14 мин.

Даже немцы говорят: «Чувак, странный выбор». Я болею за «Байер» 23 года

Монолог фаната из Петербурга. 

Борьба «Байера» за чемпионство привлекает многих, но в России есть те, кто волнуется особенно. Александр Кузьменко из Петербурга болеет за леверкузенцев больше 20 лет и входит в официальный российский фан-клуб Russische Pillendreher.

На выходных его команда, которая не проиграла ни один из 30 матчей сезона и единственная претендует на немецкий требл, встретится с «Баварией». Этот матч многое решит.

Вот монолог Александра о любви к команде, фанатов которой у нас встретишь не так часто.

Полюбил «Байер» за безбашенную игру. Благодаря программе с Черданцевым

«Футбол меня увлек в сезоне-1998/99. Нашел в программе матч «Торпедо» – «Ротор». Тогда не было современных убивателей времени, и мне показалось не таких плохим делом скоротать часок-другой за просмотром какой-то непонятной игры. Помню, «Торпедо» выиграло 2:1.

Болеть за «Байер» стал не сразу. Тогда на телевидении было много интересных авторских программ – например, «Европейская футбольная неделя» с молодым Черданцевым, в которой минут по десять уделяли каждому топ-чемпионату.

Я себе выбрал Германию и «Байер», потому что команда играла ярко. Там вратарь Ханс-Йорг Бутт бил пенальти! «Байер» забивал много, пропускал тоже. Если сравнить разницу мячей: у «Баварии» к концу сезона, например, 60-20, а у «Байера» – 82-43. Это был вкусный футбол.

На тот момент я учился в испаноязычной гимназии, где все болели за «Реал» или «Барселону». «Байер» – что-то новое, не было оппортунизма, соглашательства. У меня был товарищ, который болел за «Баварию».

Матчи смотрел на канале «Спорт». Там не всегда показывали в прямую, иногда в записи на следующий день. Ну а Лигу чемпионов смотрел по НТВ, разумеется.

Купить майку «Байера» в нулевые – сложнейший квест. Продавцы путали с футболкой «Баварии»

На рубеже веков господствовали рынки, еще не было торговых центров. Но на рынках продавались только футболки топов: «Арсенал», «МЮ», «Челси». Шанс купить «Байер» был меньше сотой процента – объехали много рынков, в том числе и «Юнону» (большой рынок в Петербурге).

Еще у нас был небольшой рыночек возле дома –мы спросили женщину-продавца больше для галочки: «Есть ли «Байер»?» И она ответила, что есть! Я подумал, что как всегда путает. Сто раз слышал, что «Байер» есть, а в итоге это оказывался Bayern из Мюнхена с фамилией условного Олича на спине.

Вечером женщина позвонила – сказала, что есть красно-черная футболка с рукой на пятне (речь про логотип спонсора) – оказалось, действительно «Байер»! Я очень гордился, был счастлив. Сейчас очень много леверкузинских футболок, но эта даже дороже любой – именной Пападопулоса. Уникальная находка на то время: ни в школе такой ни у кого не было, ни на улице.

Мама мне, кстати, как-то надыбала настоящую футболку «Ливерпуля» в секонд-хенде – с гравировкой, очень круто выглядело. Но у всех на улице были рыночные, и я себя чувствовал белой вороной. Все говорили: «А что у тебя с футболкой, ты ее испортил наклейкой?»

Даже сейчас удивляюсь, когда встречаю на питерской улицей человека в футболке «Байера». Это все равно что майка «Эвертона».

Первый поход на «Байер» чуть не испортил перекупщик – продал поддельный билет. Пройти на «Петровский» помог стюард

В марте 2008-го «Байер» столкнулся с «Зенитом» в четвертьфинале Кубка УЕФА. Я узнал о матче, раздавая листовки – работал промоутером. Помню, позвонила мама и сказала, что услышала новость по ТВ.

Мама – самая большая союзница в этом вопросе. Именно с ее поддержкой и помощью я купил ту самую знаменитую футболку «Байера» с рынка. Но я не спешил покупать билет, думал, успеется. Когда дня за 3-4 пошел в кассы, увидел что они закрыты, а рядом стоял перекуп – обратился к нему. И поехал счастливый домой. Каково же было мое разочарование, когда турникет меня не пропустил на стадион. Я присмотрелся к билету и понял, что купил фальшивку! Как же я расстроился. Ведь при детальном изучении можно было заметить что «Байер» топорно напечатан поверх «Крыльев Советов», это просроченный билет на РПЛ.

Я не мог позволить жуликам разрушить мечту. Подошел к молодому стюарду у пропускной системы и в двух словах объяснил ему ситуацию. Предложил тысячу рублей за то, чтобы он меня пропустил. Большая удача, что он согласился. Какое-то хитроумное нажатие, и – бац! – турникет загорается зеленым, а я слышу: «Сядь там, где никто не поймет, что ты безбилетник». Ну я и пошел искать свободное место, которых нигде и не было. 

Для «Зенита» это был первый еврокубок, в котором удалось так далеко зайти, маленький стадион, город любит футбол. В общем, причин для аншлага предостаточно. Я протиснулся в какой-то из рядов и сел в надежде, что не занял чье-то место.

Игра началась, а волноваться я не переставал – понял, что со своего места не уйду, даже если замерзну. А замерзнуть 10 апреля было от чего. К моей удаче, никто из стюардов не смотрел мой билет, а вот на занятое место нашелся реальный обладатель. Так меня прогоняли дважды. Стоит ли говорить, как я волновался, что люди заметят мои постоянные передвижения и сдадут стюардам?

Это как если бы «Мордовия» шла к титулу РПЛ. «Байер» непопулярен даже в Германии

«Байер» супернепопулярен в Германии. Когда немцы узнают, что ты болеешь за «Байер», для них это шок-контент. Есть клубы гораздо лучше: условно, «Айнтрахт», «Штутгарт» – что-то понятное. Леверкузен находится около Кельна – это маленький пригород. Его можно сравнить с российским городом на сто тысяч человек. Там ничего интересного нет, просто все аккуратно. Это все равно, если бы «Мордовия» в РПЛ была топом.

Германия поделена на республики, там это земли. И на каждой есть хотя бы один один хороший клуб. А «Байер» находится на Земле Северной Рейн-Вестфалии – там «Дортмунд», «Менхенгладбах», «Шальке» «Кельн», «Фортуна», «Байер», «Бохум». Практически вся верхушка Бундеслиги. То есть «Байер» еще и находится, где много хороших клубов с большей фанатской базой.

Ты говоришь немцу, что болеешь за «Байер», а он крутит у виска: «Чувак, очень странный выбор».

Как-то мы зависали в ресторане с руководством «Байера»

Нас «Байер» очень поддерживает. Даже не знаю клубы, которые делают это больше. В 2013-м «Байер» приезжал в Санкт-Петербург на игру с «Зенитом», когда Сон два положил. Нас пригласили в ресторан зависать с руководством клуба. Помню, сижу и побухиваю с генеральным директором Михаэлем Шаде.

Там был стол с немецким руководством, с российскими болельщиками и еще с сотрудниками клуба. Мы сделали торт в виде лого – помог мой знакомый. Даже мама не готовит так вкусно. Они поблагодарили нас за поддержку. Там были русские танцы, щеки, намазанные свеклой.

Когда играли с ЦСКА в Москве, нас пригласили в гостиницу и сказали: «Можете выбрать трех игроков потусить». Пригласили Брандта, Кампля и Рогера Шмидта – они вышли к нам в фойе, мы их заряжали. Помню, учил Кампля всяким русским штукам и неприличным словам, созвучным с немецкими. Кампля это очень сильно развеселило, он даже заучивал.

После встреч с нами клуб опубликовал статью и видео, об этом рассказывали на телевидении и в журналах. Для них это эксклюзив: в какой-то далекой России есть люди, которые поддерживают, прости господи, «Байер». Настолько больные ублюдки!

Кстати, перед игрой в Москве на Bild вышла статья: мол, у «Байера» нет болельщиков, кому вы нужны. И тут на гостевом матче триста русскоязычных фанатов. Мы нарисовали баннер: «Bild, мы существуем, и нас здесь не так мало». И об этом тоже написали.

В 2002-м проиграли Бундеслигу, ЛЧ и Кубок – отчасти из-за травмы защитника Новотны

В 2002-м мы дважды проиграли в Бундеслиге и параллельно играли полуфинал ЛЧ с «Манчестер Юнайтед» – там выстояли. Тогда сезон завалился из-за того, что вылетел центральный защитник Йенс Новотны. Он либеро, чистильщик – был ведущим в сборной, хотя немцы в начале нулевых те еще игроки.

Тогда еще не знал, как сложится. Подумал, что в следующем сезоне выиграем Лигу чемпионов – не знал, что такое бывает раз в сто лет. Хотя финансовые перспективы мне казались замечательными. У «Байера» был крепкий спонсор на заре нулевых. RWE тогда давало девять миллионов, это был девятый размер контракта в Европе, очень неплохо.

Кстати, за два года до этого «Байер» тоже упустил титул: достаточно было ничьей в последнем туре. Мюнхенцы зарядили «Унтерхахинг» – он тоже из Баварии, поддержка соземельцев. У нас тогда Баллак в свои ворота забил.

После трех проигранных титулов за 10 дней (ЛЧ, Бундеслига и Кубок) в следующем сезоне мы чуть не вылетели. Потеряли Баллака, Зе Роберто за копейки. Одновременно выступали в ЛЧ – вышли во второй групповой раунд. А в Бундеслиге спаслись только в 33-м туре.

До 2010-х было нереально смотреть именно с точки зрения качества футбола. Как «Барселона», которая после чемпионских сезонов, болталась в середине таблицы. Был период, когда ни то ни се: пятое место, седьмое. Хотя шел подъем.

Большая проблема «Байера», что ведущие футболисты всегда покидают команду. Приходит, например, Карвахаль, его надо отдавать в «Реал». А если у «Барселоны» появляется Месси, то надолго, это пик его карьеры. У «Байера» не может быть крутого игрока, который бы всю карьеру провел в клубе.

Хотя был любимый Бернд Шнайдер. Его звали Белым бразильцем: был очень техничным, умным. Невысокий, лидер команды. Шнайдер играл в «Байере» справа, он там легенда, хотя сейчас я понимаю, что тот же Виртц намного талантливее. Но Флориан вряд ли навсегда в клубе, а Шнайдер остался даже на пике, когда его звали в «Реал».

Виртц – индивидуально сильнейший из тех, кого я видел в «Байере». Он появился, еще когда играл Хавертц. Мне было сразу понятно, что Виртц круче, чем Хавертц, хотя он еще и не стоил 70 млн. Суперумный игрок – сразу начал круто.

Хаветц же долговязый, в моих предпочтениях играла роль антропометрия, никогда не сопереживал высоким, потому что сам 176 см. Виртц такой же – думал, сейчас мы вам покажем.

Алонсо реанимировал детское ощущение веры. Наконец-то талантливых футболистов возглавил отличный тренер

В этот сезон вступал без больших ожиданий – уже отношусь индифферентно к футболу, больше интересует, как развивается наше комьюнити. Чтобы люди писали умные комменты, чтобы не писали, что «Бавария» все купила. Чтобы изъяснялись развернуто, использовали сложноподчиненные предложения, вводные слова выделяли запятыми. Вот что меня интересует.

«Байер» взлетел во многом благодаря Хаби Алонсо. У нас всегда сконцентрировано большое количество талантливых игроков, но почти никогда не бывает качественного тренера. И с Алонсо попали случайно. Ведь и до него приглашали молодых, постоянно экспериментировали: был Сеоане, Шмидт, лысый шарлатан Бос. Все время эксперименты, никогда не берут проверенных тренеров. Почеттино в Леверкузен не поедет.

Привыкли к слухам, что возьмем какого-то швейцарского тренера, он выстрелил в третьей лиге или показывал феноменальный футбол с детьми. Для топ-клуба это были бы нелепые кандидаты. Я вообще не верил в Алонсо, да и никто не верил. Но уже стал лучшим тренером «Байера» в этом веке, он реанимировал детское ощущение веры: «Что-то можем». Такого прежде не было.

Ну и главное: я верю в титул

Верю не только я, Opta тоже верит. С чемпионством «Байера» как с драконом – 50 на 50, можно встретить, можно не встретить. Выиграют – хорошо, не выиграют – моя жизнь не изменится, я 23 года видел, как не выигрывают.

В этом году хочется щелкнуть по носу, например, болельщикам «Баварии» – больше такой посыл. Иногда потенциалом для роста могут быть не только свои стремления, но и желание стать лучше кого-то нелюбимого. Хочется, чтобы Кейн ничего не выиграл. Люди на полном серьезе жалеют Кейна, что он не побеждает.

Это уже большой путь, я болею 23 года. До сих пор не знаю, как выигрывать чашку.

Если к маю интрига сохранится, хочется съездить на последний-предпоследний тур в Леверкузен. Если будет титул, отпразднуем.

17 лет в сообществе. Все благодаря этим людям

В 2007-м у меня дома появился интернет, я зарегистрировался во «Вконтакте», нашел паблик клуба.

Тогда его уже админил Ваграм, меня тоже подключил. Неизвестно, стал бы я этим заниматься, если бы не доверие в столь юном возрасте.

Занимался сообществом 17 лет, настраивал коммуникации, но официальный статус мы получили благодаря Александре Синецкой, которая вообще сделала очень многое для становления нашего комьюнити – именно она вышла на связь с клубом. Мне даже в голову не приходило, что мне, чуваку из России, будет кто-то отвечать.

Александра написала менеджеру «Байера» по работе с болельщиками – они нам дали обратную связь, очень положительную. Все эти истории произошли только благодаря тому, что человек видит цель и не видит препятствий. Без нее был бы сайт, группа – но без выездов и всего остального.

Когда-то один русский болельщик ездил в Леверкузен, его встретила легенда клуба и провела ему экскурсию по стадиону, показывала музей. Где вы такое увидите?

Андрей Ясеневский с детских лет за «Байер», развивал наш топик и до 2007 года, еще до того, как интернет повсеместно вошел в нашу жизнь, ну и потом сделал многое.

Дмитрий Семенов занимается сайтом diewerkself. Программист паблика. 

Хочу всех их поблагодарить.

Лучший паблик о «Байере». Обязательно подпишитесь

Фото: Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein/Bongarts, Andreas Rentz/Bongarts, Lars Baron/Bongarts; РИА Новости/Алексей Даничев; Marius Becker/dpa, IMAGO/Bjoern Reichert/Global Look Press