7 мин.

Игра, которую не стыдно показать миру. Разбор матча «Спартак» – «Зенит»

Михаил Борзыкин рассказывает о тактике Дмитрия Аленичева, преображении Попова, возвращении Шатова и других тактических моментах.

Аленичев и 3–5–2

«Спартак» вернулся к своей второй базовой модели (давно, кстати, не применяемой) с тремя центральными защитниками. За прошедшее время ничего не изменилось: под эту схему у Аленичева нет исполнителей. Модель подразумевает сколь-нибудь агрессивные фланги, а не боязливую игру с передачами на ближнего и высоким процентом брака. Паршивлюку, вышедшему на правом фланге, было сложнее, чем Комбарову, – в его зоне в первом тайме пылил Халк, а ближайшим напарником оказался Макеев, который уже у третьего тренера красно-белых исполняет роль правого центрального защитника. Видимо, умеет убеждать.

И если уж переходить на персоналии, то можно отметить крайне неприятную тенденцию: оборону «Спартака» тянут вниз исключительно российские исполнители. Причем все (ну, кроме Граната, которого мы не видим). Таски и Боккетти не безгрешны, конечно, но очевидно выше классом.

Попов и преображение

Если вы по каким-то причинам пропустили вчерашний текст, то очень рекомендую прочесть (дурной тон, понимаю, но уж простите). То, что вчера могло показаться случайностью, сегодня выглядит как закономерность. В «Спартаке» Попов заработал четыре очка по схеме «гол+пас» (3+1) и все – в те два тайма, что играл без Широкова. После перерыва Аленичев убрал Романа и выпустил Зотова, таким образом скопировав кубковую расстановку в центре поля. Петров, как Попова по ошибке назвал Геннадий Орлов, вновь, как и против «Волги», выдвинулся вперед, стал играть смелее, творить, ошеломлять, украшать.

Если в первом тайме Ивелин играл ближе к своим воротам, нежели Широков, то во втором выдвинулся практически на одну линию с нападающим. Вывод напрашивается следующий: пока Аленичеву не удается найти идеальную модель, которая раскрывала бы сильные стороны и Широкова, и Попова. При этом непонятно, какой «Спартак» сильнее, – тот, что с Широковым, или тот, что с Поповым. Яркие отрезки, периоды доминирования были в обоих таймах.

Шатов и роль лидера

Приятно осознавать, что Олег стал системообразующим игроком «Зенита». При его участии в атаках питерцев появляется интеллект и нешаблонность. Шатов облагораживает комбинационную игру, ручками стягивает одеяло с Халка и накрывает всю атакующую группу, чтобы всем было уютно и тепло. Собственно, второй гол сделал именно Шатов – острым копьем рассек нежную плоть спартаковской опорной зоны, выдал вертикальный пас в штрафную площадь, ну а дальше вы сами знаете. С учетом того, что только-только вернулся из лазарета, сыграл великолепно. Хотя может еще лучше, это правда. Возвращение Олега в строй – это, надо сказать, хорошая новость для всех. И для «Зенита», у которого, во-первых, в атаке не хватает слаженности и игроки почему-то находится в разных кондициях, а во-вторых, заметно сдал Данни. И, разумеется, для сборной.

Лодыгин и кошмар

Вас должна впечатлить эта статистика: «Зенит» – худшая команда премьер-лиги по пропущенным голам с дальней дистанции (5). Это страшный показатель для команды, в обороне которой играет футболист сборной Аргентины, в средней линии – выходец из топ-клуба и хавбек, за которым охотится половина серии А... И на воротах – голкипер сборной России. Но вы знаете, я ни слова плохого не скажу о Лодыгине.

Все вопросы – к тренерскому штабу. То, что с Юрием происходит что-то непонятное, аномальное, сверхъестественное, было видно еще в августе. В любом приличном европейском клубе Лодыгина давно посадили бы на лавку. «Зенит» же считает, что все лечится показушным доверием. И не только «Зенит». На эти грабли неоднократно наступал «Спартак» (Джанаев, Песьяков), «Арсенал» (Филимонов), ЦСКА (Акинфеев), «Ростов» (Плетикоса) и сейчас наступает «Краснодар» (Дикань). Тренерский штаб «Зенита» можно было бы понять, если бы в резерве были 17-летние юнцы. Но в резерве-то Малафеев и Кержаков. В общем, вопиющая тренерская легкомысленность.

Футбол и феерия

Да, игра получилась супер. До сих пор под впечатлением и с трудом попадаю по кнопкам клваиутры. В игре были все атрибуты великого матча. И драматургия (спасительный гол Дзюбы), и борьба в буквальном смысле до крови, и, конечно, качество футбола. Где-то в глубине души даже хочется поблагодарить Лодыгина – он ведь не просто ошибся, пропустив какой-то корявый гол, а ошибся при необдуманных выходах, сделав возможным шедевр Попова; да и гол Зе Луиша был на загляденье.

И хорошо, что матч стал развиваться именно по такому сценарию. Потому что если бы первым забил «Зенит», то наверняка стал бы сушить игру, дабы сохранить силы на Лигу чемпионов. Если бы «Зенит» не отыгрался до перерыва, то уже «Спартак» во втором тайме окопался бы в своей штрафной. Как, к слову, он и сделал, вновь поведя в счете. И был за это наказан. А так мы увидели обоюдоострый кипящий футбол, выходящий за рамки российского. Рубилово, какое не стыдно показать ни в Англии, ни в Испании, ни даже в Германии.

Выводы и пожелания

В «Спартаке» радует то, что Аленичев присматривается к варианту игры без Широкова. Не потому, что Широков плох, – нет, просто вариативность делает команду интересной и непредсказуемой. Среди минусов, помимо описанного выше, назвал бы пассивную оборону. Оппонентов не встречает, а пятится. К тому, что «Спартак», ведя в счете во втором тайме, примагничивается к своей штрафной площади, уже привыкли. Дело не в этом. А в том, что в глухой обороне «Спартак» играть не умеет.

Он сыграл так однажды, против «Краснодара», и решил, что так и надо дальше. Но с «Краснодаром», вспомните, ему просто повезло, плюс Ребров был на высоте. С другими соперниками – уже нет. Нельзя садиться в оборону, имея в составе исполнителей, которые позиционно ошибаются в трех эпизодах из пяти и позволяют себя обыгрывать не самым, мягко говоря, техничным и быстрым футболистам. Это, если что, я не про Халка.

«Зенит» продолжает лихорадить. Чередует яркие отрезки с блеклыми. Причем амплитуда – катастрофическая. Брать паузы команда не умеет. Ибо в ее случае паузы – это провалы. Да и своя игра как-то не нащупывается. Без куража. А чтобы поймать его, нужен подвиг супермена. Взорвет Халк игру – и прорвется плотина, побежит бурлящий поток комбинаций, заливая противника глубокомысленной игрой. А нет – мучения да шатания.

Вот почему «Зенит» справедливо называют халкозависимой командой. Не потому, что бразилец круче всех. Это понятно, но не это главное. Просто без Халка на поле засуха идей и эмоций. Ну, и Лодыгин, еще раз о нем. Мне кажется, что тренерский штаб «Зенита», который занимается этой напрасной показухой, играет в благородство, доверяя вратарю, делает ему только хуже. Еще пара таких матчей, и Юрий может окончательно сломаться. Если не сломался уже. Дайте человеку отдышаться и привести мысли в порядок.

Михаил Борзыкин