4 мин.

Брайан Глэнвилл. Легендарный журналист и писатель Англии

Самый уважаемый в мире футбольный писатель Брайан Глэнвилл, несмотря на солидный возраст (журналисту в сентябре исполнится 87 лет!) остается уникальным и своеобразным голосом в мире футбольной журналистики. Брайан писал статьи для World Soccer с 1962 года и является автором ряда книг, в том числе «Истории Кубка мира».

Сын ирландского дантиста, Глэнвилл получил образование в одной из старейших престижных мужских привилегированных средних школ (Чартерхаус), где играл в футбол на высоком уровне.

В публицистике, посвященной спорту, эта практика, естественно, сказалась. Брайан — представитель ряда писателей, для которых спорт главная, а порой и единственная тема; ряда писателей — своего рода профессионалов, только вооруженных не ракеткой и не клюшкой, а пишущей машинкой. Брайан Глэнвилл в такой литературе был одним из первых.

Глэнвилл почти 30 лет проработал футбольным корреспондентом в издании The Sunday Times, в котором и по сей день является автором. Также более 50 лет он работал в журнале World Soccer (в печатной версии и в интернете). (Читатели знают колумниста, как рьяного болельщика лондонского «Арсенала»: большинство статей посвящено именно этому клубу английской премьер-лиги.)

Кроме того, Глэнвилл писал для The People и в последнее время сделал несколько некрологов известных футболистов для The Guardian. Его работы публиковались в таких изданиях, как Sports Illustrated и New Statesman.Журналист Sports Illustrated Пол Циммерман назвал Брайана Глэнвилла «величайшим футболистом всех времен». Имелся в виду вклад Глэнвилла в футбольную журналистику, популяризацию этого вида спорта. Славу Глэнвиллу принесли, прежде всего, публикации, посвященные футболу.

Спортивный журналист, которого британские болельщики прекрасно знают еще со времен ставшего легендой Стэнли Мэтьюза, футбольный обозреватель The Sunday Times на протяжении нескольких десятилетий (свой первый репортаж он опубликовал, когда ему было всего восемнадцать), Глэнвилл принес в журналистику доскональное знание спорта и в праздничных, и в сугубо будничных его проявлениях, сделав этот материал достоянием искусства, касающегося очень существенных социальных проблем.

Раньше многих других Глэнвилл постиг, что в профессиональном спорте как в зеркале отражаются наболевшие проблемы общества, иной раз высвечивающиеся в изломанных биографиях спортсменов, быть может, с такой отчетливостью, какая не всегда обнаруживается за пределами футбольного поля.

В своей колонке в World Soccer Глэнвилл не ограничивается сухой аналитикой футбольных матчей или оценкой игроков. Человек, для которого спорт остается лишь спутником в жизни, Глэнвиллу не интересен, его интересуют те, для кого спорт — это судьба. В его колонке всегда существует некий журналистский конфликт, если так можно выразиться.

 

 

И конфликт, к которому он многократно возвращается, определен тем, что судьба, которую должно определять призвание, на самом деле формируется профессией, с призванием считающейся менее всего, попросту эксплуатирующей и одаренность, и мечту, и честолюбие футболистов.

То есть, когда Глэнвилл критикует футболиста или тренера (как правило, наставника «Арсенала» Арсена Венгера - по понятным болельщицким причинам), он это делает не злобно. Так ругают любимого ребенка, желая ему добра: ведь если Всевышний, судьба наделила тебя талантом быть тренером или спортсменом - а это люди выдающиеся, - то негоже спускать свой драгоценный дар в трубу!

О чем же пишет в своих статьях Глэнвилл. Законы спорта как честного единоборства и испытания человека, превозмогающего самого себя, оказываются в резком противоречии с законами спорта как профессии, где все подчинено сиюминутному эффекту, выигрышу любой ценой, так что избравший эту профессию оказывается просто механизмом для достижения необходимого результата. Той или иной гранью это противоречие обязательно открывается и ведет к угасанию. Краткие периоды триумфов остаются в прошлом.

Тут большая тема, за которой стоит слишком достоверный, сотни раз повторявшийся опыт звезд профессионального спорта. Описываемые вот уже более полувека Глэнвиллом ситуации внутренне схожи, однако они не выглядят клишированными, потому что драма остается неподдельной и реальной.

Ее поколение за поколением испытывают те, чьи имена вписаны в хронику рекордов, выдающихся спортивных свершений и футбольных побед.

Журналистике, как и спорту, «звезды» необходимы как воздух. Такие асы, как Брайан Глэнвилл, доказывают, что в ряду великих футболистов были и есть настоящие феномены.

 

Фото: socceramerica.com/publications/article/75086/brian-glanville-a-conversation-at-his-london-home.html; nationalrust.com/brian-glanville/; worldsoccer.com/columnists/brian-glanville