и если Шварцман сохранит подобный темп на остаток этого сезона и весь следующий, он однозначно станет одним из претендентов на титул.

Никита Троицкий, «Формула-3»

24 гонки, 1 победа, 31 балл, 16-е место в общем зачете

После успешного сезона в «Евроформуле» с девятью подиумами, втором месте в общем зачете и победе в Кубке Новичков 19-летнего русского пилота СМП пристроил в «Ф-3» в «Карлин» фактически на место ушедшего на повышение чемпиона серии Ландо Норриса. Однако опыт 2017 года с машинами сходной спецификации не особо помог Никите: он по примеру Шварцамана тоже оказался одним из худших в команде. Меньше очков набрал лишь фееричный индус Амея Вайдянатан, устраивавший просто невероятные аварии — парня даже дополнительно проверяли в ФИА на соответствие требованиям «Ф-3».

Однако именно Троицкому удалось одержать первую российскую победу в серии за пять лет — и тоже в Зандворте, прямо как и Даниил Квят в 2013-м. Однако больше подобных подвигов парень не совершал: из остальных результатов можно вспомнить только два финиша в топ-10. Судя по всему, он вместе со Шварцманом задержится в «Ф-3» еще как минимум на сезон.

Никита Мазепин, GP3

14 гонок, 3 победы, 147 очков, 2-е место в общем зачете

После двух неудачных попыток выстрелить в «Ф-3» (всего три подиума) сын владельца «Уралхима» нашел свою серию: в GP3 он выиграл три заезда и еще трижды финишировал в топ-3. Тест-пилот «Форс-Индии» занимает второе место в общем зачете и претендует на чемпионский титул: достаточно всего одного провала Антуана Юбера — и 19-летний россиянин его догонит.

При виде столь стремительного прогресса «Уралхим» попытался выкупить команду «Формулы-1» – но проиграл гонку за контроль над «индусами» отцу Лоренса Стролла. Однако Мазепин-старший, судя по всему, не растерялся — его компанию вслед за бизнесом Маркелова слухи связали с потенциальным спонсорством «Уильямса». Вот только семейству Никиты еще точно придется подождать как минимум сезон: даже если москвич выиграет GP3, для получения суперлицензии ему все равно придется занять место не ниже третьего в «Ф-3» или не ниже пятого в «Ф-2». Пересидеть еще сезон в текущей серии, к сожалению, не удастся — ФИА решила объединить его с европейским чемпионатом «Ф-3».

Илья Морозов, «Формула-4»

12 гонок, 13 очков, 17-е место в общем зачете

Российские пилоты в 15 лет редко стремятся дебютировать в сильнейших на планете итальянской или немецкой «Формулах-4»: обычно именно в них собираются главные молодые таланты мира, и там очень легко затеряться. Для гонщиков из самой большой страны существует местный и не особо сложный балтийский чемпионат на тех же машинах, либо чуть более хардкорный испанский. Ехать в Италию или Германию решаются лишь те, кто уверен в своем таланте — ранее так сделали Сироткин, Маркелов и Шварцман (плюс Квят и Алешин пробивались в тех же странах через «Формулу-Рено»). И вот теперь список смельчаков пополнил еще и Илья Морозов.

За картинговую карьеру пилот из Москвы завоевывал призовые места в чемпионате России и WSK (мировая картинговая серия) — в том числе и международный кубок в категории OK Junior. В итальянской «Ф-4» же ему изначально не повезло с командой: он выбрал коллектив бывшей руководительницы «Заубера» Мониши Кальтеборн — но его хватило лишь на первые три этапа, после чего конюшня обанкротилась. Илья в итоге нашел себе новую команду и даже три раза попал в топ-10, но вынужденный пропуск целого этапа сказался на положении в общем зачете.

В общем Морозов показывает удовлетворительные результаты для 15-летнего дебютанта: выше него пребывают в основном пилоты 16-18 лет, а одному из бывших напарников и вовсе исполнилось 22 года. Также парню достались весьма сильные соперники: 17-летний и слушатель молодежной академии «Феррари» Энцо Фиттипальди, его 15-летний коллега Джанлука Петекоф, чемпионы Италии, Аргентины и Финляндии по картингу Леонардо Лоранди, Джорджо Каррара и Уильям Алатало и даже серебряный призер датской «Ф-4» Фредрик Вести. Но в данном сезоне русский гонщик с ними не конкурирует: сперва ему нужно освоиться в гонках на машинах с открытыми колесами. Требовать каких-то достижений раньше 2019-го было бы неправильно.

Александр Смоляр, «Формула-Рено 2.0»

14 гонок, 31 балл, 13-е место в общем зачете

После целого ряда призовых мест в картинге и третьих мест в балтийской и испанской «Формулах-4» и 17-летний пилот из Южно-Сахалинска пошел на повышение под крыло французской фирмы. Хоть там Смоляр так и не достал победившего в обоих сериях Кристиана Лундгора (он лидер и в новом чемпионате), но хотя бы выступает лучше двух напарников и наравне с более опытным гонщиком из системы «Ред Булл» Нилом Верхагеном — на уровне пяти попаданий в топ-10. Также Александр занимает седьмое место среди новичков турнира.

Перспективы Смоляра пока что туманны, так что программа СМП явно позволит ему проехать еще один сезон. Выводы сделают после него.

Матевос Исаакян, WEC

6 гонок, 6 очков, 13-е место в общем зачете «Европейской серии Ле-Ман»

После закрытия «Мировой серии Формулы V8» (бывшей «Формулы-Рено 3.5») ее последний вице-чемпион так и не смог найти себе другое место среди всех гонок на открытых колесах. В результате Матевос пошел по проторенной дорожке СМП прямо в WEC для дебюта на «24 часах Ле-Мана» – но запомнился болельщикам прежде всего эффектнейшим кульбитом на «Спа-Франкоршаме».

Даниил Квят, симулятор «Формулы-1»

Бывший гонщик «Ред Булл» и «Торо Россо» почти весь год просидел на должности пилота по развитию в «Феррари» на базе в Маранелло. В круг его обязанностей входили виртуальные тесты новинок и настроек для болидов Себастьяна Феттеля и Кими Райкконена — и, видимо, деятельность парня из Уфы впечатлила «быков», поскольку они недавно позвали Даниила обратно в «Торо Россо».

Что изменилось за год без активных соревнований? По словам консультанта гоночной программы «Ред Булл» Гельмута Марко, «Квят стал более зрелым и взрослым пилотом». Как австрийцы это поняли без выступлений на трассе — загадка.

Виталий Петров, WEC

3 гонки, 10 очков, 13-е место в общем зачете

Первому россиянину в истории «Формулы-1» уже пять лет не подворачивается шанса вернуться в Гран-при, однако «выборгская ракета» не унывает и начинает уже третий сезон в гонках на выносливость. Только теперь с ним в одном экипаже гоняет сам чемпион 2009 года Дженсон Баттон — а значит, с кем сравнивать собственный темп.

Михаил Алешин, WEC

3 гонки, 10 очков, 13-е место в общем зачете

Выгнанный из «Индикара» в стиле Квята (через отдых, плавно превратившийся в разрыв контракта) московский гонщик тоже не смог найти себе кокпит на открытых колесах даже несмотря на два заокеанских подиума и чемпионский титул «Формулы-Рено 3.5». Все-таки в 31 год трудно начинать все заново, да и, судя по слухам, из-за санкций спонсоры Михаила встретились с трудностями и не смогли поддерживать пилота.  В подобных условиях единственным путем стало возвращение в гонки на выносливость в состав СМП – теперь Алешин гоняет в одном экипаже с Петровым и Баттоном. Похоже, в «формулах» или «инди» мы его больше не увидим.

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/picture alliance, Xavier Bonilla; premapowerteam.com; vk.com/Никита Троицкий; kdcracing.com; vk.com/alexs10/Jules Benichou/Twenty-One Creation; Gettyimages.ru/Patrik Lundin; globallookpress.com/Pascal Saivet/MPSA/Panoramic