5 самых важных гонок Айртона Сенны в «Формуле-1»
Гран-при Европы 1993 года. Фото: /Getty Images/ Mike Hewitt
![](https://www.sports.ru/images/object_18.1367417918.27766.jpg?f=webp&q=90)
1 мая миллионам людей немного грустно. Острой боли уже нет, но чувство утраты чего-то по-настоящему важного по-прежнему с нами. О нем всегда хочется что-то сказать, но слова сидят в горле комом… Впрочем, они не нужны.
Гран-при Монако 1984 года. Признание
Именно с этой гонки большая часть мира узнала о Сенне. Да, к тому моменту кто-то уже слышал о подвигах бразильца в британской «Ф-3», кто-то отметил талант спортсмена на «Нюрбургринге» за рулем «Мерседеса», но именно с этапа в Монако об Айртоне стали говорить все.
Гран-при Португалии 1985 года. Первая победа
До прихода Сенны «Лотус» не побеждал два с половиной года, но с появлением бразильца ситуация изменилась. Уже во второй гонке за английскую конюшню Айртон взял поул, затем ушел в отрыв от пелотона и на протяжении двух часов не вызвал никаких сомнений в своем превосходстве. На мокром «Эшториле» многие пилоты теряли концентрацию, ошибались и вылетали, но только не Сенна.
Гран-при Японии 1988 года. Первый чемпионский титул
На старте на болиде №12 заглох двигатель, но прямая спускалась с горки, и Сенне удалось завести мотор «с толкача». В первый поворот он вошел 14-м, через круг стал 8-м, на 28 круге обогнал напарника и конкурента в борьбе за титул Алена Проста, а еще через 23 круга победил в гонке и чемпионате мира.
Гран-при Бразилии 1991 года. Победа на родине
На родине Сенна был по-настоящему культовой личностью – вся Бразилия безотрывно следила за выступлениями гонщика, радовалась его успехам и переживала во время неудач. Айртон отвечал взаимностью – он пытался помогать соотечественникам материально и радовать их своими выступлениями на трассе, но с последним иногда возникали проблемы, особенно когда речь заходила о победе в домашнем Гран-при.
В 1991 году Сенна наконец-то выиграл в Бразилии, однако даже в гонке, где он лидировал от старта до финиша, не обошлось без преодоления трудностей: заключительную часть дистанции из-за неполадок техники пилот «Макларена» преодолел на 6-й передаче, выжимая из машины все и не подпуская стремительно приближавшегося Патрезе.
Гран-при Европы 1993 года. Мастерство «Человека дождя»
Даже в год доминирования «Уильямсов» Сенна на «Макларене» время от времени создавал настоящие спортивные шедевры.
Донингтон. Дождь. Гениальный прорыв на первом круге. Сумасшедший темп. Отрыв на финише от ближайшего преследователя – 1 минута и 23 секунды.
Бонус. Дуэль в картинговой гонке с Аленом Простом в 1993 году
Флавио Бриаторе: «Я не крал Шумахера у Джордана»
Докатились. Кто из новичков достоин «Формулы-1»
Выжить по расписанию. Как команды боролись за подиум в Бахрейне
Быстрее, Айртон, где бы ты ни был!
Прошло уже 19 лет, а я до сих пор помню в мельчайших деталях 1 мая 1994г.
И удивился, что за ролик ты выбрал для просмотра о ГП Японии 88???
Где мы там видим Сенну? Проблема на старте и потом два раза мелькнул, а нам показывают лидирование Проста. Не лучший выбор, как мне кажется для показа ЛУЧШЕЙ гонки в исполнении Сенны.
Я думаю, что вот этот получше будет :
http://www.youtube.com/watch?v=dl_dYvnKui8
ЗЫ, Спасибо, что вспомнил. Я думал на спортс никто не вспомнит.
Аналогично. А как будто вчера было. Я и формулой-1 увлекся из - за него - просто увидел однажды в газете "Советский спорт" что некто сенна стал чемпионом обыграв некоего проста:) наверное 90й год был:)
И кому умирать молодым...."
Его помнят и почитают как и 19 лет назад.
А это много о чем говорит.
Насколько я помню, было именно так, как Вы подумали. После победы в квале Волшебник попросил перенести поул на другую сторону, в связи с загрязнённостью траектории (видимо, накатанная траектория проходила по другой стороне). Ему отказали (уж не Балистер ли?)...
По крайней мере, везде писали именно так. А фильм на днях пересмотрю.
Возможно Бразилия91 под вопросом... можно было бы включить Сузуку 89 и последующую дисквалификацию или Сузуку 90 и аварию и конечно Монако92 где он взял гонку воспользовавшись единственным шансом.... но остальные по делу.
- поул-позиция находилась справа (то есть, ближе к боксам), вне гоночной траектории; при этом поул-позиция находилась на той же стороне и во всех трех предыдущих гонках на "Сузуке" (в 1987, 1988 и 1989 годах);
- в 1988-м Сенна, выигравший поул, проиграл старт (пусть и из-за технических причин) и откатился назад, в 1989-м он выиграл поул и снова проиграл старт Просту, так что понятно, что в 1990-м бразилец захотел изменений;
- перед квалификацией Сенна пытался добиться у Федерации переноса поул-позиции на левую сторону, и даже решил, что добился согласия, но после завоевания поула вдруг выяснил, что все равно должен начать гонку с правой стороны трассы.
p.s. в 91-м поул-позицию перенесли на левую сторону трассы.
Обидно, ведь если бы не его смерть, Формула-1 имела бы совсем другую историю.
Сенна и Бергер просили поменять сетку до(!) квалы, с чем их благополучно и кинули.
По Балестре,
Однажды над ним пошутили. Сказали что у Проста проблема с адаптацией к резине, так Балестре прискакал в боксы Макларен и открытым текстом спрашивал у Проста, чем ему помочь.
И то что, он ненавидел Айртона, это не секрет. Но 2-й раз подряд отнимать титул, забоялся.
По поводу 93-го года,
Моторы у Маков были Ford HBE7 92-года
А у Шумми после 3-й гонки - Ford HBE8 93-года, на 50 л.с мощнее и еще легче и компактнее. На эту тему, Айртон разнес Форд, заявив что только Макларен может бороться с Виллами и ситуация в чемпе показывает, что Форды должны поставлять Маку такие же моторы как и Бенеттону. Но там Флав постарался и Маки катали весь сезон на прошлогоднем моторе. И на этом ведрище, Айртон втянул Мак на 2-е место в КК.
Смешные посты про то что Айртон не дотягивал до Проста, даже обсуждать не хочется. Про дождь я молчу, а кто хочет убедиться что Сенна был сильнее и на сухих трассах, могу посоветовать скачать гонки и посмотреть. Может тогда бред не будет лезть в голову?!
а тут как я понял топ-5 победных (p.s. Монако 84 тоже считаю победой)
В различных источниках, рассказывающих о ГП 1990 в Сузуке, говориться, что предметом спора было то, с какой стороны должна находиться поул-позиция.
Из этого я сделал выводы что поул изначально находился на определенной стороне, на которой и остался в итоге, а данный вопрос поднялся уже ПОСЛЕ завоевания поула.
В фильме "Сенна" ситуация выставлена так, что сначала был завоеван поул, а потом его перенесли на менее выгодную сторону, что естесствено возмутило Айртона и дало моральное право на таран.
Ваше мнение, где правда? Как обстояли дела с этой поул-позишн?
И поэтому Прост проиграл?-) А чем Прост был хуже - для него существовали места, отличные от первого. Чемпион-второместник. Это не плохо само по себе, но именно потому Сенну и ставят выше en masse.
Он говорил тогда примерно так: "Балистер и Прост украли у меня титул в прошлом году, больше они не посмеют этого сделать." Цитата не точная, но за смысл ручаюсь. Имелось ввиду лишение Аиртона победы в гонке (Сузука-89), когда маршалы вытолкали его на трассу с полосы безопасности после столкновения с Простом. Победу отдали второму (Патрезе, Бутсен или Наннини, не помню), а титул достался Профессору. Именно это дало моральное право сказать перед Сузукой-90 - "Если Прост войдёт в 1-й поворот первым - он из него не выйдет".
Волшебник считал (со слов Джо Рамиреса), что он имеет право поступать с людьми так, как они поступают с ним.
И он прав абсолютно, это замечательный принцип.
>>>Если Прост войдёт в 1-й поворот первым - он из него не выйдет
---
ИМХО Прост как раз больше всех и пострадал, ведь как гонщик и как профессионал он обязан хорошо стартовать и бороться на трассе.
А Балестер... формально прав, но там всё равно ситуация нехорошая. К тому же "не повезло" что оба французы :-)
Как бы то ни было, теперь это история и всё сложилось как сложилось.
---
Спасибо за информацию. Получается некий промежуточный вариант. Косяк федерации в том, что они сразу не определились с позицией. Сказали бы сразу НЕТ, переноса не будет кто бы ни выиграл поул и всё.