13 мин.

Кто и как взрывал трансферное окно в XXI веке? Часть 2: 2006-10 годы

“Вест Хэм” и Киа Джурабчиан

Три самых ярких приобретения: Карлос Тевес, Хавьер Маскерано, Мэттью Апсон.

Главный итог: запрет на частичное владение правами на футболистов в английском и европейском футболе.

В 2006 году многие клубы АПЛ побили свои трансферные рекорды – “Тоттенхэм”, “Ньюкасл” и “Астон Вилла” тратили деньги так, будто они были готовы побороться за место в большой четверке. Ну а случай “Вест Хэма” интересен в первую очередь тем, что здесь снова фигурирует Киа Джурабчиан и его гениальная схема.

Добившись финансового успеха в “Коринтиансе”, англо-иранский бизнесмен параллельно пытался внедрить схему с частичным владением прав на футболистов в Европе – в 2005 году его компания MSI безуспешно пыталась купить “Вест Хэм”. Сделка не состоялась из-за финансовых разногласий, но уже следующим летом состав “молотобойцев” пополнился двумя южноамериканскими вундеркиндами – Тевесом и Маскерано, часть прав на которых принадлежала компаниям Джурабчиана. Данные трансферы наделали много шума – во первых, было не совсем понятно, как игроки топ-уровня согласились на переход в скромный лондонский клуб, во вторых из-за неразберихи с владельцами прав, оба игрока были заявлены на чемпионат с многочисленными нарушениями. За сокрытие информации о сторонних лицах в договоре, с “Вест Хэма” требовали снятия очков, но клубу удалось отделаться солидным денежным штрафом и в конечном итоге заявить южноамериканцев.

В связи с переездом Тевеса и Маскерано в Англию, схема с частичным владением прав нещадно критиковалась тамошними чиновниками и правозащитниками – она отлично подходила для отмывания денег и была настолько мутной, что в сделках часто фигурировали сразу по несколько офшорных контор. Люди видели то, что твориться с клубами в Южной Америке и не хотели повторения этого сценария в Европе. В 2011 году частичное владение правами на футболистов оказалось незаконным в Англии, а в 2015 запрет на подобные трансферы был принят FIFA и стал действовать по всей Европе.

Что же о “Вест Хэме” – в то трансферное окно “молотобойцы” потратил 70 миллионов евро на трансферы и в итоге чуть не покинули АПЛ – звездные новички не горели желанием решать задачи середняков. Впрочем, от вылета в Чемпионшип клуб спас именно Тевес, в последнем туре забивший победный мяч на “Олд Траффорд”.

“Сарагоса” Агатипо Иглесиаса

Три самых ярких приобретения: Пабло Аймар, Диего Милито, Андрес д’Алессандро.

Главный итог: наглядный ответ на вопрос – зачем в футболе нужен финансовый фэйр-плей?

В середине нулевых сразу несколько испанских клубов начали испытывать серьезные финансовые проблемы – “Депортиво”, “Сельта”, “Мальорка” не могли расплатиться по кредитам, а “Сарагоса” сгорела быстрее всех.

Все начиналось просто замечательно – новый владелец, Агапито Иглесиас, ставил перед клубом высокие цели и подписал Пабло Аймара и Диего Милито. В команду вернулся Виктор Фернандес – легендарный для “Сарагосы” тренер, с которым клуб выиграл Кубок Обладателей Кубков в 1995 году. В первом же сезоне обновленная “Сарагоса” попала в еврокубковую зону.

Как часто бывает в подобных ситуациях – относительный успех вызвал желание откусить кусок побольше. В следующем сезоне клуб потратил на новичков более 30 миллионов евро и провернул мутные сделки с Айалой и Матузалемом. К сожалению, тот кусок оказался слишком большим и клуб чуть было не задохнулся.

Мечта о повторении европейского триумфа разбилась в первой же квалификационной игре кубка УЕФА – греческий "Арис" оказался сильнее по итогам двух встреч. И эта встреча была только началом падения – результаты клуба в чемпионате оказались катастрофическими, а главные тренеры, пришедшие на смену уволенному в декабре Виктору Фернандесу, работали по методу Абрахама Симпсона:

За полгода “Сарагоса” поменяла четырех менеджеров и в конечном итоге вылетела в сегунду.

Зарплатный фонд команды с огромным количеством звезд был слишком раздут, чтобы просто так пойти на понижение – в клубе начался затяжной финансовый кризис и даже продажа большинства игроков и скорое возвращение в примеру не смогли помочь “Сарагосе” справится с ним. За последний десяток лет арагонский клуб ни раз был на грани банкротства, но ежегодная реструктуризация долгов помогает команде оставаться на плаву. За Матузалема, к слову, “Сарагоса” до сих пор не расплатилась окончательно.

“Портсмут” Харри Реднаппа

Три самых ярких приобретения: Джон Утака, Салли Мунтари, Джермейн Дефо.

Главный итог: аргумент в пользу финансового Fair-play из Англии.

Ситуация, возникшая с возвращением в “Портсмут” Харри Реднаппа, очень похожа на ту, что произошла с “Рейнджерс” и Диком Адвокатом.

Зимой 2005 года в “Портсмут”, долгое время обитавший на дне турнирной таблицы АПЛ, вернулся Харри Реднапп, а через месяц клуб был куплен французско-израильским бизнесменом, Александром Гайдамаком.

С появлением иностранных инвестиций, Реднапп не стал ограничивать себя в желаниях и в первое же трансферное окно привел в команду сразу несколько опытных игроков на солидную зарплату – Дэвид Джеймс, Сол Кэмпбелл и Нванкво Кану помогли клубу занять 9 место в чемпионате.

В следующем сезоне “Портсмут” не сдал позиции и завоевал Кубок Англии. Но цена за трофей оказалась слишком высокой – “помпи” потратили на трансферы почти 60 миллионов евро и еще больше раздули зарплатную ведомость.

Трансферное безумие продолжалось ровно 3 года, ровно до того момента, пока Реднапп не сменил “Портсмут” на “Тоттенхэм” в октябре 2008 года. С уходом Харри пропал и результат – пришедший ему на смену Тони Адамс одержал 4 победы в 22 матчах и был уволен в феврале. Команде пришлось доигрывать сезон с тренером дубля во главе и опуститься на 14 место.

Даже в то время, когда командой руководил Реднапп, клуб не зарабатывал достаточно денег для того, чтобы окупить зарплаты игроков, а после падения в турнирной таблице окончательно погряз в долгах. “Портсмуту” не помогла продажа всех лидеров и смена владельца – Гайдамак продал свою долю Сулейману аль Фахиму. Сезон 10/11 клуб закончил на самом дне турнирной таблицы АПЛ и продолжил падение до того момента, пока не очутился в Лиге 2 (четвертый по силе дивизион).

“Зенит” и “Газпром”

Три самых ярких приобретения: Анатолий Тимощук, Павел Погребняк, Константин Зырянов.

Главный итог: Кубок и Суперкубок УЕФА 2008.

В конце 2005 года “Зенит” стал окончательно ассоциироваться с “Газпромом” – госкорпорация выкупила контрольный пакет акций клуба. Президентом “Зенита” стал Сергей Фурсенко, а на должность спортивного директора был назначен Константин Сарсания.

Перед руководством “Зенита” стояла задача сделать клуб европейского уровня –  для достижения поставленной цели в команду был приглашен Дик Адвокат, на трансферы выделили более 40 миллионов евро, а к 2009 году сине-бело-голубые должны были переехать на новый стадион. И если переезд на Крестовский остров постоянно откладывался, то с трансферами у “Зенита” вышел полный порядок: зимой 2007 года клуб пополнили лучший легионер чемпионата-2006 Алехандро Домингес, капитан донецкого “Шахтера” Анатолий Тимощук, игрок сборной Голландии Фернандо Риксен, нападающий сборной России Павел Погребняк и простой русский парень Константин Зырянов.

Трансфер Тимощука стал самым дорогим в истории российского футбола – покупка украинского опорника за 20 миллионов долларов стала настоящим шоком для спортивных журналистов страны, единогласно обвиняющих “Зенит” в переплате. Впрочем, скепсис был быстро развеян уверенной игрой и харизмой Анатолия – Тимощук стал ключевым игроком “Зенита” и уже в мае получил капитанскую повязку.

Сезон-2007 “Зенит” завершил в качестве чемпиона страны, выиграв 10 из 11 матчей на финише и прорвавшись в плей-офф кубка УЕФА. Что было дальше, многие из вас и так знают – уничтожение “Баварии” на “Петровском” в полуфинале и победные финалы с “Рейнджерс” в Манчестере и с “Манчестер Юнайтед” в Монако.

“Шахтер” Рината Ахметова

Три самых ярких приобретения: Нери Кастильо, Кристиано Лукарелли, Виллиан.

Главный итог: Кубок УЕФА 2009.

И снова “Шахтер”. В 2007 году “кроты” окончательно определились со своим южноамериканским вектором развития – перепродажа перспективных бразильцев приносила клубу хорошие деньги.

Продав своих лидеров в лице Элано, Марики и Тимощука, донецкий клуб получил солидную сумму, которая целиком и полностью пошла на новичков. Летом в Донецке появились игроки, за которых на трансферном рынке велась серьезная борьба. В команду Мирчи Луческу пришли настоящие звезды: молодой бразильский талант Виллиан, Нери Кастильо, зажигавший на Копа Америка и итальянский сборник Кристиано Лукарелли.

В том сезоне “Шахтер” потратил на трансферы даже больше "Зенита" – примерно 55 миллионов евро.

“Бавария” и игровой кризис

Три самых ярких приобретения: Франк Рибери, Лука Тони, Мирослав Клозе.

Главный итог: немецкие клубы тоже могут тратить безумные деньги, если их как следует разозлить.

Согласитесь, сложно представить немецкий футбольный клуб, выкидывающий на трансферы десятки миллионов евро даже сейчас. В 2007 году такое вообще казалось невозможным – слишком свеж в памяти был пример дортмундской “Боруссии”, больно свалившейся с вершины из-за необоснованных трансферных трат. Последним новичком Бундеслиги с ценником выше десятки был Лусио, перешедший в “Баварию” в 2004. Но в один момент немецкое болото расшевелила все та же “Бавария”, годом ранее угодившая в игровой кризис. Трансферную кампанию мюнхенцев можно с легкостью описать реакцией Винса Макмэна:

В то трансферное окно “Бавария” потратила на новичков 90 миллионов евро, а рекордную сумму, превышающую расходы 2007 года, мюнхенский клуб потратил только через 10 лет – прошедшим летом.

Дорогостоящие новички пришли в команду надолго и сходу дали результат: клуб выиграл бундеслигу набрав рекордное количество очков, взял кубок Германии и дошел до полуфинала Кубка УЕФА. Безумные траты не прошли бесследно – в следующем сезоне “Бавария” не потратила на трансферы ни копейки.

“Хоффенхайм” Дитмара Хоппа

Три самых ярких приобретения: Карлос Эдуардо, Демба Ба, Ведад Ибишевич.

Главный итог: первый профессиональный немецкий клуб с владельцем-миллиардером.

Как было уже сказано выше – немецкие клубы очень редко тратят неадекватные деньги на новичков. Помимо прагматичности на трансферном рынке, в немецком футболе до сих пор действует правило “50%+1”, делающее невозможным появление частных клубов на профессиональном уровне. Данное правило можно обойти – сначала нужно выкупить любительский футбольный клуб (или создать свой собственный), а затем провести его к вершине немецкой футбольной пирамиды.

Именно так поступил миллиардер Дитмар Хопп, купивший вылетевший из седьмой немецкой лиги “Хоффенхайм” в далеком 1990 году. Благодаря Хоппу у клуба появилась современная тренировочная база, молодежная академия и профессиональный статус. Но мало кто обращал внимание на достижения скромной деревенской команды ровно до того момента, как в 2007 году клуб из второй бундеслиги выиграл борьбу у более именитых соперников сразу за нескольких перспективных игроков.

Главным новичком того “Хоффенхайма” стал Карлос Эдуардо – “деревенские” отдали за игрока молодежной сборной Бразилии €7 миллионов и установили трансферный рекорд лиги, который держался восемь лет и был побит другим частным клубом, “РБ Лейпцигом”. Помимо бразильца, клуб пополнили топовые по меркам второго дивизиона игроки – Демба Ба, Ведад Ибишевич и Эду Обаси. В общей сложности на трансферы было потрачено 18,5 миллионов евро.

Не удивительно, что со всеми новичками в составе, “Хоффенхайм” сразу же добился повышения в классе, а в следующем сезоне устроил шоу в бундеслиге, уйдя на перерыв в ранге зимнего чемпиона Германии и c лучшим бомбардиром Ведадом Ибишевичем, забившем 18 голов в 17 матчах. Кто знает, что бы было дальше, не пропусти Ибишевич вторую половину сезона из-за разрыва “крестов”.

“Лион” Жана-Мишеля Ола

Три самых ярких приобретения: Эдерсон, Жан Макун, Уго Льорис.

Главный итог: перестройка способна убить даже очень слаженный механизм.

Купленный Жаном-Мишелем Ола в 1987 и двигающийся поступательными шагами, лионский “Олимпик” впервые взошел на французский трон в 2002 году и не слезал оттуда 7 лет подряд.

Гегемония “Лиона” была настолько хорошо продумана, что любые попытки свержения пресекались на корню – клуб скупал лучших игроков Лиги 1 и со временем стал напоминать сегодняшнюю “Баварию”.

Летом 2008 года “Лион” достиг своего пика на трансферном рынке – в команде назревала перестройка и чтобы минимизировать риски, клуб потратил на новичков 58 миллионов евро, при этом все игроки пришли из французских клубов. Реформа неприятно затянулась – новички слишком долго искали себя и постоянно травмировались, а Жуниньо все реже пернамбуканил. Все это вылилось в то, что чемпионом того сезона стал “Бордо” с Гуркюффом и Кавенаги в атаке, а “Лион” отстал от жирординцев на 9 очков, пропустив вперед себя еще и “Марсель”.

“Манчестер Сити” шейха Мансура

Три самых ярких приобретения: Робиньо, Карлос Тевес, Венсан Компани.

Главный итог: несколько сотен миллионов фунтов и ты – топ-клуб АПЛ.

После покупки “Манчестер Сити” арабскими шейхами, английский клуб ежегодно подрывет трансферный рынок. Не стоит искать здесь религиозных шуток, ведь “Сити” настолько часто покупает новых игроков, что за дымом от новых трансферных взрывов можно не разглядеть Жерома Боатенга или Майкона.

Любое трансферное окно ситизенов очень похоже на все остальные – клуб покупает лучших игроков у менее амбициозных клубов, платит сумасшедшие деньги за английские паспорта и продает новичков прошлого сезона со скидкой.

Агрессивная трансферная политика долгое время не давала результата. В 2008 году, когда “Сити” впервые начали тратить нефтедоллары на новичков, мало кто воспринимал покупки Робиньо, де Йонга и Жо всерьез. Шума от них было много, но в конце сезона ситизены не попали даже в еврокубки, а лучшим трансфером оказался Венсан Компани.

Второй сезон вышел еще более агрессивным – Карлос Тевес остался в Манчестере, но сменил клубные цвета, а из лондонского “Арсенала” впервые завезли убийственные снаряды в лице Адебайора и Туре. Итог – пятое место.

И лишь в сезоне 2010/11 “Манчестер Сити” попал в Лигу Чемпионов и взял первый трофей эпохи Мансура – Кубок Англии. Для того, чтобы добиться долгожданного успеха, ситизенам пришлось потратить на трансферы почти 500 миллионов евро.

“Реал” и возвращение Переса

Три самых ярких приобретения: Криштиану Роналду, Кака, Карим Бензема.

Главный итог: 250 миллионов евро не обязательно решат все ваши проблемы.

Единственный клуб, способный составить конкуренцию “Манчестер Сити” на трансферном рынке конца нулевых – мадридский “Реал” с вернувшимся в президентское кресло Флорентино Пересом.

Летом 2009 года, сразу после возвращения в клуб Переса, “сливочные” подписали двух обладателей “Золотого мяча” – Кака и Криштиану Роналду. Лучшие игроки мира обошлись клубу в €160 миллионов, а переходы Хаби Алонсо и Карима Бензема окончательно дополнили картину – 4 из 5 самых дорогих игроков того лета оказались в Мадриде, а пятый, по имени Златан, уехал в Барселону.

Удивительно, но звездные новички не помогли “Реалу” обойти “Барсу” в чемпионате и пройти дальше ⅛ финала Лиги чемпионов. Даже Кубок Испании в том году оказался в Севилье.

Для того, чтобы прервать гегемонию “Барселоны” в чемпионате, королевскому клубу понадобился Жозе Моуриньо и дополнительные 150 миллионов евро на трансферы, но это уже совсем другая история...

Не забудьте подписаться на блог, чтобы не пропустить обновления!

Материалы по теме:

Европейское трансферное окно 10 лет назад. Как это было?

Кто и как взрывал трансферное окно в XXI веке? Часть 1: 2000-05 годы