19 мин.

Футбол с пьянящим вкусом шампанского

ИЗ ВЕРЕСКА НАПИТОК ЗАБЫТ ДАВНЫМ ДАВНО, А БЫЛ ОН СЛАЩЕ МЕДА, ПЬЯНЕЕ ЧЕМ ВИНО

Реймс, столица Шампани, не является типичным футбольным городом. Со своими виноградниками, расположенными на открытом воздухе кафе и грандиозным готическим собором, он создает чувство старого средневекового города, причем со своей исторической аурой- здесь располагалось традиционное место коронации французских королей; здесь же, в мае 1945, Эйзенхауэр принимал капитуляцию от германской армии на Западе. Но кроме того, в течение почти полутора десятилетия прошлого столетия, Реймс был одним из эпицентров французской футбольной жизни.

Послевоенный взлет местного клуба в значительной мере является делом рук одного человека: Альбера Батте, прозванного своими игроками как «Беберт». Сын железнодорожного служащего (один из одиннадцати), он родился в Реймсе в 1919 и присоединился к местному клубу в 18-летнем возрасте. Как капитан, он привел свой клуб к его первому чемпионскому титулу в 1949 и, в следующем году, к победе в Кубке Франции, когда в финале был обыгран Рэсинг Пари. В этот же прекрасный для шампанцев вечер, тренер команды, Анри Roessler, оставил свой пост; несколько неожиданно, но  при широкой поддержке, ушедшего триумфатора был призван заменить Батте, остававшийся на этом посту в последующие 12 лет и доставивший Реймсу еще пять чемпионских титулов. «Он был обаятельным, располагающим к себе, влюбленным в футбол», вспоминал Мишель Платини, общавшийся с Батте, пребывавшим в 1970е года в Нанси в роли технического консультанта. «Он мог просто завораживать изложением сути своих экспериментов, являясь одной из первых великих личностей во французском футболе». «Он был удивительным человеком», соглашался Мишель Идальго, бывший вингер из Реймса и впоследствии знаменитый тренер сборной Франции. «Я никогда не слышал от него ничего негативного о футболе. Он никогда не жертвовал стилем ради результата. Мы играли в быстрый, в один-два касания, футбол и он способен был сделать из разносторонних игроков с различным игровым стилем однородный коллектив».

Альбер Батте, архитектор Великого Реймса

Реймс играл в футбол, подобный шампанскому, такой же искристый и пьянящий своей элегантностью, который стали называть Le Jeu a la Remoise (Игра по-реймски). Ключевой фигурой в этой игре был Робер Жонке, элегантный, с мячом обращавшийся на ты, центральный защитник, чьё имя прогремело в Европе в 1951, после матча Англия-Франция (2-2) на Хайбэри, когда он практически выключил из игры английского нападающего Джеки Милберна. «Жонке в своей штрафной умело останавливал мяч грудью и затем посредством умных коротких пасов организовывал контратаки», вспоминал Жорж Леш, игравший за Реймс в 1970е. «Он делал это даже играя в финале кубка чемпионов против мадридского Реала. Это и есть то, что называлось Ле жё а ля Ремуаз».

Робер Жонке, капитан Реймса

Этот беззаботный подход был сохраняем и вне поля. «Когда мы играли на выезде», вспоминал защитник Симон Зимни. «Мы могли встретиться на вокзале в пять утра и перед отъездом заказать говяжий стейк с жареным картофелем и стаканом Божоле. Наш президент, Анри Жермен, выдавал нам бутылки шампанского в качестве премиальных за победу. Однажды, в моём погребе скопилось 300 бутылок. Тренировки всегда были живыми: Беберт подбрасывал мяч в воздух и мы должны были овладеть им на газоне как можно быстрее». У Реймса не было подходящего тренировачного поля и команда тренировалась на поле, одалживаемым владельцами одного из местных виноградников. «Мы были небольшим клубом», вспоминал Мишель Идальго. «Это и было причиной того, что Реймс довольно быстро угас».

Батте, умерший в 2003, казался человеком необыкновенной харизмы. Вспоминающие о нем вновь и вновь используют слово «аура». «Он мог говорить полтора часа и ты не мог себе позволить двинуть и мускулом», рассказывает Зимни. «Болельщики любили Беберта, потому что его команда играла в зрелищный футбол. Мы играли так, как он задумывал. По мне, он был профессором».

Все великие тренеры имеют своих заместителей на поле и для Батте это был Раймон Копа. «Он был очень ярким футболистом, организатором», говорит Мишель Идальго. «Он был ретранслятором идей Батте, как Дидье Дешамп – для Эме Жаке. Копа знал, каким образом, по мнению Батте, команда должна играть в данный момент и он был способен регулировать тактику на протяжении одной игры; и горе тебе, если ты не играл в манере, которую он желал. Он был решительным человеком с твёрдым характером».

Урожденный как Раймон Копашевски, Копа был сыном польского шахтера, принадлежа таким образом к группе иммигрантов, давшей замечательный толчок французскому футболу в годы, непосредственно последовавшие за Второй Мировой Войной. Работая 14-летним подростком в шахте, он получил травму в виде раздавленного пальца, пострадав от сорвавшейся вагонетки с углем. Однако прошло немного времени, когда его футбольный талант был должным образом оценен окружающими и он был «подписан» Анжером. Там он по большей части действовал как правый вингер, но Батте видел в нем мобильного разностороннего центрофорварда. «Копа был величайшим игроком своего времени», вспоминал Идальго. «Он имел потрясающее видение поля и мяч просто «лип» к нему, как если бы он имел магнит внутри. Он был маленьким по росту, но имел мощные бедра, низкий центр тяжести, потрясающий баланс и великолепную технику при контакте с мячом. Он был также выдающимся дриблером. Ты просто не мог его лишить мяча. Он имел свой собственный стиль, основанный на своего рода то ускоряющемся, то замирающем беге, который просто гипнотизировал защитников. Но что создавало наибольшие проблемы командам-соперникам, это то, что он играл на позиции, которой не существовало в те дни. Тогда большинство команд имело впереди линию из пяти нападающих, но хотя Копа и носил на своей футболке №9, он не играл как обычный центрофорвард. Возможно, он был прототипом тех, кого сегодня называют «ложными девятками». Копа обладал замечательным умением сохранять мяч ровно до того момента, когда он мог бросить вперед  Леона Гловацки, которого мы прозвали «стрелой». Это был способ, используя который, мы забили многие из наших голов- пас Копа на Гловацки, который на максимальной скорости проходил мимо защитников соперника».

Раймон Копа, проводник идей Батте на поле

У ИСТОКОВ РОЖДЕНИЯ КУБКА ЧЕМПИОНОВ

Во главе с Копа Реймс стал чемпионом Франции в 1953 и через это получил право на участие в Латинском Кубке, элитном турнире с участием чемпионов Испании, Италии, Португалии и Франции, фактически ставшим прообразом будущего кубка чемпионов. Обыграв в полуфинале Валенсию (2-1), Реймс в решающем матче сокрушил Милан Гуннара Грена, Гуннара Нордаля и Нильса Лидхольма со счетом 3-0 на лиссабонском Эстадио де Луж, причем два гола были на счету Копа. «В раздевалке после игры», вспоминал Зимни. «Я помню Батте и Габриэля Ано, тогдашнего редактора газеты Экип, дискутировавших о возможности создания собственно Европейского Кубка, который мог бы привлечь в турнир как можно больше классных команд». Латинский Кубок был вторым из наиболее важных международных клубных турниров после Кубка Митропа, который впервые был розыгран в 1927 и прошел через различные стадии в своей эволюции. В этом турнире участвовали клубы из Венгрии, Австрии, Чехословакии, Югославии, Италии, Швейцарии и Румынии. После Войны турнир попытались восстановить, но он уже никогда не достигнет довоенного уровня. В 1951 был проведен первый после войны (неофициальный) розыгрыш этого турнира (под названием Кубок Центропа), с участием четырех команд, в котором победил венский Рапид. Но большая часть наблюдателей тем не менее сильнейшей командой Европы считали будапештский Гонвед. Финансируемый венгерской армией, он эффективно функционировал как тренировачный лагерь для сборной Венгрии, тренером которой был Густав Шебеш, руководивший одновременно и клубом. Гонвед дал сборной таких великолепных игроков, как Ференц Пушкаш, Золтан Цибор и Йозеф Божик. Олимпийские чемпионы 1952, венгры потрясли футбольный мир совершенным унижением сборной Англии (6-3 на Уэмбли в ноябре 1953 и 7-1 в Будапеште полгода спустя) и хотя в финале чемпионата мира 1954 они неожиданно уступили сборной ФРГ, лучшей командой турнира были признаны именно проигравшие последний матч. В декабре 1954 Гонвед, возможно только что миновавший свой пик, встретился с английским чемпионом Вулверхэмптоном в одном из чрезвычайно популярных в то время товарищеских матчей английских команд с ведущими континентальными клубами. На залитом дождем стадионе Molineux, напоминавшем скорее грязевую ванну, гости повели со счетом 2-0, но волки усилиями Джонни Хэнкокса (гол с пенальти) и Роя Свинбёрна (дубль) вырвали таки победу 3-2. А утром следующего дня газета Daily Mail опубликовала свой отчет о прошедшем матче, с заголовком, свидетельствовавшем о масштабе события: «Да здравствуют Волки, чемпионы Мира!» Ано, уязвленный таким высокомерием и вспомнивший свой 18-месячной давности разговор с Батте, ответил предложением создать «a midweek league» с участием лучших европейских клубов. Беспокойство относительно календарной перегруженности привели первоначальный план к изменению. Было предложено проводить турнир в кубковом формате и 7 мая 1955 УЕФА утвердило новое соревнование.

Месяц спустя Реймс принял участие в своем последнем Латинском Кубке. В 1954 турнир не проводился, так что защиту своей короны шампанцы начали на Парк де Пренс, в полуфинале против Милана, задав тон последовавшей затем европейской кампании. «Это была великая игра», вспоминал Идальго. «Парк де Пренс буквально пульсировал. Основное время не выявило победителя, а в те дни не существовало правила послематчевых пенальти; игра продолжалась до тех пор, пока кто-нибудь не забьет. Наконец, на 138-й минуте Гловацки принес нам победу 3-2. Большинство из нас не имело опыта участия в схватках, подобных этой. Но все болельщики оставались на стадионе до конца, даже если во время игры подземка прекратила движение и тысячи болельщиков должны были возвращаться домой пешком». В финале, однако, два гола Эктора Риала принесли победу мадридскому Реалу. Это было символом наступающей новой эпохи в международном клубном футболе.

Полуфинал Латинского Кубка 1955 Реймс-Милан (3-2)

Первый розыгрыш Кубка Чемпионов открылся 4 сентября 1955, сразу же дав пример того, как вещи могут повернуться в будущем в виде матча между командами, которые на тот момент не являлись чемпионами своих стран. Это была игра в Лиссабоне между местным Спортингом и белградским Партизаном (3-3). Чемпионом Югославии на тот момент был Хайдук, а Партизан был всего лишь пятым в минувшем первенстве. Четыре дня спустя мадридский Реал в Женеве обыгрывает Серветт (2-0), а 21 сентября делает свой дебют в новом турнире и Реймс, одержав при помощи дубля Гловацки победу над AGF (Орхус) в Копенгагене. Гловацки забил и в ответной игре. По ходу матча Реймс вел со счетом 2-0 и, хотя гостям ближе к финальному свистку удалось сравнять счет, победа шампанцев по сумме двух матчей сомнений не вызывала. Во Франции эта схватка оказалась однако почти незамеченной, оставшись в тени товарищеского матча между Рэсинг Пари и Гонведом, который привлек более чем 36 000 болельщиков на Парк де Пренс. Частью это было результатом присущего венграм очарования, но также и продемонстрировало страсть к футболу в столице. И неудивительно, что так же как AGF играл не в своем родном Орхусе, а в Копенгагене, Реймс принимает логичный шаг, отныне принимая гостей в кубке чемпионов на Парк де Пренсе. Частично, это явилось результатом вышеприведенных обстоятельств, а частично из-за того, что благодаря начавшемуся телевизионному освещению «живьём», Реймс становился, по словам легендарного журналиста из France Football Макса Юрбини, «Командой Всей Франции». «Эти игры были подобны матчам уровня сборной», вспоминал Идальго. «Это был редкий шанс для болельщиков прийти и живьем увидеть иностраные клубы и игроков, о которых они могли только слышать».

Второй раунд свел Реймс с венгерским Вереш Лобого (этот клуб со временем вернется к своему первоначальному имени- МТК), не столь почитаемый, конечно, как Гонвед, но являвшийся на тот момент вице-чемпионом Венгрии. Игра была анонсирована как противостояние между двумя «фальшивыми девятками» (хотя, конечно, не в этих терминах), Копа и Нандором Хидегкути. Дуэль убедительно выиграл француз. «Копа был изумителен», вспоминал Идальго. «Его мастерство дриблера просто выводило соперника из себя». Реймс довел счет до 4-1, благодаря голам Гловацки, Рене Блиара и дублю Мишеля Леблона, и только поздний пенальти от Михали Лантоша, одного из тех, кто унизил Англию на Уэмбли, дал Вереш Лобого надежду на успех в ответном матче.

«Когда мы прибыли для ответной игры, то оказались в кошмарной обстановке», вспоминал Идальго. «Атмосфера была ужасной. Я не помню, чтобы участвовал в более грубой игре. В ней было множество фолов и мы имели очень мало протекции [со стороны судьи]. В один из моментов мяч покинул поле и так как здесь не было мальчиков, подававших мяч, один из наших игроков пошел за мячом. Когда он уже возвращался с намерением отдать мяч венгерскому голкиперу,то получил в ответ болезненный удар в живот». Несмотря на эти обстоятельства, спустя семь минут после перерыва Жан Темплен довел счет до 4-1 в пользу Реймса. Судьба противостояния была предрешена и расслабившийся Реймс позволил хозяевам уйти от поражения (4-4). Конечно, это была дорогая цена расслабленности, но «игра по-реймски» не предполагала железобетонной обороны.

После того, как Вереш Лобого был выбит, в турнире остались только три победителя Латинского Кубка (Реал М, Милан и Реймс) и шотландский Хиберниан. Перед первым полуфиналом Реймса против Хиберниана, французский чемпион подвергся атаке со стороны мадридского Реала, который наконец то официально проявил интерес к Копа, слухи о чем циркулировали с марта 1955, когда Сантьяго Бернабеу стал свидетелем его игры в победном для сборной Франции (2-1) матче против Испании в Мадриде. Предложение в 52 миллиона франков было слишком щедрым для ограниченного в финансовых ресурсах Реймса, чтобы отказаться от него. Копа был без труда убежден контрактом в 80 миллионов франков сроком на три года и было решено, что он переедет в Мадрид летом 1956. Любопытно, что свой дебют за Реал Копа совершил, официально будучи еще игроком Реймса, дважды отличившись в товарищеском матче с бразильским Васко да Гама в мае 1956 (4-2).

Фрагмент полуфинала кубка чемпионов 1955\56. Голкипер шотландцев Янгер не позволяет отличиться Мишелю Идальго и Гловацки

В этих обстоятельствах стали раздаваться голоса, что улаживание этой сделки не дает Копа возможность сосредоточиться на футболе, но хибернианский вингер Гордон Смит тем не менее помнит именно его как главного организатора суммарной, 3-0, победы Реймса в полуфинале. «Они были просто лучшей командой из тех, с которыми мы встречались. Большую часть дуэли мы выглядели достойно, но мы не знали, как сохранить мяч. Разницей между командами был Копа».

СХВАТКА С МАДРИДСКИМ РЕАЛОМ ЗА ЧЕМПИОНСКУЮ КОРОНУ КОНТИНЕНТА

Таким образом, первый финал кубка чемпионов стал как бы наградой для газеты Экип за их проницательность: французский чемпион встречался с мадридским Реалом на Парк де Пренсе, в точности повторяя финал Латинского Кубка прошлого года. И Реймс едва ли мог начать его лучше. На 6-й минуте после штрафного в исполнении Копа, мяч от бутсы бросившегося под удар защитника Рафаэля Лесмеса попал к Леблону, головой перебросившего мяч через голкипера Хуанито Алонсо. Последний позже утверждал, что мяч не пересек линии, но подтвердить это невозможно, английский рефери Артур Эллис засчитал гол.

Финал кубка чемпионов 1956. Нападающий Реймса Блиар не смог преодолеть последнее препятствие в лице голкипера Алонсо

Спустя четыре минуты Темплен увеличивает преимущество хозяев до двух мячей. «Вести 2-0 было так необыкновенно», говорит Идальго. «Мы обрели настоящее чувство эйфории и люди на стадионе буквально сходили с ума. Я помню также, как потрясающ был Ди Стефано». Аргентинец на 14-й минуте сократил разрыв, начав атаку со своей половины поля и сам же завершив её мощным ударом, направив мяч в ворота по замысловатой траектории. Риал, могильщик Реймса годом раньше в Латинском Кубке, ударом головы сравнял счет после подачи углового на 30-й минуте. Ситуация качнулась, казалось, в сторону Реала, когда гол Хосеито был отменен из-за офф-сайда и Реймс вновь вышел вперед, когда Мишель Идальго ударом головы замкнул очередной выверенный навес Копа со штрафного. «Когда я вспоминаю этот гол, я по-прежнему не знаю, как я сумел справиться с ситуацией, поскольку в этом эпизоде мне противодействовали габаритные игроки соперника».

Финал кубка чемпионов 1956 Реал Мадрид- Реймс

«Это был наиболее трудный из финалов, который мы играли», вспоминает мадридский вингер Пако Хенто. «И мы обязаны были выиграть этот турнир завершающегося сезона, так как уже уступили чемпионство в Испании Атлетику из Бильбао". В течении последующих пяти минут судьба Реала висела буквально на волоске, но затем Маркитос, высокий, несколько неуклюжий защитник, начал рейд со своей половины поля, заставив реймских защитников пятиться назад. Казалось, что мяч после его удара в створ не попадет, но счастливый для гостей рикошет заставил голкипера хозяев Рене Жаке капитулировать. Это был единственный для Маркитоса гол в его 28 еврокубковых играх. «Все команды немного нуждаются в удаче», улыбается Хенто.

За десять минут до конца матча рейд Хенто завершился пасом на открытого Риала и гости впервые в матче вышли вперед, 4-3. В оставшееся время Темплен едва не перевел матч в дополнительное время, но мяч угодил в штангу. Реал сумел выстоять и сделать свой первый шаг к блестящей серии из пяти подряд побед в кубке чемпионов. «Наше разочарование было смягчено мыслью, что мы можем выиграть его [кубок чемпионов] в следующий раз», говорит Идальго. «Это была наша первая реакция, но конечно же французские команды должны были ждать еще долгое время».

Копа между тем, оказавшийся в финале в тени Ди Стефано, был охвачен сомнениями. «После того, что я увидел», сказал он. «Я не понимаю, почему Реал нуждается во мне. Их команда-совершенна». Его реакция оказалась оправданной: в следующем сезоне Копа был послан на правый фланг, в то время как Ди Стефано продолжил своё патрулирование в центре. Разумеется, у француза в данном случае никакого права голоса не было, король в команде был только один.

ВТОРАЯ ПОПЫТКА РЕЙМСА

Заменить Копа казалось невозможно, но Батте использовал полученные деньги мудро, вложив их в левого вингера Жана Венсана из Лилля, инсайда Роже Пьянтони из Нанси и, что стало решающим, в Жюста Фонтена. Рожденный в Марракеше, Фонтен помог Ницце стать чемпионом в 1956 и, поразив 34 раза ворота соперников в 26 играх, помог Реймсу сделать Золотой Дубль в сезоне 1957/58. Летом 1958, не без помощи Копа, он установил рекорд всех времен, поразив на шведском чемпионате мира ворота соперников 13 раз.

В атаке Жюст Фонтен

Возвратясь в Европу в сезоне 1958/59, шампанцы без особых усилий преодолели сопротивление Ардса из Северной Ирландии (4-1 и 6-2) и финского чемпиона Паллосеура (4-0 и 3-0). Играя без травмированного Фонтена, они на выезде уступили 0-2 в первом четвертьфинальном матче льежскому Стандарду, что дало повод бельгийскому тренеру венгру Геза Калочаи объявить, что лучшее у Реймса осталось в прошлом. Возможно, он был прав, но вместе с тем эти слова были опасной провокацией. С возвращением в строй Фонтена, отметившегося дублем, Реймс выиграл ответный матч на Парк де Пренсе со счетом 3-0. В полуфинале Реймс опять проиграл на выезде, в Берне, местному Янг Бойз (0-1), но в то время как мадридский Реал должен был проводить третий, дополнительный, матч против земляков из Атлетико (2-1, 0-1 и 2-1), французы в тот же вечер взяли убедительный реванш в Париже (3-0).

Однако финал кубка чемпионов 1959 в Штутгарте оказался разочаровывающим, вслед за которым последовало падение не только Реймса, но и всего французского футбола (только через 17 лет французская команда сумеет достичь еврокубкового финала). Копа, некогда герой, превращается теперь во врага, которого следовало опасаться и Венсан фолил против него много и опасно. «Когда он подошел извиниться после матча», вспоминал Копа. «Я не принял его извинений». Впрочем, с точки зрения результата это имело значения. Пушкаш не играл из-за травмы, но Реал вышел вперед уже на второй минуте благодаря Энрике Матеосу. Затем он не реализовал пенальти, но Ди Стефано обеспечил более убедительный счет во втором тайме. «Когда ты встречаешься с оппонентами мирового класса, ты не можешь их совершенно нейтрализовать», вспоминал Фонтен. «Без сомнения, мы были более худшей стороной, но Реал был лучшим, что я когда-либо видел, исключая Бразилию».

Финал кубка чемпионов 1959 Реал- Реймс (2-0). Голкипер шампанцев Колонна парирует пенальти в исполнении Матеоса

ЗАКАТ

Копа летом 1959 вернулся во Францию и Реймс дважды выигрывает Лигу (1960 и 1962), но поражения во втором раунде от английского Бёрнли в сезоне 1960\61 и в четвертьфинале сезона 1962/63 от Фейеноорда означали, что шампанцы никогда уже и близко не подходили к славным победным дням 1950х. Батте, чей контракт загадочным образом не был продлен, ушел в 1963 в Гренобль. Le Grande Epoque для Реймса завершилась. Финансовая ситуация для Реймса все более ухудшалась, был введен режим строгой экономии. Ситуация крайне обострилась ввиду полугодовой дисквалификации Копа за некоторые, по мнению руководства Лиги, нелицеприятные комментарии в прессе относительно статуса игроков в профессиональном футболе и в 1964 Реймс выбывает во Второй Дивизион. В 1966 Реймс вернулся в элиту, но ход событий уже более не повторялся. «Реймс по-прежнему оставался одной из наиболее знаменитых команд во Франции и 1970е годы», говорит Жорж Леш, присоединившийся к клубу в 1972. «Но фаны были избалованы двумя финалами в кубке чемпионов. Они были гурманами, которые желали видеть только изящную игру. Они хотели короткой, в одно касание, распасовки, желательно пятками, стоя спиной к сопернику. Они могли по-прежнему вспоминать дни, когда Копа завладевал мячом и обводил с ним шестерых соперников. Это была ситуация, в которой мы оказывались под давлением необходимости сохранять уже завоеванную репутацию. Но Реймс уже больше не был командой этого уровня. Классический Реймс- это шампанское и изящный футбол, и директора думали, что они смогут сохранить это просто вливанием денег в клуб». Они не смогли. В 1979 клуб опять вылетел во Второй Дивизион и, после низвержения в 1991 в Третий Дивизион, Реймс оказался на грани банкротства. Если бы не сбор средств усилиями поклонников клуба и не умение заинтересовать спонсоров, клуб мог бы исчезнуть навсегда...

ПОСЛЕСЛОВИЕ

26 декабря 2000-го года ведущее французское футбольное издание France Football подвело итоги конкурса под названием "Трофеи Столетия". В разделе Лучшие Команды Франции XX-го столетия Реймс образца 1955-1960 гг занял 5-е место.

Основные достижения Реймса за этот период:

Чемпион Франции 1955, 1958 и 1960;

Кубок Франции 1958;

Финал Кубка Чемпионов 1956 и 1959 (повторить и превзойти это достижение удалось лишь Марселю спустя 34 года);

Финал Латинского Кубка 1955.

Реймс был базовым клубом сборной Франции, бронзового призера Чемпионата Мира 1958 (клуб дал 6 своих представителей: Жонке, Панверн, Фонтен, Венсан, Пьянтони, Колонна, причем первые пять футболистов играли в основе трехцветных).