6 мин.

Нервные в клетке. Почему «Наполи» не может догнать «Ювентус»

Шестое место, затем третье, после него пятое – вот сухие итоги трех лет работы Вальтера Маццарри в «Наполи» в максимально сжатом виде. Если последовательность неким мифическим образом будет соблюдаться и дальше, то в этом году Неаполь остановится на второй позиции, в следующем сезоне финиширует четвертым, а в 2015, наконец, обретет третий скудетто в своей славной истории. Но ждать логического завершения странной числовой цепи никто не намерен – Аурелио Де Лаурентис, Вальтер Маццарри и «Наполи» хотят победить уже сейчас, как можно скорее.

И на первый взгляд «Наполи» вполне созрел для триумфа. За три с половиной сезона Маццарри проделал огромную работу – отладил игровую схему, привил команде узнаваемый стиль, помог сегодняшним лидерам раскрыть лучшие качества. Но и проблемы «Наполи» все так же узнаваемы – команда ходит вокруг да около и никак не может переключить передачу, стать новым безусловным лидером итальянского футбола. Или хотя бы встать на одну ступень со старым (точнее, со «Старой»).

Прежде всего, ни в чем нет стабильности – «Наполи» до сих пор не в состоянии побеждать середняков на голом классе, хотя и готов более-менее регулярно давать бой топ-клубам. Многое свидетельствует о том, что в команде не лучший психологический фон. Критикуемый Де Санктис вступает в жестикуляционные баталии со свистящими фанатами прямо по ходу матчей, несчастного Гамшика который раз чуть не среди бела дня грабят, капитана Каннаваро испытывают на прочность прокуроры, Кавани тоже устал и почти наверняка не сегодня-завтра примет решение уйти. Итальянский журналист Массимо Д’Алессандро (фанат «Наполи» и друг Марека Гамшика) одной фразой выстрелил в яблочко: «Неаполь – самый красивый город мира, но только на открытках». Играть здесь непросто.

Что до Вальтера Маццарри, то это и вовсе отдельная история. Он не хочет победы в чемпионате, он ее по-настоящему жаждет, даже вожделеет. Во время матчей Вальтер невероятно, почти до трясучки, переживает – тычет пальцем в часы, требуя компенсировать каждую долю потерянной секунды, выскакивает за пределы технической зоны, упражняется в разглаживании мимических морщин, заламывает руки и бормочет проклятия куда-то в небеса. Его бросает то в жар, то в холод, и в какой-то момент невинный галстук на шее начинает превращаться в удавку. Весь этот театральный набор можно было наблюдать хотя бы в последней игре «Наполи» против «Сампдории». Продолжать в том же духе просто опасно – не секрет, что у Маццарри есть проблемы с сердечной системой, и ему в принципе противопоказано чрезмерное волнение. В октябре он проронил: «Могу ли я уйти из футбола в конце сезона? Да, это возможно».

Конечно, в то, что 51-летний специалист может вдруг покончить с активной работой, верится не слишком, но против кардиограммы не попрешь – если у Маццарри действительно слабое сердце, его нетерпение можно понять. Возможно, этот сезон он рассматривает как последний шанс завоевать скудетто, и от того нервничает еще сильнее (это, разумеется, всего лишь догадка).

Никаких сомнений в том, что нервозное настроение тренера передается команде, быть не может. Даже случайно брошенный на скамейку взгляд может серьезно повлиять на игрока – попробуйте качественно выполнить простейшую рабочую задачу, если на расстоянии в несколько шагов беснуется непосредственный начальник, многозначительно постукивая ногтем по наручным часам и выкрикивая что-то о «просроченных дедлайнах». От вас потребуется максимум выдержки, отстраненности и стойкости. И вот эти три качества – точно не про «Наполи» и не про Неаполь, который в большей степени взрывной, чем рассудительный, и очень страстный, но никак не хладнокровный. Для топ-клуба в химическом составе «Наполи» очень много случайных микроэлементов, которые непрерывно смешиваются и влияют на результат, принося яркие победы и катализируя непонятные провалы на ровном месте.

Может быть, из-за Маццарри, может быть, совсем и не из-за него, но с недавних пор в «Наполи» очень много мелочности, суеты и торопливости. Взять последний матч против «Сампдории» – это был очередной реальный шанс нарушить личное пространство занимающего первую строчку «Ювентуса». Но – опять неудача, безвкусная нулевая ничья. Все как-то второпях и на нервах – так не выигрываются ни чемпионаты, ни отдельные матчи.

Ни один киллер не грызет ногти и не рвет на себе волосы, он просто ловит висок жертвы в прицел и делает свое дело – потому что у него есть только один шанс. «Наполи» этой рассудительностью обделен – иногда команду разбивает лихорадка и трясет натуральный Паркинсон. Как ярчайшая иллюстрация – игра Горана Пандева, который очень хорошо оснащен технически, но предпочитает валяться на плешивом газоне в актерских муках – так, по его разумению, сформировать голевой момент проще.

Кстати, газон «Сан Паоло» – еще одна болезненная, но уже чуть более осязаемая тема. Ну как же можно жаловаться на него, как на причину невнятной игры?.. В конце концов, если «Наполи» настолько техничен, что с плохим покрытием игроки не справляются, то Аурелио Де Лаурентису следовало бы вложить средства не в условных Эмануэле Калайо или Йосипа Радошевича, а в сотню-другую мешков «Канады Грин» и приглашение умного агронома. Этим же вопросом задаются неаполитанские журналисты, и не находят вразумительного ответа. Правда, спортивный директор клуба Риккардо Бигон уже заверил, что на этой неделе проблему газона наконец-то начнут решать.

«Наполи» – клуб с двумя лицами. Доктор Джекилл очень сильно страдает от проделок мистера Хайда, который вырывается из глубин подсознания в самые неподходящие моменты. Вы долго репетируете торжественную речь и сами поражаетесь своим ораторским способностям, но когда приходит время вдохновить яркой риторикой окружающих, связки дают предательского петуха и все летит к чертям собачьим. Так случилось и в минувший уик-энд – «Наполи» забраковал подаренного «Ромой» коня из-за неправильного прикуса.

Возможно ли, что требовательный Маццарри (а он очень вспыльчив и жестко ведет тренировочный процесс, об этом говорил еще Фабио Куальярелла) выжал из «Наполи» максимум и сделать больше не в состоянии? Это вполне реально. Вальтер – очень сильный тренер, но и у него есть предел – некий барьер, скакнуть через который должен уже не он, а футболисты. В конце 2011 года Маццарри говорил о том, что в отношении «Наполи» болельщики потеряли чувство реальности и требуют от команды невозможного, но сейчас именно этим занимается он сам. Его эмоции вредят – у «Наполи» случается банальное перенапряжение.

Жесткий орущий тренер + эмоциональные футболисты + неуравновешенная и требовательная публика = катастрофический дисбаланс.

Слухи о том, что по окончании сезона Маццарри все-таки покинет «Наполи», безусловно, имеют под собой почву, и одно только щедрейшее предложение Де Лаурентиса (4 миллиона евро в год) тренера почти наверняка не удержит. На Маццарри есть спрос, перед ним множество вариантов для развития (или завершения) карьеры. И не так уж важно, станет «Наполи» чемпионом, или нет – Маццарри нужно уходить в любом случае. Здесь важно тонко прочувствовать ситуацию – если «Наполи», весь издерганный и взмыленный, все-таки победит сейчас, то может здорово рухнуть в следующем сезоне – это называется дурацким словосочетанием «эмоциональная выхолощенность» и, по сути, является банальным перегоранием, с которым знаком каждый. Скудетто утопит Неаполь в шампанском, но приведет к смертельному похмелью и вызовет апатию. При Маццарри будет так, это почти очевидно.

Возможность победить у Неаполя есть, но фоторобот команды не соответствует мужественному лицу истинного чемпиона. Нужно перезарядить и перенастроить психологию – и делать это должен не Маццарри, а уже кто-то другой.

Вне зависимости от того, кто его в итоге заменит, перемены должны пойти «Наполи» на пользу. Сложилась парадоксальная ситуация: Маццарри проделал гигантскую работу, тактический командный механизм заработал. Но наступил переломный момент – для того, чтобы сделать два шага вперед, необходимо сделать один назад. Поменять тренера, успокоиться, освежиться, попробовать поиграть в новый для себя футбол, потерять и заново поймать уверенность в собственных силах. Да и просто осознать, что невозможное – очень даже возможно.

Фото: Fotobank/Getty Images/Giuseppe Bellini