10 мин.

Джоэль Эмбиид. Слишком хорош, чтобы быть настоящим

Фото: Fotobank/Getty Images/Ed Zurga

Я не слежу за NCAA, так что заранее извиняюсь за возможные ошибки в адаптации перевода. Но текст мне показался интересным, и я решил временно убрать тематические рамки блога.

Оригинал: Former Kansas basketball star Joel Embiid has almost seemed too good to be true. (абзацы опущены)

Летним днем 2012-го баскетбольный тренер по имени Майк Ли прибыл в квартиру в Милуоки. Он приехал за двумя камерунскими подростками, и это практически все, что было ему известно. За несколько недель до этого форвард «Милуоки» Люк Ричард Мба а Муте, бывшая звезда UCLA, позвонил с предложением. Его младший брат Роджер и еще один игрок из Камеруна будут жить летом в его квартире. Не хочет ли Майк поработать с ними? И вот он приехал и смотрел на двух долговязых подростков из Камеруна, с трудом влезающих в его машину. Одним из них был Роджер, младший брат Люка, а вторым какой-то таинственный парень, который, по-видимому, жил в Штатах около года. На вид в нем было около 7 футов, его звали Джоэль.

Ли, молодой тренер, работающий неподалеку от Милуоки, часто пересекается с элитными атлетами и лучшими проспектами. Но через 20 минут после того, как он приехал в школу Woodland Charter в Милуоки, Ли уже не мог оторвать глаз от молодого бигмэна из Камеруна. То, как координировано двигалось его огромное тело, то, как он задавал вопросы, то, как его ноги буквально танцевали в «краске» на одних инстинктах. Он играет всего год? На другом конце зала стоял бывший защитник «Луивилля» Джерри Смит, уроженец Милуоки, который тренировался там в этот день. Ли нужно было подтвердить свои впечатления, так что он подошел к Смиту, который сейчас играет в Европе.

«Да, парень уйдет под лотерейным пиком, без вопросов», – сказал Смит.

С первого дня в этом провонявшем потом зале в Милуоки история Джоэля Эмбиида шла слишком гладко. Наполовину – голливудский персонаж, наполовину – супергерой комиксов, ходячий семифутовый миф в кроссовках. Видеть, как Джоэль Эмбиид двигается на баскетбольной площадке, это как видеть персонажа Шакила О’Нила в Blue chips. Он может бежать как дикая кошка, он может грациозно завершать атаки, и он может отгрызть кольцо, когда ставит двумя руками сверху. Сравнений с Хакимом Оладжувоном (тренер Канзаса, Билл Селф начал озвучивать эти аналогии еще до того, как Эмбиид провел свой первый матч в колледже) было недостаточно. Джоэль Эмбиид выглядел не реальным.

«Его дриблинг был просто невероятным. Когда я первый раз увидел, как он, человек с ростом 7 футов ведет мяч, я подумал – да что с тобой не так?» – Наадир Тарпе – бывший партнер по «Канзасу».

Даже его происхождение выглядит невероятно. Эмбиид был волейболистом и футболистом, когда его заметили в лагере Мба а Муте летом 2011-го. Он был сыном камерунского военного Томаса Эмбиида и был родом из Яунде, города с населением почти 2 миллиона человек, где вырос и Мба а Муте. Он приехал в Америку, два года был относительно неизвестным на уровне средней школы и вдруг стал лучшим центровым Америки среди игроков колледжей и потенциальным первым пиком.

«Приятная неожиданность», – Томас Эмбиид, после посещения игры своего сына в Канзасе.

Как вы это объясните? Как может 17-летний волейболист из Африки стать лучшим баскетболистом-любителем в мире за 3 года? Как он может доминировать в Big-12, стать профессионалом после первого сезона и претендовать на первый пик, опережая товарища по команде Эндрю Уигинса? Как такая история может быть правдой?

«Он может стать фрэнчайз-центровым», – говорит Сэлф.

Рассказы про Эмбиида всегда выглядели наполовину правдой, наполовину – байками, поддерживающими его образ веселого парня. Однажды он убил льва, но у него нет водительских прав. Он поглощает розовый лимонад бочками. Он читал рэп во Франции. Все казалось слишком легким, слишком идеальным, слишком естественным.. Может, теперь мы знаем, почему. В пятницу утром Эмбиид перенес операцию. Стрессовый перелом ладьевидной кости правой ноги – тревожный диагноз для молодого семифутового центра. Всего через три месяца после стрессового перелома в нижней части спины, тело Эмбиида снова подводит его, угрожая затормозить его развитие и снизить его позиции на драфте. Он может быть следующим элитным центровым НБА, наследником Оладжувона и Ховарда. Он так же может стать следующей грустной историей, как Боуи и Оден. До драфта всего ничего, а вопросы остаются.

Джоэль Эмбиид слишком хорош, чтобы быть настоящим?

Вот история о Джоэле Эмбииде, убийце льва.

Это было в конце прошлого лета и баскетбольная команда Канзас, по традиции, собралась в раздевалке после тренировки. Процедура называлась «Thursday vibes» и была довольно нехитрой. Игроки садились в круг и рассказывали истории, делились секретами. Это должно было наладить командную химию и Эмбиид, прибывший в кампус чуть раньше этим же летом, был следующим. Рассказ был недолгим. Эмбиид у себя в Камеруне убил льва.

«Это не был прям король джунглей, обычный лев, и он сказал, что убил его», – вспоминает Тарпе.

В тот день началась история.

«ДжоДжо убил льва, мы не собирались задавать ему вопросы» – Тарпе.

Единственная проблема в том, что, как и любой миф, который становится все более преувеличенным, история Эмбиида продолжала развиваться.

«Сначала он наврал нам о себе и о своем племени. Типа должен был пройти через это, чтобы стать мужчиной. Он должен был убить льва голыми руками. Потом он говорил нам, что у него было копье. Не удивлюсь, если в следующий раз окажется, что он пристрелил несчастное животное», – Нико Робертс, бывший партнер по «Канзасу».

«Не знаю, он был главным балаболом в команде», – продолжает Робертс, смеясь.

Есть и другие нестыковки. Эмбиид вырос в оживленном городе Яунде. Его отец Томас, бывший гандболист, растил детей на неплохую зарплату военного. Молодой Джоэль занимался соккером, наслаждаясь игрой.

«Я должен был быть вратарем, но я был полузащитником», – рассказывал Эмбиид в «Канзасе».

Он не убивал льва, но он мечтал стать львом. Неукротимые львы – так себя называет сборная Камеруна по соккеру. Но тут он открыл для себя баскетбол.

После переезда в США в 2011-м, он провел сезон в академии Монтверде, что во Флориде, а потом перешел в школу The Rock, в Гейнсвилле (тоже Флорида), чтобы получить больше игрового времени. В The Rock он по-прежнему играл в соккер во время ланча, но первое место занимал баскетбол. Игра давалась ему легко. В один из первых дней тренировок Джастин Харден, главный тренер в The Rock, начал внедрять комбинации, которые должны были создать больше движения в атаке. Он сказал Эмбииду отдать пас в район линии штрафных, но вместо того, чтобы отдать мяч, он инстинктивно проскользнул мимо двух защитников и прошел в лицевую.

«Да, так тоже можно… Он мыслил абстрактно, он видел игру», – Харден.

Вот история о Джоэле Эмбииде, уничтожителе розового лимонада.

Холодным зимним днем Эмбиид зашел в пустую комнату для СМИ в Allen Fieldhouse. Его семифутовая фигура не спеша нырнула в дверной проем. Его тело уже начало подводить его. Его толстый зад не позволил ему принять участие в выносе TCU 15 февраля, и вывих колена лишил его некоторой подвижности. Через несколько дней он упадет на паркет в Oklahoma State, и врачи Канзаса диагностируют стрессовый перелом в позвоночнике. Но в этот день Эмбиид просто зашел в комнату прессы, чтобы полакомиться сладеньким. Он открыл холодильник с прохладительными напитками и взял розовый лимонад. Из всех американских прелестей, больше всего Эмбиид влюбился в розовый лимонад. После игр он будет бежать к холодильнику и сгребать бутылки, как ребенок сладости на Хэлоуин. Он пил его галлонами, и тренеры Канзаса всегда ругали его за чрезмерное потребление сахара. Он не просто пил лимонад, он заедал его печеньками, пирогом, или грыз конфетки, которые привозил ему отец из Камеруна.

Он смеется, когда всплывает эта тема. Но он извлек уроки и начал соблюдать диету. Если ты хочешь быть великим, ты не можешь выпивать пять бутылок розового лимонада после каждой тренировки. Если ты хочешь быть великим, ты должен быть сосредоточен на деталях. Если ты хочешь быть великим, ты должен повзрослеть, должен расти, должен слушать. Прежде всего, по словам Сэлфа, Эмбиид хотел слушать.

«Были дни, когда тренеры хорошенько наседали на него. Но ему это было нужно», – говорит бывший партнер по команде Хантер Микелсон.

Конец февраля, позади уже был долгий сезон. Груз ожиданий, четыре поражения вне конференции, главный тренер, который казался более взволнованным, чем обычно. Когда сезон начинался, предполагалось, что Эндрю Уиггинс будет выбран под первым пиком на драфте 2014. Но к концу февраля часть этого ажиотажа и часть этих ожиданий перешли на плечи Эмбиида. Было тяжело. Было немного неловко. Но для Эмбиида это было плюсом. Неделей ранее репортер Sports Illustrated приехал в город, чтобы написать статью о невероятном восхождении Эмбиида. Его львоубийственные подвиги, растиражированные через Твиттер, стали маркетинговой стратегией спортивного отдела университета: #JoJokilledalion. Его будущее доминирование над НБА уже вовсю обсуждается, но он еще не уверен.

«Он хотел вернуться. Если бы в колледже платили 5 миллионов в год и в НБА платили 5 миллионов в год, нет сомнений в том, что бы он выбрал», – Сэлф.

Когда Эмбиид взял розовый лимонад из холодильника, тогда, в феврале, он поплелся на разминку, поправляя рюкзак. Он выглядел, как обычный ученик колледжа с большими мечтами, простотой, будущий лотерейный пик, упавший с небес. Еще он немного хромал.

«Ты устаешь от всего этого внимания?» – репортер.

«Да, немного», – Эмбиид.

Вот история о Джоэле Эмбииде, возможном автомобилисте.

К этому моменту история была уже много раз рассказана. К середине января Эмбиид начал взрывать моки, после перфоманса в Iowa State. На выезде, против команды топ-10 Эмбиид набрал 16 очков, сделал 9 подборов и 5 блоков всего за 28 минут. В первый день пребывания на кампусе, прошлым летом, Сэлф сказал ему, что однажды он станет первым пиком драфта. Но, похоже, этот день может наступить раньше, чем ожидалось. По ходу сезона Сэлф и Эмбиид часто неофициально беседовали о его будущем. И тогда Эмббид спросил:

Разве я не должен научиться водить прежде, чем отправиться в НБА?

Прошло почти шесть месяцев, а Эмбиид сохранил наивность, так очаровавшую Сэлфа и других тренеров Канзаса. Но еще он так и не освоил круиз-контроль и значение лампочек на приборной панели. После того как Эмбиид объявил о том, что он собирается выставиться на драфт, он показал Сэлфу фотографию машины своей мечты – ту самую, которую он купит на свои миллионы, заработанные в НБА.

Сэлф посмеялся: «Знаешь, Джоэл, возможно, тебе стоит получить права перед тем, как потратить 130 000 долларов на машину».

Это правда.

В четверг днем, накануне операции по восстановлению ладьевидной кости правой ноги, Джоэль Эмбиид пошел на поле для гольфа. Мы знаем, потому что Эмбиид хотел, чтобы мы знали.

«Играю в гольф этим красивым солнечным днем», – это он написал в своем интсаграме под фотографией очень длинной клюшки. На следующий день он выложил селфи в больничном халате, перед тем, как отправиться на операцию («Время пришло…»)

Эмбииду вживили в правую ногу 2 винта, и ему понадобится от 4 до 6 месяцев на восстановление. До травмы Эмбиида собирались выбрать под первым пиком «Кавальерс». Теперь его ждет неопределенное будущее. Травма может стоить ему миллионов, разница в контрактах первого и четвертого пика почти 4 миллиона. А может обойтись и дороже. Бывшие центровые НБА Билл Уолтон и Яо Мин завершили свои карьеры раньше времени из-за такой же травмы; другие игроки, как, например, Майкл Джордан и бывший центровой «Кавс» Жидрунас Илгаускас, получали перелом ледьевидной кости, а потом играли долго и без травм.

«Думаю, Джоэль там, чтобы сражаться. Но думаю, это будет весело», – Сэлф сказал еще до травмы.

Эмбиид больше не 7-футовый неизвестный парень, упавший с небес, чтобы стать лотерейным пиком. Теперь он травмоопасный 7-футовый парень, худший штамп для молодого бигмена в НБА.

Вернувшись в Милуоки, Майк Ли продолжил следить за Эмбиидом издалека, особенно сейчас, когда местные «Бакс» будут выбирать вторыми на драфте и могут взять его бывшего ученика. Эмбиид провел лишь 2 месяца в «Милуоки», тренируясь и улучшая свою игру. В некоторые дни Эмбиид добирался до зала на автобусе [настоящий американский супергерой – прим. пер.]. Больше, чем баскетбол, Ли вспоминает тихого парня, который всегда ценил помощь. Он задавал вопросы, усердно тренировался, и, когда тренировка заканчивалась, он всегда говорил «Спасибо».

«Такие парни не часто встречаются. Он правда казался слишком хорошим, чтобы быть настоящим», – резюмирует Ли.