13 мин.

Это конец целой эры в «Ливерпуле»?

Ранее в этом месяце на тренировочной базе «Ливерпуля» в Дубае были введены ограничения на съемку, но помимо сокрытия чего-либо потенциально секретного, это решение вызвало сплетни о том, кто входил и выходил, даже внутри клуба.

Конечно, в отеле команды были гости с Ближнего Востока. И там, по крайней мере на несколько дней, был Билли Хоган, исполнительный директор клуба, который прилетел после короткого пребывания в Катаре на чемпионате мира.

«Ливерпуль», конечно, открыт для инвестиций и выставлен на продажу — поэтому для Дохи или Дубая имело бы смысл стать Константинополем или Бейрутом: местом обмена мыслями, местом для спокойной беседы и, возможно, какого-то свободного соглашения.

Однако вся эта шарада может ни к чему не привести. Хоган уже был в такой ситуации раньше, когда его отправили в Китай в качестве коммерческого директора клуба.

Это было семь или восемь лет назад, когда Иан Эйр, один из предшественников Хогана, отвечал за поиск спонсора для главной трибуны «Энфилда». Тогда в Fenway Sports Group (FSG), которой принадлежит клуб, не рассматривали как неудачу то, что из этого ничего не вышло, поскольку встречи выявили некоторые особенности ландшафта. Сообщение от FSG было таким же, как и почти всегда: она просто прощупывала почву — смотрела, что там есть.

Когда будет принято решение о будущем «Ливерпуля», может выясниться, что Хоган заложил некоторые основы, но окончательное решение, как ожидается, будет принято партнерством FSG, которое возглавляет основной владелец Джон У. Генри. Роль Хогана меняется, и он подчиняется Майку Гордону, президенту организации, который ранее отвечал за все операции в «Ливерпуле», но недавно передал некоторые обязанности Хогану, чтобы тот мог сосредоточиться на новых инвестициях или полной продаже клуба.

Клопп и Гордон празднуют победу в Лиге чемпионов в 2019 году (Фото: Эндрю Пауэлл/Liverpool FC via Getty Images)

FSG вступила в этот процесс в надежде найти нового стратегического партнера. После того, как в начале прошлого месяца сообщалось, что клуб официально представлен на рынке, высокопоставленные источники внутри организации, которые должны оставаться анонимными, чтобы защитить свои позиции, настаивали в беседах с журналистами и доверенными лицами, что они все еще ожидают, что что-то да произойдет до конца 2023 года.

Однако с точки зрения этого сообщения не было никаких публичных обязательств. Это из-за заманчивых предложений, которые могут прийти им в голову теперь, когда все в мире знают, что доступно, если у них достаточно денег.

На фоне неопределенности стало известно, что спортивный директор Джулиан Уорд уйдет, официально проработав на этой должности всего сезон. В тот же день стало ясно, что Иан Грэм, весьма уважаемый специалист по обработке данных, принял такое же решение.

Когда Гордон отошел от своих обязанностей, менеджер первой команды Юрген Клопп заверил, что он останется главным, если он будет так же желанен, независимо от того, кто платит ему зарплату.

Взлет «Ливерпуля» при Клоппе был подкреплен отношениями. При согласовании нового контракта только в апреле для него было важно, чтобы Гордон оставался на своей должности.

С 2015 года треугольник Клоппа, Гордона и спортивного директора Майкла Эдвардса продвигал «Ливерпуль» вперед, и клуб выигрывал почти все, что можно выиграть. Теперь, когда одного из этих трех столпов больше нет, заменяющий его человек уже стремится уйти, а другой столп также убран, это конец эпохи?

Когда летом 2020 года игроки «Ливерпуля» праздновали первое за 30 лет чемпионство клуба в чемпионате в городском гольф-клубе «Формби Холл», это достижение было отмечено шампанским в саду за домом Уорда в Чешире, где Эдвардс был одним из гостей.

Для пары этот титул в Премьер-лиге стал результатом почти десятилетнего напряженного труда. Эдвардс присоединился к «Ливерпулю» в ноябре 2011 года из «Тоттенхэм Хотспур» в качестве руководителя отдела производительности и анализа, прежде чем подняться по служебной лестнице, став директором по техническому исполнению почти два года спустя и техническим директором еще через два года после этого.

С момента покупки «Ливерпуля» в октябре 2010 года FSG всегда предпочитала модель со спортивным директором, и Эдвардс готовился стать именно такой фигурой. Его назначение на эту должность состоялось в ноябре 2016 года, через 13 месяцев после прихода Клоппа на пост главного тренера. Его презентация в Мелвуде была сдержанной, приглашено было всего несколько местных репортеров, но во время телефонной конференции с находящемся в Бостоне Гордоном стало ясно, что считалось, что важность Эдвардса для операции была очень близка к важности Клоппа.

К тому времени Уорд, который перешел из «Манчестер Сити» осенью 2012 года в качестве скаута, отвечающего за освещение Испании и Португалии, стал менеджером по арендам и вариантам развития. Помимо налаживания отношений с клубами и заключения сделок, в его обязанности входило согласовывать плату за эти аренды и порой доводить их до полной продажи.

Клопп подписывает продление контракта с Гордоном (слева) и Уордом в апреле (Фото: Эндрю Пауэлл/Liverpool FC via Getty Images)

Уорд работал с Эдвардсом и Клоппом. Ему также была поручена работа по организации ранних предсезонных товарищеских матчей команды. План Клоппа был прост, но трудновыполним: он хотел, чтобы игры проходили на хорошем покрытии, а соперники были конкурентоспособны, но он не хотел, чтобы «Ливерпуль» выпинывали с поля. Выездные игры должны были проходить на расстоянии не более одного часа от «Энфилда», что означало, что матч не помешал бы интенсивному графику тренировок ранее в тот день.

Хотя Уорд почувствовал жар от Клоппа, когда во время одной из таких игр против «Флитвуд Таун» в Ланкашире начали лететь подкаты, «Ливерпулm» действовал так на протяжении долгого времени — и это сработало. Клопп, Эдвардс и, в какой-то степени, Уорд бросали вызов друг другу, если они были чем-то недовольны, и издалека Гордон умел фильтровать эмоции и некоторые из наиболее укоренившихся взглядов.

Когда Клопп возглавил команду и взял на себя очень публичную роль, в то время как Эдвардс, Уорд и Гордон работали на заднем плане настолько, что каждый из них мог пройти по улице Ливерпуля, и никто бы их не узнал, «Ливерпуль» вернулся в зенит европейского и отечественного футбола.

Тем не менее, в 2020 году, когда Клопп привел «Ливерпуль» к успеху, которого не происходило в течение трех десятилетий, Эдвардс уже обдумывал свое будущее. В течение следующих нескольких месяцев он сообщил Гордону, что планирует сделать перерыв в футболе. Уорд казался естественным преемником, и это привело к тому, что он стал помощником спортивного директора, пока Эдвардс готовился к своему уходу.

Эта возможность стала неожиданностью, потому что Эдвардс не давал никаких предварительных указаний никому из сотрудников клуба, базирующегося в Мерсисайде, о том, что он планирует уйти. И Уорд наслаждался своей работой — хотя он был амбициозен, он не думал о том, чтобы занять ту должность, которую Эдвардс пожелал освободить. И все же он увлекся этой идеей из-за подачи Гордона: все дело было в преемственности. В модель верили, и методы в «Ливерпуле» работали.

Когда в конце 2020 года ежедневная деятельность «Ливерпуля» переместилась из Мелвуда в новый тренировочный центр в Киркби, Уорд начал работать в паре с Эдвардсом, но постепенно последний исчез из поля зрения, появляясь на объекте лишь изредка. С начала прошлого сезона он фактически находился в отпуске по уходу за садом [практика, при которой сотруднику, уходящему с работы — уволившемуся или иным образом уволенному — предписывается держаться подальше от работы в течение периода уведомления, оставаясь при этом на зарплате]. Если ему нужна была футболка с автографом для благотворительного мероприятия, он знал, что может приехать в AXA и получить ее. Он также присутствовал на мерсисайдском дерби на «Гудисон Парк» в декабре прошлого года и стоял на трибуне «Булленс-роуд» с болельщиками «Ливерпуля».

В тот вечер «Ливерпуль» разгромил «Эвертон» со счетом 4:1, и в течение шести месяцев они вели борьбу за беспрецедентный квадрупл. Их перспективы при Клоппе никогда не казались более радужными, но и время тоже шло.

Успех «Ливерпуля» при Клоппе и Эдвардсе был в такой же степени связан с продажей игроков, как и с их покупкой, потому что это позволяло экономической системе продолжать работать. В условиях старения команды и снижения ее ценности, как бы Эдвардс или любой другой спортивный директор поддерживал этот цикл? Это были неспокойные воды для переговоров. В то время как Эдвардс добился своего по поводу Джорджиньо Вейналдума, чей контракт не был продлен в возрасте 30 лет летом 2021 года, потому что клуб не мог предоставить ему то, что хотел игрок, Клопп оказал большее влияние на контракты других игроков.

Клопп, хотя и был чрезвычайно опытным менеджером, вступал в новую фазу своей собственной карьеры.

На его предыдущих должностях в немецких клубах «Майнц» и «Боруссия Дортмунд» у него обычно забирали лучших игроков из-за более выгодных предложений от более крупных команд. Теперь у него было больше возможностей влиять на будущее тех, кто хорошо ему служил.

Джон У. Генри открыт для инвестиций в «Ливерпуль» (Фото: Майкл Риган — UEFA/UEFA via Getty Images)

Эдвардс почти ни о чем не говорил публично, и его загадочность определяется тем, какую конфиденциальность он соблюдает.

Любой брифинг, касающийся его предстоящего ухода, предполагал, что ему просто пришло время двигаться дальше после десяти лет в «Ливерпуле». Конечно, однако, он был бы в состоянии увидеть, что будет дальше?

Сила Клоппа, тем временем, становилась больше, чем когда-либо, из-за того, что он показывал на поле. Исходя из этого, может ли система, которая помогла «Ливерпулю» занять столь многообещающее положение, действительно продолжать существовать так, как она когда-то существовала?

С тех пор как Уорду предложили повышение два года назад, обстановка вокруг него изменилась. Что наиболее важно, только за последние два месяца «Ливерпуль» был выставлен на продажу, и Гордон отошел от своей роли, чтобы сосредоточиться на этих переговорах, оставив повседневные обязанности Хогану.

В январе этого года Уорд смог завершить привлекательную покупку Луиса Диаса благодаря своим контактам в Португалии. В конце его первого трансферного окна стало ясно, что «Порту» был готов продать его и что Шпоры были лидерами в борьбе за него. Однако в течение нескольких часов Уорд смог убедить Гордона в своей идее, и так он начал собственную погоню за вингером. «Тоттенхэм» не мог поверить, как быстро продвинулся «Ливерпуль».

Это был не типичный «Ливерпуль», клуб, чья репутация при Эдвардсе строилась на игре в долгую, когда переговоры и подписания происходили задолго до фактического перехода. Тем не менее, исследование было таким же, и Уорд не хотел упускать игрока, который, по его мнению, ранее был не доступен для продажи.

Как партнер FSG, Гордон смог санкционировать сделку с Диасом. Однако сейчас структура несколько иная, с дополнительным уровнем управления, который потенциально может быть задействован до принятия решений. То есть, если только Гордон и FSG не дали Хогану ключи от империи, и он не волен делать некоторые из самых важных решений без консультации сверху. На данный момент баланс остается неясным.

В то время как успокаивающий Гордон также смог отфильтровать некоторые из более воинственных инстинктов Клоппа, обладает ли Хоган таким же набором навыков? Возможно, Гордон пришел к выводу, что Хоган сможет учиться на работе, как он когда-то делал — хотя давление на него будет более острым, потому что он базируется в Великобритании, физически ближе к влиятельным коллегам и должен учитывать коммерческие обязанности, связанные с его собственной ролью. Например, он проявил лидерство в отношениях с исполнительным директором «Манчестер Сити» Ферраном Сориано, попытавшись улучшить отношения между клубами.

После восьми лет работы коммерческим директором Хоган сменил Питера Мура на посту главного исполнительного директора в 2020 году. С тех пор он занимает центральное место в обсуждении нового спонсорского соглашения, которое в конечном итоге было продлено в июле с банкирами из Standard Chartered.

До того, как этот контракт был подписан, Хоган и «Ливерпуль» разговаривали с криптокомпаниями, и эта история была раскрыта изданием The Athletic.

Одна из этих фирм хотела знать, останется ли Клопп на посту менеджера в долгосрочной перспективе. Казалось бы, на немца такое давление не распространялось, хотя в конце концов он согласился на свой новый контракт. Эти переговоры были, что несколько необычно, спровоцированы им после того, как он попросил своего агента Марка Косике задействовать Генри, основного владельца «Ливерпуля». Тем временем крипто-сделка сошла на нет.

Однако это показывает, что ценность Клоппа для «Ливерпуля» выходит далеко за рамки тренерской скамейки и поля. Он привлекателен для спонсоров, а также, как следствие, для новых покупателей. Привело ли это понимание к тому, что ему было предоставлено больше контроля и что теперь звучит скорее как операция под руководством менеджера, а не как целостная операция, в которой активно участвуют другие руководители отделов?

Конечно, это могло бы в конечном итоге пойти на пользу «Ливерпулю».

Сэр Алекс Фергюсон приобрел такую же власть в «Манчестер Юнайтед» и поддерживал культуру успеха, которая длилась более 20 лет. Для Арсена Венгера в «Арсенале» хорошие времена длились не так долго. Однако оба клуба свидетельствовали о проблеме, когда центральная фигура в конце концов уходила.

В конечном счете, ничто в футболе не длится вечно. Все, что может сделать клуб — это постараться, чтобы это продлилось как можно дольше.

Ходили слухи о размолвке между Уордом и Клоппом, но отношения между менеджером и спортивным директором, будь то Уорд или, несомненно, Эдвардс, в основном были неизменным процессом, когда один бросал вызов другому. Разница вполне может заключаться в отсутствии регулярной информации от Гордона — и поэтому старые, надежные линии связи разрушились.

Для закулисного персонала «Ливерпуль» — это клуб, который увольняет тебя или позволяет уйти. И очень немногие уходят в неопределенность безработицы. Однако здесь важно помнить, что Уорд вырос, болея не за «Ливерпуль» — он был эвертонианцем. Хотя служба может изменить человека, глубокой эмоциональной связи с клубом нет.

Уорд занял должность спортивного директора лишь прошлым летом, но в 41 год он уже провел в «Ливерпуле» более четверти своей жизни. Шестимесячный срок уведомления дает «Ливерпулю» шанс определить, в каком направлении они хотят двигаться, но клуб не может утверждать, что это будет плавный переход, как в прошлый раз, когда Эдвардс публично объявил о своем намерении, а Уорд ждал, чтобы сделать шаг вперед.

Что будет дальше? Трудно представить, что у Эдвардса нет чего-то наготове.

Недавно он переехал в новый дом в Чешире. С Ианом Грэмом, ведущим аналитиком данных «Ливерпуля», также объявившим о своем намерении уйти в конце сезона после 10 лет работы, чувствуется, что старая группа снова собирается вместе.

Источник, который хорошо знает Эдвардса, но предпочитает не называть его имени, потому что это может выдать их дружбу, не знает ответа, но говорит: «Эдди — стратег. Все, что происходит с ним не происходит случайно».

Что касается «Ливерпуля», то в клубе дуют ветры перемен.

Согласится ли какой-нибудь серьезный спортивный директор на работу в условиях неопределенности по поводу владельцев клуба? Возможно, это произойдет только при заверениях Клоппа, что, несомненно, обеспечит ему большее влияние на отдел по подбору персонала, чем он когда-либо имел.

В то же время, сможет ли Уорд убедить потенциальных новичков в том, что «Энфилд» — это то место, где они должны быть, когда он сам не хочет там быть?

FSG утверждает, что это обычный бизнес, но кто будет финансировать все это?

Если летом не будут куплены новые игроки, FSG неизбежно обвинят в том, что она упускает любую потенциальную прибыль, которую может получить, вместо того, чтобы делать то, что правильно для клуба, и инвестировать в области, требующие срочной заботы и внимания.

Автор: Саймон Хьюз (источник)

Основная графика — Фотографии: Getty Images/Дизайн: Сэм Ричардсон

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.