19 мин.

Итоги года в «Формуле-1». Финансовые трудности «Маруси» и другие проблемы аутсайдеров

Бегство Фернандеса, авария Бьянки, невезучесть Мальдонадо и остальные неудачи слабых команд – в материале Sports.ru.

«Катерхэм»

Место в Кубке конструкторов: 11 Очки: 0 Лучшая позиция на финише: 11 (Гран-при Монако)

Ожидания

От малайзийской команды сложно было требовать чего-то сверхъестественного: бюджет не увеличивался, кадровая политика оставляла желать лучшего. Ожидать прорыва в год переходного регламента тоже было наивно. Тони Фернандес поставил вполне осязаемую цель: в 2014 году «Катерхэм» должен набрать первые очки. Иначе проект будет закрыт без сожалений.

Главные особенности сезона для команды

Основатель конюшни потерял к ней всякий интерес

В реальности все вышло даже хуже, чем предполагалось. На предсезонных тестах выяснилось, что характеристики мотора «Рено» не выдерживают никакой критики, а «Катерхэм» уступал в скорости даже заклятым конкурентам из «Маруси». После Гран-при Монако, где соперники приобрели очки, а команда Фернандеса вновь уступила, стало ясно: прогресса не будет. Шансов на зачетные баллы больше не осталось, и разочарованный миллионер начал искать покупателей.

Однако новые владельцы «Катерхэма» с самого начала производили впечатление темных личностей с сомнительными целями, а когда выяснилось, что коллектив влез в огромные долги, а имущество конюшни подлежит конфискации, судьба команды была предрешена.

Румынские аферисты окончательно развалили коллектив

После покупки команды загадочным швейцарско-восточным консорциумом бывшие и новые владельцы обменялись взаимными обвинениями, уточняя, кто действительно распоряжается делами «Катерхэма», и, соответственно, кто должен расплачиваться по долгам. В конце концов, в октябре конюшня была передана во внешнее управление.

Но еще до этого компания «Катерхэм Спортс» была продана за символическую сумму в 1 фунт стерлингов бывшему румынскому футболисту Константину Кожакару, в кратчайшие сроки сделавшему уникальную карьеру в «Формуле-1». Кожакар, исповедуя принцип великого Цезаря, пришел на собеседование, устроился уборщиком, а затем вмиг стал управляющим директором. Казалось бы, любой юрист скажет: на первого попавшегося беднягу просто повесили все долги, но не тут-то было.

Бывший футболист тоже оказался крепким орешком: оказывается, у Константина был план. В Румынии еще в начале 2014 года обсуждали возможность создания команды «Формулы-1». Проекту «Форца Росса» для дебюта в «королевских гонках» нужна была необходимая инфраструктура. Если бы румынские инвесторы погасили долги «Катерхэма», они получили бы и персонал, и необходимое оборудование. А затем получали шанс дебютировать в чемпионате мира в 2015 году со всеми необходимыми средствами.

Но в Румынии спонсоры проекта потерпели поражение на президентских выборах, и идея о команде «Формулы-1», финансируемой государством, быстро угасла. Никаких средств Кожакар не получил, передав управление в руки внешних администраторов. Долги конюшни, к слову, до сих пор не выплачены.

Торговля местами в кокпитах не спасла команду

Лишившись необходимых средств на существование, «Катерхэм» попытался найти необходимые деньги, приторговывая местами в кокпите. В течение сезона за малайзийскую команду выступали пять пилотов. Камуи Кобаяси, несмотря на неплохую скорость, без спонсоров никому не нужен, поэтому в Бельгии японца подменял известный чемпион в гонках на выносливость Андре Лоттерер. Пробыв за рулем болида «Формулы-1» всего несколько десятков кругов, Андре умудрился сразу же опередить в квалификации безнадежного Маркуса Эрикссона, а затем быстро понял, что за тонущую конюшню гоняться смысла нет.

Небесталанный Роберто Мери какое-то время вовсю размахивал подписанным контрактом, но в команде, где управляющим директором становится вчерашний уборщик, официальные договоренности ничего не значат. Все, что досталось молодому пилоту — пара пятничных практик. Мало кому известный Уилл Стивенс отработал не только гонку в Абу-Даби, но и двухдневные тесты, но что-то не верится, что он продолжит серьезную карьеру в «Формуле-1». Итог беспорядочной смены состава все тот же – отношение к гонщикам как к «прокладкам между рулем и сидением» не спасло конюшню от разорения.

Оценки гонщикам

Камуи Кобаяси: 6/10

Учитывая скорость болида, Камуи выступал вполне прилично: в квалификации он учинил разгром напарнику, опередив того со счетом 11:4. Кроме того, японец стал единственным гонщиком «Катерхэма», хотя бы единожды прошедшим во второй сегмент квалификации.

Правда, когда дело дошло до максимального результата в гонках, швед неожиданно дал бой: лучшим результатом Камуи в сезоне стало 13-е место, в то время как Маркус в Монако финишировал 11-м. В целом японец провел неплохой, но типичный для себя сезон: чередование ярких выступлений с глупыми авариями.

Маркус Эрикссон: 3/10

Решение подписать откровенно не блиставшего в младших сериях пилота с самого начала выглядело сомнительно, поэтому больших успехов от шведа не ждали. И не ошиблись: Маркус выступал посредственно на фоне любого напарника, вчистую проиграл Кобаяси как в квалификациях, так и в гонках.

Эрикссона практически официально признали худшим дебютантом сезона. Положа руку на сердце, в нормальных условиях швед никогда бы не попал в «Формулу-1», не говоря уже о продолжении карьеры. Но пилот и здесь оставил нас с носом: щедрые инвестиции от спонсоров позволили ему запрыгнуть в кокпит «Заубера».

Лучший и худший моменты

Гонка в Монако стала пиком выступлений «Катерхэма» в 2014 году — Эрикссон финишировал 11-м, а Кобаяси — 13-м. Конкуренты из «Маруси» в Монте-Карло набрали очки, но для малайзийской конюшни и такой результат был сродни победе.

В этом сезоне и Камуи, и Маркус синхронно сходили аж три раза, но самой запоминающейся фатальной гонкой стал Гран-при Австралии. В Мельбурне Кобаяси уже на первом круге отметил возвращение в «Формулу-1», врезавшись в Фелипе Массу, а Эрикссон бесславно припарковал машину у обочины на середине дистанции.

Самый зрелищный эпизод: необычайные приключения Маркуса Эрикссона

Что дальше?

В последнее время в прессе то и дело мелькают сообщения о переговорах внешних управляющих с богатыми инвесторами, но в серьезность намерений спонсоров верится с трудом. «Катерхэму» официально разрешили использовать в следующем сезоне мотор и шасси 2014 года, но на что это будет похоже? Долги неоплачены, гонщиков с контрактами нет, персонала нет, денег нет, времени на подготовку к новому сезону тоже нет — коллектив официально расформирован. Скорее всего, проект «Катерхэм» окончательно канул в небытие.

«Заубер»

Место в Кубке конструкторов: 10 Очки: 0 Лучшая позиция на финише: 11 (Гран-при Австралии, Венгрии)

Ожидания

Мониша Кальтенборн: «Цель «Заубера» – улучшить положение в чемпионате по сравнению с прошлым годом. У нас захватывающий состав пилотов: теперь за команду будет выступать Адриан Сутиль – и я рада, что наконец-то появилась возможность с ним поработать, – а также у нас есть Эстебан Гутьеррес – молодой талант, которого мы знаем очень давно».

Главные особенности сезона для команды

Слабая подготовка предопределила ужасный старт

В «Формуле-1» нельзя жить сегодняшним днем, иначе завтра ты окажешься на самом дне. «Заубер» хорошо знаком с этой истиной – конюшня существует более двух десятков лет и успела за это время преодолеть множество трудностей. Однако когда на носу банкротство и светит безрадостная перспектива массовых увольнений сотрудников, приходится пускаться во все тяжкие – в 2013 году швейцарский коллектив сместил акценты в департаменте по разработке и развитию шасси, чтобы хоть чуть-чуть, но приподняться в Кубке конструкторов и получить больше призовых.

Нельзя сказать, что над болидом образца 2014 года вообще никто не работал, однако в условиях ограниченного финансирования «Заубер» фактически сосредоточился только над первостепенными задачами: адаптации к новому регламенту и стремлении сделать технику надежной. Толком не получилось ни то, ни другое: мало того, что автомобиль C33 получился тяжелым и медленным, так еще и партнеры-мотористы из «Феррари» состряпали неудачную силовую установку (с интеграцией которой в конструкцию болида возникли серьезные трудности).

По сути, сезон для «Заубера» начался только с первыми европейскими этапами, но на расстановку сил в пелотоне обновленная машина не повлияла: главные соперники к тому моменту находились на несколько шагов впереди, и обогнать их было невозможно – во всяком случае, не швейцарцам с ограниченными людскими и материальными ресурсами.

Ни одного очка за весь чемпионат мира

Положение команды некоторое время выглядело плохим, но не катастрофичным – в первых четырех гонках кроме хинвильцев не могли набрать очки коллеги из Энстоуна, Банбери и Лифилда. Однако в Испании первые зачетные баллы заработал «Лотус», а в Монако – «Маруся», в то время «Заубер» практически не подавал признаков жизни. За сезон конюшни стало тревожно.

Развитие C33 не прекратилось – вплоть до заключительных Гран-при первенства квалификационные результаты Сутиля и Гутьерреса постепенно улучшались, а гоночный темп становился стабильнее и быстрее, – но попытки набрать хоть одно очко плодов не принесли. Впрочем, следует отметить, что в самые подходящие для финиша в топ-10 моменты конюшне удивительно не везло.

Поиск денег превратился в главную цель

Финансовые проблемы в 2014 году никуда не исчезли – «Заубер» попал в порочный круг: «нет результатов – нет крупных спонсоров», и вырваться из него нормальным способом оказалось невозможно (так будет до тех пор, пока «Формула-1» не поменяет систему распределения призовых денег и не внедрит ограничение бюджетов). Ненормальный же способ состоял в привлечении рента-драйверов.

Ну, хотя бы здесь Мониша Кальтенборн добилась какого-то успеха – за полтора года поисков гонщиков с денежными мешками вокруг швейцарской конюшни собралось много народу. «Заубер» работал в разных направлениях: искал инвесторов на новом рынке (в России), пытался привлечь внимание с помощью пилотессы Симоны ди Сильвестро, заигрывал с голландскими меценатами Гидо ван дер Гарде и при этом не терял надежды, что появится шанс оставить Эстебана Гутьерреса и Адриана Сутиля, за которых спонсоры начнут платить больше.

В результате беспорядочных связей «Заубера» с потенциальными партнерами ближе к концу года сразу несколько пилотов размахивало вроде бы уже подписанными контрактами на сезон-2015. Однако всех конкурентов в последний момент всех опередили Маркус Эрикксон и Фелипе Наср – первый притащил мешок денег из Швеции, а второй получил место в конюшне за счет солидной поддержки «Банка Бразилии».

Оценки гонщикам

Адриан Сутиль: 5/10

Немец стал жертвой нового регламента «Формулы-1» – высокий и тяжелый гонщик поначалу даже отказывался брать воду в кокпит, лишь бы хоть чуть-чуть, но снизить массу гоночной машины. А с учетом того, что на старте сезона болид C33 обладал внушительным весом, можно только догадываться, насколько трудными выдались первые Гран-при для бедолаги-спортсмена.

В целом, достоверно оценить выступления Сутиля в этом году трудно. С одной стороны – у команды не было нареканий к работе пилота, с другой – Адриан не продемонстрировал впечатляющих результатов на трассах (в середине года даже возникли слухи о его скорой замене). Да, понятно, что без хорошей машины добиться успеха тяжело, но все же на фоне слабого напарника Сутиль обязан был быть чуточку резвее.

Эстебан Гутьеррес: 4/10

Перед партнером по команде у Эстебана было два солидных преимущества: вес и опыт работы с коллективом из Хинвила. Однако мексиканец умудрился уступить и в квалификациях, и в гонках – несмотря на то, что Сутиль тоже провел не выдающийся год.

Решение «Заубера» не продлевать контракт с Гутьерресом вряд ли кого-то сильно огорчило – по-хорошему, избавляться от пилота нужно было еще год назад.

Лучший и худший моменты

Два первых ноябрьских дня в американском Остине – это время главной надежды команды и ее самого жестокого разочарования в сезоне: в субботу Сутиль провел блестящую квалификацию, впервые за год пробившись в третий сегмент сессии (немец добрался до 9-го места), но уже на первом круге воскресной гонки шансы заработать первые очки рухнули – Серхио Перес из «Форс-Индии» слишком оптимистично полез в атаку и выбил немца из гонки.

Самый зрелищный эпизод: полеты во сне и наяву

Что дальше?

Пока особого повода для радости не видно – «Заубер» нанял двух рента-драйверов и с трудом собрал бюджет для выступлений в сезоне-2015. Вся надежда – на «попадание в яблочко» конструкторов и инженеров.

«Маруся»

Место в Кубке конструкторов: 9 Очки: 2 Лучшая позиция на финише: 9 (Гран-при Монако)

Ожидания

На предсезонных тестах болид англо-российской конюшни продемонстрировал неплохую скорость, и, несмотря на стремительно ухудшающееся финансовое положение, команда неплохо подготовилась к старту чемпионата мира. Появилась робкая надежда на очки.

Главные особенности сезона для команды

Чеглаков устал тратить деньги

Рано или поздно, это должно было произойти: владелец конюшни Андрей Чеглаков не мог ежегодно выбрасывать свыше сотни миллионов долларов в бездонную яму под названием «Формула-1». Еще на предсезонных тестах в Банбери осознали – этот сезон может стать последним в истории команды, так что к каждой гонке коллектив готовился как к последней. Более того, сомнению подвергалась даже поездка на самый первый Гран-при года.

Первые и последние в истории «Маруси» очки

К старту чемпионата конюшня подготовила неплохую машину, но из-за недостатка ресурсов техника практически не развивалась. Тем не менее, на Гран-при Монако болиду хватило скорости для того, чтобы побороться за место в десятке лучших – Жюль Бьянки провел отличную гонку, а часть серьезных соперников самоустранилась.

Трагедия на «Сузуке»

Гран-при Японии обернулся для «Формулы-1» кошмаром – под занавес гонки на мокрой трассе Бьянки потерял контроль над машиной и вылетел в гравийную ловушку, туда, где находился эвакуатор, занятый транспортировкой «Заубера». Резкий удар привел к серьезной травме головного мозга пилота – Жюль до сих пор находится в бессознательном состоянии.

Авария француза, наверняка ставшая концом его карьеры, почти совпала с концом существования самой «Маруси» – на следующем этапе, в России, конюшня в последний раз вышла на старт гонки, после которой финансирование проекта окончательно прекратилось. Все попытки спасти команду ни к чему не привели.

Оценки гонщикам

Жюль Бьянки: 8/10

После не самого выдающегося старта Жюль перехватил инициативу у напарника, в Монако выдал потрясающий перфоманс в гонке, а на «Сильверстоуне» провел лучшую квалификацию в году. Увы, перспективный парень, за которым внимательно следила «Феррари», сейчас находится в отделении реанимации клинического центра в Ницце.

Макс Чилтон: 4/10

Если в квалификациях англичанин еще поначалу боролся с напарником, то в гонках практически сразу сложил оружие; единственное, чем радовал Макс – это умением доезжать до финиша. Впрочем, и в этом отношении у Чилтона не все складывалось идеально: в Канаде коса нашла на камень.

Лучший и худший моменты

Отменное выступление Бьянки на Гран-при Монако привело к первым (и последним) очкам «Маруси» в «Формуле-1», но это событие ушло в тень из-за аварии французского гонщика на «Сузуке».

Самый зрелищный эпизод: продрался «с мясом»

Что дальше?

Формально команду за зиму еще могут выкупить какие-нибудь инвесторы, однако это будет началом уже совершенно иной истории.

«Лотус»

Место в Кубке конструкторов: 8 Очки: 10 Лучшая позиция на финише: 8 (Гран-при Испании, Монако)

Ожидания

После впечатляющего сезона-2013 от «Лотуса» ждали как минимум неплохих результатов. Конечно, команда лишилась Кими Райкконена, Джеймса Эллисона, Эрика Булье и других заметных фигур паддока, финансирования недоставало, однако и радикального ухудшения ситуации никто не ожидал. Место в первой пятерке Кубка конструкторов казалось выполнимой задачей.

Главные особенности сезона для команды

Неудачная конструкция болида повлияла на спортивный год

Проблемы «Лотуса» начались еще в межсезонье. Стартовую сессию тестов команда пропустила — якобы потому, что лучше остальных клиентов «Рено» была готова к сезону. На деле же начальные пройденные километры дистанции показали: причина плохой скорости не только в двигателе. Болид поразил уродливым раздвоенным носовым обтекателем, причем одна из его частей была длиннее другой. Аэродинамики «Лотуса» уверяли: концепция полностью себя оправдает, но получилось наоборот. Уже осенью стало известно, что на 2015 год инженеры ничего залихватского больше изобретать не будут и ограничатся стандартными решениями.

E22 недоставало темпа не только на прямых. И если в скоростных виражах болид вел себя чуть стабильнее (чему свидетельство восьмое место Грожана на «Барселоне-Каталонии»), то в медленных поворотах машина просто не слушалась руля. Управляя такой техникой, даже вставший на путь исправления Ромен начал совершать детские ошибки, что уж говорить о неуравновешенном напарнике. Трудно добиваться хороших результатов, если не доверяешь шасси — Кими Райкконен и Себастьян Феттель не дадут соврать.

Выступления Пастора Мальдонадо — как отражение чемпионата для конюшни

«Лотус» в условиях шаткого финансового положения вынужден был выбирать между талантом и просто неплохим пилотом, но с кучей нефтедолларов. Вместо Нико Хюлькенберга команда подписала Пастора Мальдонадо, и в итоге чуть ли не половина денег от нефтяных спонсоров ушла на ремонт разбитых венесуэльцем болидов.

Конечно, из-за неудачной компоновки двигателя нередко отказывали различные детали машины, но когда техника не подводила, ошибался Мальдонадо. Гонщик умудрялся попадать в передряги не только в гонках, но и на свободных заездах, в, казалось бы, безобидных ситуациях. Пастор неисправим: в прошлом году почудилось, что пилот заматерел и потерял страсть к авариям, но в этом сезоне все вернулось на круги своя.

Выступления Мальдонадо отлично отражают общую картину результатов «Лотуса» в 2014 году, которую лучше всего можно описать словами «то понос, то золотуха». Интересно, когда команда выберется из подвала таблицы и начнет сражаться за что-то серьезное, а Пастор продолжит гробить дорогостоящую технику, Жерар Лопес так же будет доволен наличием денег и отсутствием результата?

Уход коллектива из Энстоуна от «Рено»

«Рено» предоставила клиентам худшие условия по сравнению с другими мотористами. Французы продавали маломощный, ненадежный и дорогой двигатель. И, судя по всему, в ближайший год ни одно из этих качеств силовая установка не утратит.

Положение «Рено» до боли напоминает условия, с которыми мотористы из Вири столкнулись в самом начале турбоэры 80-х. Французы тогда были пионерами в области турбодвигателей, но конкуренты быстро нагнали и обогнали «Рено», и вскоре компания на время даже покинула «Формулу-1». Два года назад горе-моторостроители охотнее «Мерседеса» и «Феррари» ратовали за переход к турбинам, а когда настал момент истины, французы просто облажались.

Теперь работу над ошибками «Рено» будет проводить в тесном сотрудничестве с «Ред Булл» и «Торо Россо», а «Лотус» перейдет на лучшие во всех смыслах немецкие моторы. Получится и дешевле, и эффективнее. Мотористы из Вири жаловались, что клиенты задерживают плату за силовые установки? Что ж, теперь у французов вообще нет сторонних покупателей двигателей.

Оценки гонщикам

Ромен Грожан: 6/10

В квалификации француз попросту разгромил напарника: 15:4, а в гонках за пилота красноречиво говорит зачет чемпионата: из 10 очков, набранных «Лотусом» в 2014 году, 8 — на счету Грожана.

Правда, с ухудшением результатов команды потерял бдительность и сам Ромен, проведший блестящий сезон в 2013 году. Вновь вернулись и аварии, и ошибки на трассе (хотя уже не в таком повальном количестве). Лидером конюшни Грожан все же стал, пусть и в весьма неоднозначных условиях. Но высшего балла пилот пока не заслужил.

Пастор Мальдонадо: 4/10

Эх, говорили вспыльчивому венесуэльцу суеверные европейцы: нельзя наносить на борт болида номер 13. Интересно, прислушается ли к приметам гонщик теперь? Такого количества поломок не возникало даже у партнера по команде, а уж сколько сам Пастор расколошматил болидов — и не сосчитать. Иногда Мальдонадо попадал в совершенно немыслимые ситуации: в Бахрейне пилот с необычайной легкостью запустил в воздух машину Эстебана Гутьерреса, а в Сильверстоуне сам побывал в шкуре мексиканца, причем исполнителем возмездия оказался... Гутьеррес.

Проигрыш Грожану по всем статьям, бесконечные аварии, всего 2 заработанных очка — Пастору в будущем надо очень постараться, чтобы доказать претензии на серьезные результаты и быструю машину.

Лучший и худший моменты

Лучшей гонкой для «Лотуса» однозначно стал Гран-при Испании: на сложнейшей трассе Грожан квалифицировался пятым и в гонке принес сразу 4 очка, а Мальдонадо даже смог доковылять до финиша на скромной 15-й позиции.

Ужасных гонок в 2014 году у пилотов из Энстоуна хватало с лихвой, но самым большим кошмаром стал уик-энд в Мельбурне. Пастор в квалификации времени не показал вообще и стартовал с последней позиции, ну а Ромену пришлось начинать гонку с пит-лейн. Но и это еще не все: француз тут же получил дополнительный штраф за то, что команда слишком рано выкатила машину из боксов. Завершили Гран-при оба гонщика бесславно, в середине дистанции припарковав болиды у обочины.

Самый зрелищный эпизод: реакция механиков в конце сложного сезона

Что дальше?

Коллектив из Энстоуна не усилил состав пилотов, потерял ряд ключевых специалистов и как минимум двух серьезных спонсоров (эффективность дезодорантов Rexona теперь будет демонстрировать Валттери Боттас, в Гроув также последовал и Avenade). Дополнительные внутренние резервы по-прежнему в распоряжении команды Жерара Лопеса, но теперь потенциал результатов «Лотуса» ослаб.

Прежде всего, конюшне необходимо вернуться в борьбу за очки — и мотор «Мерседес» облегчит эту задачу пилотам. Скорее всего, в 2015 году коллектив ожидает сражение с «Заубером», «Торо Россо» и «Форс-Индией», а что будет дальше — неизвестно.

Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson, Vladimir Rys Photography; REUTERS/Xavier Galiana