8 мин.

Травмы в элитном футболе: кто виноват и что делать?

Один из самых активно обсуждаемых болельщиками вопросов в современном профессиональном футболе являются травмы футболистов их любимых клубов.

Когда происходит травма ведущего игрока или несколько травм подряд, то главным развлечением на форумах становится поиск виноватых.

Особенно активно этот поиск ведется когда положение команды в турнирной таблице  нельзя назвать блестящим.

Чаще всего в «черные списки» попадают тренеры по физической подготовке, врачи и физиотерапевты команд, которые очень быстро превращаются в «физруков», «ветеринаров» и «коновалов».

Во многих приличных лигах информация о травмированных не скрывается любой ценой и поэтому все желающие могут быстро определиться со списком «ветеринаров» и «физруков», просто изучив содержание соответствующих сайтов. Например, в командах Английской Премьер-Лиги прямо сейчас в подавляющем большинстве команд количество травмированных футболистов не менее пяти. И как показывает практика - это как раз и не должно вызывать удивления…

Почему не вызывать? Об этом будет подробно рассказано в следующем посте (в нем будет все о факторах риска возникновения футбольных травм и ключевых стратегиях их профилактики).

А пока вернемся к экспертным оценкам посетителей форумов. Для них есть две новости: одна, как водится, плохая, и одна хорошая.

Начнем с хорошей новости

Проблема травматизма в элитном профессиональном футболе занимает умы не только футбольных болельщиков, но и сотен специалистов во всем мире. И в настоящее время накоплен большой массив данных по эпидемиологии и профилактике травматизма именно среди элитных взрослых футболистов.

Теперь плохая новость

Несмотря на большое количество данных ученые и специалисты до сих не могут с достаточной степенью уверенности разработать идеальную схему профилактики травм.

Почему? Потому на травматизм футболистов влияет очень много факторов: от качества и длительности их сна до манеры поведения главных тренеров.

Но это не значит, что прямо сейчас пост будет закончен и всем зрителям вернут деньги за билеты. Как раз, наоборот – ниже будут достаточно подробно описаны основные принципы методологии изучения травматизма и указаны ключевые, интересные многим поклонникам футбола, количественные показатели травматизма среди элитных взрослых футболистов... Надеюсь, что это поможет болельщикам посмотреть на проблему травматизма под другим углом.

Продолжая пост, сразу хочу отметить, что все что читатель увидит ниже не является личным мнением автора, а представляет собой информацию из исследований максимально возможного методологического уровня, проведённых с участием элитных взрослых футболистов (чаще всего из команд чемпионатов «Big Five» и/или команд-участниц еврокубков).

Итак, начнем с описания общих понятий, связанных с травматизмом в футболе.

Основой эпидемиологии травматизма в футболе является понятия «частота травматизма», которая отдельно рассчитывается для тренировок и матчей.

Для матчей она рассчитывается по формуле: 

Число травм за отчетный период × 1000 / (количество сыгранных матчей (тренировок) × количество игроков в команде × продолжительность матчей (тренировок) в часах)

Как видно из формулы ключевым фактором являются «часы воздействия».

На фоне увеличения общей длительности тренировок и матчей количество травм может возрастать, но частота травматизма снижаться и это несомненно будет радовать и тренеров и врачей команды.

При этом, увеличение количества травм, конечно, может вызывать праведный гнев поклонников команды, у которых нет никакой информации об изменении в количестве «часов воздействия», связанных с тренировками.

Например, у команды А, состоящей из 25 человек, в течение соревновательного сезона 2021/2022 было 500 часов тренировочного (300 тренировок) и 60 часов матчевого (40 матчей) воздействия. За это время в команде произошли 50 травм с потерей времени, что обуславливает частоту травматизма в размере 3,57/часов воздействия.

В сезоне же 2022/2023 года эта же команда сыграла уже 55 матчей (82,5 часов матчевого воздействия) и провела 350 тренировок, которые, в среднем, длились около двух часов - это еще 700 «часов воздействия».

Травм при этом произошло уже не 50, а 65, что привело к гневным откликам комментаторов на спортивных каналах и неравнодушных поклонников команды.

Но частота-то травматизма снизилась с 3,57/1000 воздействия в сезоне 2021/2022 до 3,32/1000 воздействия и это, конечно, должно  вызывать положительную редакцию и тренерского штаба и руководства клуба , которой этой информацией владеют.

То есть не владея точной информацией о длительности тренировочного воздействия сколь-либо корректного суждения о частоте травматизма в той или иной команде делать нельзя.

В европейском элитном футболе общая частота травматизма составляет 8,1/1000 часов воздействия, при этом травматизм в матчах почти в 10 раз выше чем в тренировках: 36/1000 часов воздействия  и 3,7/1000 часов воздействия  соответственно. Самыми же частыми травмами являются травмы мышц и сухожилий - их частота составляет 4,6/1000 воздействия.

Кстати, достаточно показательным является, так называемый, показатель доступности футболистов в играх. Считается, что если он, в среднем за сезон, находится в диапазоне 88% и выше, то это очень хороший показатель. Откуда берутся эти проценты? Все просто.

Принято считать, что в команде готовится к играм 25 человек, то есть каждый из футболистов, соответственно, оценивается в 4%. Если доступность составляет 88%, то значит недоступными для участия в игре являются три футболиста, если доступность 84%, то четыре футболиста, а если 96%, то всего один футболист (но такого показателя в среднем за сезон достичь просто нереально - если, конечно, не заниматься манипуляциями и не скрывать информацию о травмированных футболистах).

С частотой травматизма разобрались, теперь можно перейти к рецидивам травм.

Почему именно к ним? Просто когда у кого-то из футболистов травмы  происходят в относительно короткий промежуток времени, то интернет-сообществом сразу выносится суждение о рецидиве и начинаются поиски причин: «форсировали и не долечили», «затянули и потеряли кондиции», «не так восстанавливали», «зря поставили сразу в старте», «зря выпустили только в конце»… Список возможных объяснений можно продолжать еще долго…

Но что же пишут исследователи травматизма?

Под рецидивом понимают травму того же типа и той же локализации, что и первичная травма, и возникшая после возвращения игрока к полноценному участию в соревнованиях.

Рецидивы бывают ранними, отсроченными и поздними.

Ранний рецидив – повторная травма, полученная в течение двух месяцев после возвращения игрока к полноценному участию в соревнованиях. Поздний рецидив – травма, полученная через 2-12 месяцев после возвращения игрока к полноценному участию. Отсроченный рецидив –  травма, полученная более чем через 12 месяцев после возвращения игрока к полноценному участию.

То есть травма того же типа той той же локализации, полученная даже через год является рецидивом.

Согласно имеющимся данным количество рецидивных повреждений мышц задней группы бедра (которые часто называют «травмами подколенного сухожилия») среди взрослых европейских футболистов находится в диапазоне от 16 до 20% — то есть они случаются  практически в каждом пятом случае. Если учесть, что таких травм в течение сезона обычно бывает около пяти, но в каждой команде в течение года можно ожидать хотя бы один рецидив. А при лечении тендинопатии ахиллова сухожилия или травм приводящих мышц бедра повторные повреждения возникают еще чаще - так что от рецидивов не застрахована ни одна профессиональная футбольная команда.

То есть, к сожалению, рецидивы повреждений - это достаточно частое явление и избежать их совсем просто нереально.

И судить о том, случился ли рецидив (то есть повреждение того же типа и в том же месте, что и первичная травма) или это травма другого типа, локализованная в той же  анатомической области , не зная всех нюансов, просто невозможно. Например, футболист может получить травму двуглавой мышцы бедра в месте прикрепления к седалищному бугру, а через два месяца после возвращения в общую группу на фоне интенсивных тренировок за сутки до игры почувствовать дискомфорт в заднем отделе коленного сустава, связанного со спазмом подколенной мышцы, и пропустить из-за этого матч. Рецидив? Конечно, нет. Как расценят отсутствие футболиста в игре из-за травмы, люди не знающие нюансы? Ответ на этот вопрос тоже предельно ясен.

В завершении этого поста хочу привести данные больших лонгитюдных исследований по частоте травм различного типа в европейских командах высокого уровня.

Одна команда из 25 человек может ожидать:

  • 15 мышечных травм в течение одного соревновательного сезона, из них 5 травм мышц задней группы бедра;

  • количество травм мышц задней группы бедра ежегодно возрастает на 4% и связано это с увеличением количества этих травм во время тренировок, а не матчей;

  • в среднем один футболист получал 0,6 мышечных травм за сезон;

  • один разрыв передней крестообразной связки в течение двух соревновательных сезонов;

  • 1-2 травматических перелома костей нижних конечностей;

  • один стрессовый перелом в течение трех соревновательных сезонов.

 

Фото: /Yasser Bakhsh, Stu Forster, Marcelo Endelli, Julian Finney, Lars Baron