13 мин.

Звезда валлийского регби, два шотландских бьющих и братья Сент-Брауны. Можно ли организовать сборную из европейцев в НФЛ

Спортивное информационное пространство оккупировал чемпионат Европы по футболу. НФЛ тоже удостоит вниманием Германию, но только в ноябре, когда на «Альянц-Арене» сыграют «Каролина Пэнтерс» и «Нью-Йорк Джайентс».

Пока же можем пофантазировать, как бы выглядела сборная НФЛ, состоящая из одних только европейских игроков. И вообще — возможно ли такое? Сколько в главной лиге мира по американскому футболу представителей Старого Света?

Сейчас самое время, чтобы их пересчитать, потому что лето в НФЛ — пора раздутых составов. У каждого игрока до начала сентября остается шанс закрепиться в команде. Впрочем, некоторым из них не приходится переживать — в нашей европейской сборной встретятся и настоящие звезды.

Нападение

Давайте начнем не с квотербека (потом объясню), а с его окружения. Тем более, что есть тут очень громкие или даже витиеватые имена.

🙌 Ресиверы: Амон-Ра Сент-Браун («Детройт»), Экуанимиус Сент-Браун («Нью-Орлеан»), Крис Конли («Сан-Франциско») и Винсент Смит («Ди Си Дефендерс»)

Семья Сент-Браунов на матче сборных Германии и Колумбии по футболу в 2023 году. Слева-направо: Мириам Штайер, Экуанимиус Сент-Браун, Джон Браун, Амон-Ра и Осирис Сент-Браун. Фото: IMAGO / Sportfoto Rudel

Братья Сент-Брауны сначала покорили НФЛ своими роскошными именами, а затем уже великолепной игрой. Отец двух принимающих Джон Браун в 80-х был бодибилдером и дважды подряд выигрывал титул «Мистер Вселенная» среди любителей. Увлекшись историей Африки, Браун решил сделать акцент на африканских корнях своих детей и дал им имена, связанные с Древним Египтом. У него есть еще один сын, который до профессионального футбола не добрался, его зовут Осирис.

А вот мама у Амон-Ра и Экуанимиуса родом из немецкого города Леверкузен. Оба свободно говорят на немецком и французском, имеют немецкое гражданство и вообще исполняют роль послов американского футбола на исторической родине своей матери.

Вы открыли новую локацию: Авиабаза Инджирлик. Кадр из трансляции

Крис Конли родился на военной американской базе в Турции недалеко от города Адана и вообще всё детство слонялся по военным базам, пока его семья не осела в Джорджии. Похожая история и у Винсента Смита — он родился в семье американских военных в городе Бад-Виндсхайм, Германия. И хотя «Ди Си Дефендерс» выступают в ЮФЛ, а не НФЛ, по завершении сезона игроков из весенней лиги забирают на повышение очень активно. Появление Смита в тренировочном лагере какого-нибудь клуба НФЛ — вопрос времени.

🏃‍♂️ Бегущие: Луис Рис-Заммит («Канзас-Сити»), Джейкоб Джонсон (свободный агент)

Луис Рис-Заммит 

Про Риса-Заммита вы, возможно, краем уха слышали. Это звезда сборной Уэльса по регби, решившая попробовать себя в американском футболе. Впечатлить удалось не кого-нибудь, а действующих чемпионов «Чифс». Сейчас формально он числится в тренировочном составе, но все может измениться, если валлиец хорошо себя покажет на позиции бегущего и возвращающего.

Джейкоб Джонсон  

Джейкоба Джонсона на самом деле зовут Якоб Вайнманн. Он родился и вырос в Штутгарте и играл за молодежный состав местной команды по американскому футболу «Штутгарт Скорпионс». В выпускной год школы переехал с семьей во Флориду. Джонсон довольно долго подрабатывал амбассадором НФЛ на родине, но вполне может считаться боевой единицей в свои 29 лет. Еще в прошлом году выступал за «Лас-Вегас Рейдерс».

💪 Тайт-энды: Томас Одукойя («Теннесси»), Никола Калинич («ЛА Рэмс»), Бернхард Зайковиц («Аризона»)

Одукойя понятия не имел об американском футболе до 16 лет

Одукойя — отличный пример того, как европейцы попадают в мир НФЛ именно из-за любви к игре. Парень родился в Амстердаме, его мать — голландка, отец — нигериец. До 16 лет Томас гонял круглый мяч, а потом надоело. Его привели на тренировку команды по американскому футболу «Флево Фантомс», выступавшей в турнирах в формате 9х9. Томас влюбился в агрессивный спорт, отыграл там три года на позиции ди-энда и линейного нападения, был признан MVP чемпионата (22 сэка за сезон) и попал в сборную Нидерландов.

После такого успеха встал вопрос о продолжении (или, если точнее, создании) футбольной карьеры. При помощи друзей Одукойя нарезал хайлайты своих игр, стал тусоваться в соцсетевых группах, где спортсменам из-за рубежа помогают получить спортивную стипендию в американских колледжах, и так оказался в Калифорнии. Два года назад Одукойя выпустился из университета Восточного Мичигана и сейчас находится в тренировочном составе «Тайтенс».

Никола Калинич — канадец сербского происхождения с двойным гражданством. После трех лет в «Гамильтон Тайгер-Кэтс» попал в тренировочный состав «Индианаполис Колтс», а сейчас греется в Лос-Анджелесе.

✋ Линия нападения: Йелте Фрохолт («Аризона»), Бернхард Райманн («Индианаполис»), Джермейн Элуманор («НЙ Джайентс»), Лоренц Мец («Тампа-Бэй»), Килиан Зирер («Хьюстон»), Макс Пирчер («Сиэтл»), Трэвис Клейтон («Баффало»)

Суровый викинг Йелте Фрохолт 

Датчанин Фрохолт — один из самых опытных в нашем списке. Родился он в городе Свендборг и выступал за команду «Адмиралс», пока в старших классах по обмену не съездил в Огайо и не попал на карандаш к скаутам. В выпускной год он перевёлся в престижную Академию IMG, а после этого поступил в университет Арканзаса. В активе центра, выбранного под 4-м номером на драфте–2019, уже 19 игр в стартовом составе команд НФЛ.

Еще один «Викинг» в нашей сборной, но уже по клубной принадлежности 

Про Райманна вспоминали совсем недавно, когда его «Колтс» играли в Германии. Выходило так, что родным футболиста из Австрии ехать на стадион было пару часов. Уроженец города Штайнбрунн тоже выступал за «Вена Вайкингс» и побывал в США по обмену. Правда ему для того, чтобы продолжить футбольную карьеру за рубежом, пришлось сперва отслужить в австрийской армии.

Элуманор открывает диаспору британцев с нигерийскими корнями. Он родился в Лондоне, а в Штаты переехал с отцом в 14 лет, где и проявил интерес к другому футболу. Мец — немец, выступавший на родине за команду «Кирхдорф Уайлдкэтс», примечательную тем, что у них на логотипе значится Том из «Том и Джерри». Он тоже попал в НФЛ через Международную программу. Другой немец Зирер родился в Мюнхене и успел поиграть сразу за несколько немецких команд, и в США переехал с целью именно играть в американский футбол. 

Все-таки есть в НФЛ более итальянский игрок, чем Томми Девито из «Джайентс» 

У Пирчера экзотическое резюме. Он родился в Италии, начал играть в амфут в Германии, а первый крупный титул взял в австрийском клубе «Сварко Рейдерс». Американский колледж не проходил, а попал в НФЛ через Международную программу.

Трэвис Клейтон выходит на сцену церемонии драфта, завёрнутый в юнион-джек 

Наконец, Клейтон — регбист из Англии, которого «Биллс» выбрали в 7-м раунде весеннего драфта. Причём у Трэвиса не было нормального опыта участия в футбольных играх, он просто несколько раз проходил через устраиваемые в Лондоне программы от НФЛ.

🎯 Квотербек: Эндрю Лак (свободный агент)

Да, здесь мы переходим в категорию фантазий. Конечно, я бы мог найти какого-нибудь квотербека-австрийца из Тироля и вешать вам лапшу на уши о том, какой он классный, но зачем? Даже в сильнейших чемпионатах Европы квотербеками часто играют американские легионеры, не востребованные у себя на родине.

Квотербек — самая сложная позиция в американском футболе и одна из самых сложных в командных видах спорта вообще. Чтобы котироваться хотя бы на уровне ЮФЛ, нужно играть квотербеком с малых лет, чего среди европейцев не наблюдается.

Почему Эндрю Лак, бывший квотербек «Индианаполис Колтс», который завершил карьеру в 2019 году? Дело в том, что Лак родился в семье футбольного функционера. Оливер Лак был комиссионером Мировой лиги американского футбола (предшественником НФЛ Европа), поэтому Эндрю провёл детские годы в Лондоне и Франкфурте, ходил там в школу и играл в соккер.

Завершив карьеру из-за травм, Эндрю тут же поехал в Европу, чтобы путешествовать и открывать для себя новые города. Ему до сих пор всего 34 года, так что он вполне мог бы оказаться в такой команде, учитывая наши затруднения с поиском альтернатив.

Защита

👊 Линия защиты: Джуниор Ахо («Каролина»), Джулиан Оквара («Филадельфия»), Джордж Карлафтис («Канзас-Сити»), Эфе Обада («Вашингтон»)

Оквара формально родился в Лондоне, когда мама навещала родных, но до третьего класса рос в Нигерии, а уже оттуда переехал в Штаты. На драфте 2020 года был выбран в 3-м раунде.

Джордж Карлафтис

А теперь внимание! На сцену выходит двукратный чемпион Супербоула из Греции! Каждый раз приятно писать такое предложение. Гиоргос Карлафтис родился в Афинах, его семья пересекла Атлантику, когда мальчику было 13 лет. «Чифс» выбрали его в конце первого раунда драфта–2022. За два сезона у православного христианина 16.5 сэка.

Биография Эве Обады достойна экранизации. Он родился в столице Нигерии, городе Лагосе. Позже семья переехала в Нидерланды. Когда будущему игроку НФЛ было 10 лет, его с сестрой выкрали и переправили в Лондон, где бросили на произвол судьбы. Сначала брат с сестрой спали в подворотне, затем сменили 10 детдомов. Обада стал выступать за «Лондон Уорриорс», а затем, благодаря связям тренеров, попал на просмотр в НФЛ. 

💥 Лайнбекеры: Джулиус Вельшоф («Питтсбург»), Дэвид Оджабо («Балтимор»)

Джулиус Вельшоф 

Вельшоф родился в Баварии и считался хорошим лыжником, пока не побывал у друга во Флориде и не увидел тренировку «Джексонвилл Джегуарс». Американские друзья убедили парня, что с его габаритами (198 см, 120 кг) у него всё получится в местном футболе — Вельшоф попробовал и втянулся. Вернувшись домой, он стал играть за «Мюнхен Каубойс» и копить деньги на поездку в Штаты, чтобы пройти тренировочные лагеря. Накопил, уехал, играл за университеты Мичигана и Шарлотт, а с этого года подписал контракт с «Питтсбург Стилерс».

Оджабо ещё один нигериец в нашей сборной, который попал в США через Шотландию, где прожил 7 лет. Второй раунд драфта–2022.

🤲 Ди-беки: Марсел Дабо («Индианаполис»), Кайл Хэмилтон («Балтимор»)

Понятно, за кого болеет Дабо на Евро–2024. Фото: соцсети

Дабо родом из немецкого Рютлингена, учился в университете Тюбингена. В юности много занимался соккером, но по обмену поехал в Штаты, увидел тренировку команды университета Висконсина и подсел. Вернувшись домой, стал играть сначала за местную команду, а затем за более крутых «Штутгарт Сердж». В составе «Сердж» Дабо попал в символическую сборную Европейской футбольной лиги и выиграл титул лучшего новичка в защите. В НФЛ попал через Международную программу.

Кайл Хэмилтон со своей девушкой Риз Дамм. Фото: соцсети

Закончим с защитой на едва ли не самом крутом её представителе. Кайл Хэмилтон был выбран в первом раунде драфта–2022 и попал в первую символическую сборную прошлого сезона. А с Европой он связан через место своего рождения — остров Крит, Греция. У Хэмилтона сумасшедшая смесь: отец — афроамериканец, мать — кореянка, до переезда в Атланту семья некоторое время жила в России. У Кайла есть греческое гражданство.

Спецбригады

🏈 Кикер: Грэм Гэно («НЙ Джайентс»)

🏈 Пантер: Джейми Гиллен («НЙ Джайентс»)

Hullo! How ye daein? Фото: Stu Forster/Getty Images

А вот теперь главная фишка нашей сборной — два шотландца из одной команды! Оба родились в семьях американских военных, только у Гэно папа служил на флоте, а у Гиллена — в ВВС, один из Арброта, другой из Форреса. Гиллен успел поиграть в регби прежде, чем перебраться в Америку, и уже там через соцсети стал искать варианты спортивной стипендии.

Когда в 2022 году «Джайентс» играли в Лондоне, то Гиллен застрял в Лондоне на 3 дня из-за проблем с паспортом. Изначально он прибыл в Штаты вместо со своим отцом по НАТОвской визе. Попав в НФЛ, не сменил назначение визы на рабочую. Об этом стало известно уже после того, как Гиллен отправился с командой в Лондон. Чтобы решить вопрос, в дело даже пришлось вступить американским дипломатам. Интересно, сколько пабов успел посетить Гиллен за эти 3 дня?

Подытожим

Матч НФЛ в Мюнхене. Фото: AP Photo/Matthias Schrader

Даже если оставить за скобками откровенный недобор в защите и притянутого за уши квотербека, вряд ли такая европейская сборная могла бы одержать хотя бы одну победу в регулярном сезоне. Особенно если по календарю не выпало бы играть с «Каролиной».

Но то, что такую команду вообще можно попытаться собрать — это весьма симптоматично для сегодняшней НФЛ, забрасывающей свои скаутские сети далеко за пределы страны.

Эндрю Лак, конечно, ни за что бы не вернулся в футбол ради такой линии нападения, но в тех редких розыгрышах, когда ему удавалось бы бросить мяч, на приёме был бы топовый ресивер Амон-Ра Сент-Браун.

В защите, несмотря на её малочисленность, есть несколько ярких плеймейкеров — Кайл Хэмилтон и Джордж Карлафтис.

Но главная сила нашей команды — в спецбригадах. Не только потому, что у нас есть сыгранные кикеры и пантер, но и потому что большинство этих парней в реальности очень много времени проводят именно разучивая начальные удары, возврат пантов и так далее, ведь конкуренция за место в составе очень жёсткая.

(Different Kind of) Football’s Coming Home

Фото: Federico Gambarini, Alex Livesey, Pressefoto Rudel/Robin Rudel, Federico Gambarini, Nic Antaya/Global Look Press; Gettyimages/Mike Mulholland, Ronald Martinez / Staff, Kevin Sabitus; East News/Icon Sportswire via AP Images, AP Photo/Darron Cummings