20 лет спустя. Каким мир запомнил Айртона Сенну
1984 год. После победы в британской «Формуле-3» Айртон провел серию тестов с командами «Формулы-1», однако не попал ни в «Уильямс», ни в «Брэбэм», ни в «Макларен». Бразильца приютил «Тоулмен», но проявить себя за рулем скромной машины Сенне удалось лишь во время необычных условий – в дождевом Гран-при Монако.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/16/0560f81834402bb3cf75fc3798368.jpeg?f=webp&q=90)
1985 год. Потрясающий пилотаж в дождь стал визитной карточкой Сенны – болельщики знали, что на влажной трассе удержать этого парня позади практически никто не мог. Первая победа на Гран-при Португалии была добыта именно в дождь. Интересно, что пилотировать в таких условиях Айртон научился в картинге – после часов тренировок на залитом водой треке.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/91/4ce8daeb64aea9d3fe036554e4ac6.jpeg?f=webp&q=90)
В 1986 году Айртон заставил «Лотус» сосредоточить все усилия именно на его машине, и это позволило британской команде наконец-то включиться в борьбу за чемпионский титул. Победа на втором этапе в Испании была добыта с минимальным преимуществом над Найджелом Мэнселлом в 0,014 секунды.
После первой половины чемпионата Сенна лидировал в общем зачете, однако на финише сезона соперники из «Уильямса» и лучший пилот тех лет Ален Прост оказались впереди.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/d7/ca0b57ce04a73b40b07a36bcd2d28.jpeg?f=webp&q=90)
В 1988 году ради шанса бороться за титул Сенна перешел в одну из лучших команд «Формулы-1» – «Макларен». В том сезоне у коллектива из Уокинга были не только отличное шасси и двигатель, но и самые крутые гонщики. Результат – лучший сезон в истории конюшни – 15 побед Сенны и Проста в 16 гонках. Чемпионский титул в непростых условиях на Гран-при Японии выгрыз бразилец.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/c7/61108031646aea84e15bc8d45e90e.jpeg?f=webp&q=90)
1989 год. Имола. Именно здесь началась война между Айртоном и Аленом. Никто не хотел уступать.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/bc/8ec6148934b5182a227acc54f9279.jpeg?f=webp&q=90)
К концу сезона отношения между пилотами «Макларена» испортились окончательно. На стороне француза были автоспортивные чиновники, на стороне бразильца – Рон Деннис. После столкновения на Гран-при Японии Айртон сумел продолжить гонку и даже победить, но затем был дисквалифицирован.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/40/9e56789c443128091bd34f27f3d66.jpeg?f=webp&q=90)
В 1990 году у бразильца появился новый напарник – Герхард Бергер, ставший также и лучшим другом. Австриец не раз подчеркивал, что старался превратить очень серьезного напарника в более веселого человека.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/b1/400c996bf478395f3ab58b71a6da5.jpeg?f=webp&q=90)
В конце сезона Сенна отомстил ФИА и Просту за историю прошлогодней давности, взяв второй чемпионский титул в первом повороте «Сузуки».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/8a/0f693adfa48c08b798fe3188a30ac.jpeg?f=webp&q=90)
1991 год. Четыре победы со старта первенства, первый успех на домашнем Гран-при и, конечно, знаменитые кадры. В роли таксиста на Гран-при Великобритании – Найджел Мэнселл.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/1d/aca6e890a499fac50180e256daca8.jpeg?f=webp&q=90)
Одна из самых эпичных фотографий в истории «Формулы-1» – борьба Сенны и Мэнселла на Гран-при Испании. Несмотря на то, что «Уильямс» заметно прибавил в скорости, чемпионат вновь выиграли Сенна, «Макларен» и «Хонда».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/85/9294603c44d7da4eaf39eff603520.jpeg?f=webp&q=90)
1992 год. Айртон учит уму-разуму молодого Михаэля Шумахера.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/da/e25c968664b89b34c18a3f80cbdec.jpeg?f=webp&q=90)
1993 год. Как и год назад, лучшая машина снова у «Уильямса». Прост – главный (и единственный) претендент на чемпионский титул, но в отдельных гонках Сенна творит чудеса. Пилотаж в Донингтоне – один из лучших в карьере бразильца.
Ноябрь 1993-го. Гран-при Австралии. Последняя победа и последний подиум Сенны в «Формуле-1».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/78/770e396fc477db50900de746e3898.jpeg?f=webp&q=90)
1994 год. Черный уик-энд в Имоле. Сенна наблюдает за фатальной аварией Роланда Ратценбергера в квалификации.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/10/28dbb433e458dbe1e3ed3316cfe34.jpeg?f=webp&q=90)
На следующий день оборвалась жизнь лучшего гонщика планеты Земля.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/eb/d5ebfc485459da6ea0a2fa2ecc071.jpeg?f=webp&q=90)
Похороны в Сан-Паулу.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/6c/3b185a54d4c2c973ff69dfcc6822d.jpeg?f=webp&q=90)
Бруно Сенна, племянник трехкратного чемпиона мира, высот дяди не достиг, хотя в детстве был им высоко ценим.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/fa/76e9fda1f4041a5c5f419e9bc62c8.jpeg?f=webp&q=90)
Спустя 20 лет после гибели Айртона люди по-прежнему не сдерживают эмоций. Болельщики со всего мира встречаются в Сан-Паулу и Имоле, чтобы почтить память легенды.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/ea/3d785af62472a95f245438267f73a.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/f4/3715d128b4c2b899d4aa3ff24d3c8.jpeg?f=webp&q=90)
Фото: /Getty Images/Mike Powell, Grand Prix Photo, Rainer W. Schlegelmilch; REUTERS/Masaharu Hatano; /Getty Images/Rainer W. Schlegelmilch, Pascal Rondeau/Allsport, Pascal Rondeau, Pascal Rondeau, Pascal Rondeau/Allsport, Rainer W. Schlegelmilch, Bongarts; REUTERS/Will Burgess; /Getty Images/Dario Mitidieri, Anton Want/Allsport; REUTERS; REUTERS/Sergio Moraes, Paulo Whitaker, Paulo Whitaker
До сих пор боль не прошла от того, что его больше нет.
Вечная память....
У меня в тот вечер слезы лились сами собой...
После Имолы мой интерес к Ф1 сошел на нет. Практически перестал смотреть.
Монако92... финиш и Менсел на 4 секунды быстрее на круге и Айртон отбивает все атаки...
Сузука88... заглохший мотор, в первый поворот вошел на 13ом месте... так сказать накатиком под уклон... за 30 кругов он обогнал всех включая Проста...
У Айртона было много великих гонок и достаточно эпических...
Жаль что не начали бороться за безопасность раньше... а именно после двойной смертельной аварии Имолы....
Вечная память величайшему гонщику всех времен...
Я посмотрел запись в Донингтонге и список первых шести гонщиков. Из них 4 Чемпиона Мира. Уже получивших или будущих. Вот, это конкуренция была. Сейчас об этом только мечтать можно. Поэтому , и популярность упала заметно. Я давно не смотрю Ф1. Хотя, слежу за новостями.
По сей день, популярнее спортсмена в Бразилии нет и не будет. Пеле только мечтает о такой славе и популярности, хотя тоже Великий.
Мир Праху и Счастья наверху Аэртону. А, Михаэлю желаю бороться и выиграть эту схватку.
просто слёзы наворачиваются когда вспоминаешь как ушла легенда от нас....
жизнь несправедлива...