9 мин.

Приоткроем завесу тайны: как аналитики TheAthletic анализируют игру

В наше время измерить футбольный матч с помощью графиков и цифр не составляет никакого труда. Все мы знакомы с моделями xG и xA, но мы не знаем, что же использует для анализа игры одни из лучших футбольных аналитиков в TheAthletic. Давайте затронем немного истории. Еще в 1960-х Чарльз Рип вручную рисовал сложные цветные диаграммы, чтобы визуализировать игру Англии. За последние несколько десятилетий количество привычных футбольных статистических метрик удвоилось, когда FIFA решила подсчитывать голевые передачи, а затем резко возросло, когда новоиспеченные компании, занимающиеся данными, сделали возможным составление стандартных метрик с количеством нарушений, процентом владения мячом, угловыми ударами, желтыми карточками и т.д. Однако, всё это лишь поверхностно отражает то, что данные могут рассказать нам об игре. В надежде заглянуть за рамки этих базовых метрик, мы с вами погрузимся в дашборды и метрики TheAthletic, чтобы получить лучшее представление о происходящем на футбольном поле.

Вот, как выглядит дашборд матча от TheAthletic

дашборд матча от TheAthletic

Хронология угроз воротам соперника

хронология угроз воротам соперника в матче

Также данный график называют ходом игры или атакующими моментами. Это хронология угроз в матче с минутами по оси X и столбиками по оси Y, показывающими угрозу воротам соперника каждой команды поминутно. Когда столбики, направленные вверх, увеличиваются,- значит команда имела большой шанс забить гол. И тоже самое применимо, когда столбики, уменьшаются,- значит команда имела мало шансов забить в это время. Во время особенно напряженного промежутка игры обе команды могут угрожать воротам друг друга примерно в одно и тоже время.

Несмотря на то, что этот график существует, по меньшей мере столетие, нет стандарта того, как именно он должен выглядеть. Простая диаграмма вероятностей голов в матче, измеряемая чем-то вроде ценности владения мячом или ожидаемой угрозы, покажет множество почти бесполезных эпизодов игры в центре поля, дополняющаяся случайными мощными рывками, когда одна команда врывается в штрафную или выполняет навесную передачу, и их шансы забить взлетают с однозначных цифр до 20, 50 или даже 90 процентов за считанные секунды, в зависимости от разницы всего в несколько метров.

Версия графика хронологии угроз TheAthletic показывает шансы каждой из команд забить гол (интерпретируем, как максимальное значение владения мячом в зависимости от расположения мяча и игроков или ожидаемые голы без учета пенальти) поминутно, при этом вероятность забить не превышает 15%. Чтобы показать большие шансы(вероятность забить превышает 15%), а также показать более общий вид угрозы, на графике объединены пятиминутные отрезки матча с использованием опережающих и запаздывающих экспоненциальных скользящих средних, так что действительно большой шанс будет выглядеть не как одинокий небоскреб, а скорее как пирамида. Пара опасных атак с разницей в несколько минут будет зафиксирована как продолжительная угроза ворота соперника.

Результирующая диаграмма показывает кое-что важное о матче: как опасность у ворот соперника уменьшается и увеличивается, часто переходя от одной команды к другой после важных событий, таких как голы или красные карточки (обычно обозначаются значками над и под временной шкалой).

Территория

Территория, занимаемая командами

Помимо времени, мы также можем визуализировать ход матча в пространстве. График территории показывает, где на поле у одной команды было больше владения мячом, чем у другой.

В зонах, где у команды цвет темнее, там у них было намного больше атакующих действий (пасов, продвижений, ударов и тд), чем у их соперников, в то время как на светлых участках борьба шла более равномерно. Обычно команда, которая больше владела мячом в матче, также распространяет свой цвет на более широкую территорию, но часто можно увидеть темные точки, когда одна команда перегружает определенную зону, чтобы обеспечить более локализованный контроль.

Слева и справа от графика территории расположены столбики, показывающие процент владения мячом (долю каждой команды во всех касаниях мяча) и наклон поля (доля касаний обеих команд в последней трети поля).

«Необычная» статистика матча

Статистика матча

Выше приведены 6 метрик, которые могут помочь описать, как играли команды в матче. Поскольку эти показатели не так привычны, как количество ударов или процент владения мячом, они представлены как в виде числа (команда, показавшая «лучший результат», выделена цветом), так и в виде системы рейтинга от 0 до 5, которая показывает рейтинг команды по сравнению со всеми другими командами АПЛ с сезона 18-19.

Начальное расстояние(Start distance): Среднее расстояние в метрах от начала владения команды до центра ворот соперника. Очевидно, чем меньше цифра, тем лучше.

Продвижение(Progression): Средний процент оставшегося расстояния до центра ворот соперника, пройденного от начала до конца владений команды. «Конец» - это место начала последнего действия во владении мячом, поэтому простая передача мяча вратарю другой команды не считается концом и не является частью владения мяча.

Движения мяча(Circulation): Процент не прогрессивных пасов(ненаправленных к воротам соперника), рассчитываемых как прогрессивная дистанция пасов (расстояние пасов по направлению к воротам соперника), деленная на общую дистанцию пасов, затем вычитаемая из единицы. То есть, более высокие цифры отражают большую не направленность пасов к воротам соперника: передачи по горизонтали и назад. Это может показаться плохой метрикой - продвигать мяч в неправильном направлении, но, чем выше данный показатель, тем лучше результаты на поле.

Билд-апы(Build-ups): Кол-во владений мячом, которые заканчивались ударом или касание в штрафной соперника после, как минимум, 8 пасов.

Быстрые контратаки(Fast breaks): Данная метрика отображает количество владений мячом, при которых был нанесен удар или касание в штрафной соперника в течение 15 секунд после касания в первых 40% поля собственной команды.

Высокий прессинг(High press): Количество защитных действий у ворот соперника в 60% поля на 100 попыток пасов соперника в той же зоне. По сути, это обратная метрика на популярный показатель высокого прессинга под названием PPDA, за исключением того, что в этой метрике наряду с защитными действиями учитываются возвраты мяча и дальние выносы соперника в качестве показателей высокого прессинга.

Карта ударов

Карта ударов Арсенала и Сити

В нижней части дашборда расположены карты ударов, показывающие удары по воротам каждой команды, где размер круга соответствует ожидаемому значению голов. Голы обозначаются как заполненные кружки, которые имеют линию от удара до места, где мяч пересек линию ворот.

Под картами ударов указаны суммы xG каждой команды, причем команда, у которой было больше шансов, закрашена этим цветом. Эти цифры помещены снизу, а не вверху, рядом со счетом, потому что, несмотря на то, что вы иногда читаете в каналах, ожидаемые голы, на самом деле, не предназначены для анализа одного матча и не всегда говорят нам, кто «должен» был выиграть матч. Есть другие способы измерения угрозы: территории команды, контроль мяча и другие.

Карта пасов

Карта пасов Арсенала в игре с Ман Сити

Расположение круга каждого игрока указывает среднее местоположение его касаний в фазе владения мячом; размер круга соответствует количеству сделанных им передач; а толщина каждой линии между кругами показывает, сколько передач один игрок отдал другому за 90 минут (минимум пять завершенных передач за 90).

Карта показывает, каким образом игроки команды владели мячом, насколько они были вовлечены во владение и с какими товарищами по команде они взаимодействовали больше всего. Карта ограничена отсутствием данных о движении вне владения и невозможностью запечатлеть геометрию футбола на одном неподвижном изображении, но она все равно может быть полезной.

Составы команд и показатели игроков

Показатели команды

На данной картинке изображены позиции игроков, кто был заменен и на кого и общее количество сыгранных минут (включая время на паузы во время матча). Справа расположены значки, представляющие голы, результативные передачи и лидеров команды в определенных направлениях:

Прогрессивные передачи (две стрелки направлены вверх): Завершенные передачи длиной не менее 10 метров, которые увеличивают как минимум на 25 % оставшееся расстояние до центра ворот соперника.

Прогрессивные передачи (цель): Получены прогрессивные передачи.

Дриблинг (зигзагообразная стрелка): Прогрессивные продвижения (минимум 10 метров и 15-% продвижения поля).

Ожидаемые голы (перекрестие прицела): Ожидаемые голы без учета пенальти (удары, взвешенные по вероятности их возможности забить).

Ожидаемые голевые передачи (волшебная палочка): Ожидаемые голевые передачи.

Защитные действия (щит): подкаты, перехваты, выносы, возвраты мяча и нарушения.

Касания (передача): Общее количество действий с мячом.