10 мин.

Зачем «МЮ» Зиркзе – девятка, которую сравнивают с Роналдиньо

Как играет голландский новичок.

Джошуа Зиркзе – это ноги десятки, габариты боксера-тяжеловеса и 17 голов в топ-лигах к 23 годам.

«Милан» пришел за ним первым. Трансфер не состоялся, потому что агент попросил 15 миллионов на старость. В Манчестере, напротив, зашевелились: сумма дотянулась до нестыдных английских стандартов. С бонусами и комиссией за него выложили 61 миллион евро.

Разберемся в его ценности.

Из-за техники Зиркзе сравнивают с Бергкампом и Роналдиньо. А ведь он весит почти центнер

Зиркзе дебютировал в «Баварии» в 18 лет – вышел для галочки в лигочемпионской игре с «Тоттенхэмом». Через неделю Флик подарил ему минуту в ничейном матче с «Фрайбургом». Голландец забил первым касанием. Несколько дней спустя он получил 7 минут против «Вольфсбурга» – и снова забил.

Зиркзе закончил сезон с 4 голами за 298 минут, но все важные матчи смотрел со скамейки. «То был мой последний год на посту гендиректора, – вспоминал Румменигге. – Джошуа был очень хорош. Когда Флик давал шанс, он забивал решающие мячи, а не ненужные четвертые-пятые. Он выиграл для нас важные матчи. Не повезло, что в конкурентах ходил Левандовски». 

Тем не менее все были в восторге. Парню было всего 18, а он забивал каждым ударом. И это даже не бросалось в глаза. Когда голландец принимал мяч, о статистике никто больше не думал. Он пробрасывал защитникам между ног. Ловил финтом Кройффа на приеме. Жонглировал мячом в центре поля. Зажигал радугу.

Весной топ-форвард 70-х Чиччо Грациани сравнил его технику с всемогуществом Бергкампа. Тиаго Мотта разглядел тень другого великого: «Зиркзе называет кумирами Батистуту и Златана, но я вижу его изо дня в день и настаиваю: он напоминает мне Роналдиньо, с которым я играл в «Барсе». Но я не отождествляю его ни с кем. Он просто Джошуа, и он особенный».

Журналист Gazzetta dello Sport однажды спросил, откуда у него такой зрелищный стиль. «Я голландец, – ответил форвард. – Это единственное объяснение. Поля для мини-футбола у нас такая же обыденность, как баскетбольные площадки в США. Дворовый футбол делает тебя умнее и жестче, потому что постоянно ищешь способ играть наравне с парнями сильнее и выше. Мой креатив развился на улицах».

Сегодня такой проблемы нет. Зиркзе вымахал до 193 сантиметров и раскачался до ошеломляющих 97 килограммов. Ему достаточно нескольких метров, чтобы разогнать таранную массу до 35 км/ч. Он редко встречает соперника, который превосходит его в атлетизме. А сам не исчерпывается им – его по-прежнему определяют творчество и техника.

Большая часть описанного проявилась уже в «Баварии». Но это был 2020-й, и казалось, что Левандовски никогда не состарится. Зиркзе одолжили «Парме», где он, сразу присев за Корнелиуса и Пелле, неожиданно невзрачно отработал короткие выходы и вскоре сломался. Аренда прошла впустую.

В Мюнхене на него не рассчитывали. «Болонья» заплатила 8 миллионов евро и год мариновала в ротации.

И вдруг – фейерверк длиной в год. Восхищение лучших нападающих прошлого. Признание в любви от Corriere dello Sport: «Когда у Зиркзе мяч, что-то всегда происходит».

Джошуа и близко не раскрыл потенциал, который некоторые считают неизмеримым. Но из нападающего, который не пригодился бы «Роме», за лето превратился в тотального игрока, из-за которого Моуринью завидовал «Болонье».

За преображением Зиркзе скрывается взросление и сложный стиль, к которому нужен подход

Расследование причин лучше начать с малого. Зиркзе всегда мешал недостаток, свойственный многим всесторонне одаренным талантам. Даже на дистанции матча он не сиял, а мерцал. Его внимания хватало только на эпизоды. Между ними он пропадал.

«Я не был готов психологически, во всяком случае, не на том уровне, которого требовал Мотта», – объяснял Джошуа проблемы первого года в «Болонье». На счастье, он попал хоть и не к самому Гасперини, но к диктатору, воспитанному им. Получив пару ментальных пощечин, он собрался. И прошлым летом вдруг стал самым дисциплинированным в команде – первым приходил на все тренировки.

«Когда Арнаутович ушел, в Джошуа что-то щелкнуло: он усвоил уроки, которые давал Мотта, и осознал его требования. Психологически он совершил огромный скачок, – рассказывал Sky Sport спортивный директор «Болоньи» Марко Ди Вайо. – Теперь он стабилен, потому что играет с чувством ответственности».

Другая причина – стиль. Зиркзе неформат, игрок вне позиций и ярлыков. Он не башня, об которую, если хорошенько прицелиться, можно отбивать мячи в сетку. Завершение – его величайшая слабость. Он не любит и не умеет играть на острие. И вообще не стремится в штрафную. Чаще он движется от, а не к ней.

Когда Джошуа оказывается перед воротами, не подводит: 67% реализации голевых шансов – пятый результат в Серии А. Дело именно в поиске моментов. Он плохо открывается и избавляется от опеки. И сам знает о недостатке: «Это единственное, над чем мне действительно следует тяжело поработать. Знаю, что должен больше времени проводить в штрафной».

В «Болонье» минус прикрыли высоко расположенным атакующим полузащитником: он отвлекал оборону, раскрывая пространство для Зиркзе, либо использовал простор, созданный им. Другие клубы видели в нем завершителя и быстро разочаровывались. Он форвард-плеймейкер. Взгляните на тепловую карту: даже такие своеобразные девятки, как Кейн и Жезус, на его фоне выглядят банальными наконечниками. Зиркзе специализируется на разрешении кризисов по всему полю: создает пространство, разгоняет атаки, творит. Если надо, опускается за мячом до своей штрафной.

В большинстве клубов его назвали бы ложной девяткой. Это определение не совсем совпадает со спецификой Мотты, но объясняет, почему Зиркзе раскрылся именно у него: ртутный болонский центр, лишенный четких ролевых рамок, позволил ему играть по-своему.

Иван Юрич после очной встречи сравнил его с молодым Златаном. «Это прекрасный комплимент, – ответил голландец. – Не хочу показаться тщеславным, но я тоже вижу себя новым Иброй. В мире не так уж много рослых центрфорвардов с хорошей техникой. Моя техника – дар, способ выразить себя перед всем миром. Я не чистая девятка, мне нравится опускаться глубже, чтобы помочь команде и чаще встречаться с мячом. Креатив, подчиненный командной игре – летальное сочетание».

Но площадь, которую охватывает его движение, шире ареала раннего Ибры. Ближайший аналог Зиркзе по объему действий и расположению в структуре – пиковый Роберто Фирмино. Разница в том, что голландец на 20 килограмм тяжелее. Габариты дают ему дополнительное преимущество: проще защитить мяч, связать игру, вывести из-под давления на плотном участке.

«Зиркзе играет с командой и для команды, – восторгается Кристиан Вьери. – Он не бомбардир, но зато очень мастеровитый игрок. Если нужно реализовать момент, он делает это запросто».

Зиркзе – антипод Хейлунда. И лучше подходит вингерам, которые есть у «МЮ»

В ноябре Эрик Тен Хаг сказал: «Я пришел с философией, основанной на контроле мяча, и планировал объединить ее с характеристиками команды и манчестерским ДНК. В прошлом году вы увидели, чего я хочу. Мы показывали очень хороший футбол. Теперь я сделаю больший акцент на прямых атаках. Мы хотим прессинговать с разных сторон, а потом быстро выходить к воротам».

В футболе, задуманном им, нашелся серьезный (на самом деле далеко не один, но замнем) изъян: атакующие игроки не сочетались друг с другом. Почти вся передняя линия, от Гарначо до Хейлунда, нацелена на ворота и вспоминает о подыгрыше в третью-четвертую очередь – после того, как переберет все варианты решения эпизода в одиночку. Весь сезон «МЮ» атаковал так, будто пытается состыковать фрагменты с разных концов пазла.

Зиркзе обладает той особенной силой притяжения, которая превращает техничных больших нападающих в вечную магнит для защитников. Они идут за ним куда угодно. Его движение манипулирует обороной. Он постоянно открывает пространство в разных частях поля, создает бреши и перегрузы. Команда, в которой есть несколько нацеленных скоростных вингеров и один-два полузащитника, здорово атакующих из глубины (ну да, например, Мактоминей), для него оптимальна. А он идеален для нее.

«Это футболист, который связывает игру: держит мяч, придумывает интересные ходы, – описал новичка Тен Хаг. – Он очень креативный, хорош в перепасе и дриблинге. Это хорошо, потому что у нас много игроков, которые играют очень прямолинейно. Они извлекут выгоду из навыков Джошуа».

Вот как вингеры выигрывают от нахождения рядом с Зиркзе: обычный подбор в центре, болонская атака в численном меньшинстве – но голландец одним движением превращает бесперспективный эпизод в опасный момент. Сначала он пробросил защитнику между ног и разогнал контратаку.

Потом притормозил, выдержал паузу и вывел вингера один на один.

А вот другой момент. Зиркзе замкнул пятиугольник слева, перегрузив зону. Прием сработал – оборона накренилась направо. Но здесь еще нужно было вырезать 35-метровую диагональ, чтобы вывести вингера 1-на-1, а форвардам такое редко под силу. Джошуа справился.

Кажется, с его трансфером пазл в атакующей линии «МЮ» наконец сложится. Зиркзе отдает 1,4 паса под удар за 90 минут, совершает 26,5 прохода и больше 4 попыток обвести соперника. По этим показателям он был бы в тройке лучших нападающих АПЛ. Его креатив сопоставим с полузащитниками: в «МЮ» только Бруну и Майну раздали больше разрезающих в прошлом сезоне.

С ним в манчестерском нападении появится нечто особенное, отличное от всего, что было в последние несколько лет. Может быть, именно то, чего не хватало Тен Хагу.

***

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ АНДРЕЯ КЛЕЩЕНКА

«МЮ» перехватил 18-летнего ЦЗ у «Реала» – за 62 млн. Почему этот Йоро нужен всем?

40 млн «Сити» за Савио из «Жироны» идут «Труа» – другому фарму. Что за схема?

Фото: Matthias Balk/dpa, Jürgen Fromme/firo Sportphoto, Massimo Paolone/Keystone Press Agency, Spada/Keystone Press Agency, Fabrizio Andrea BertaniKeystone Press Agency, Maurizio Borsari/AFLO/Global Look Press; Gettyimages/Manchester United, Michael Regan