7 мин.

Глубокое погружение: Гран-при Японии

Наполовину удавшийся трюк «Мерседеса», медленная работа механиков «Ред Булл» на пит-стопах, а также странные решения стратегов «Лотус-Рено» – в рассказе о тактических ходах команд на Гран-при Японии в блоге «Версификаторные россказни».

Прошедший этап на «Сузуке» получился сплавом реалий сезона-2011 с чертами «Формулы-1» прошлых лет: эффект DRS был сведен к минимуму из-за особенностей конфигурации трека и зоны активации системы, и трудность с обгонами на местной трассе усилила крен заезда в тактическое русло. На первое место в гонке вышли слаженность действий команд во время пит-стопов и грамотная работа пилотов с шинами.

В прошлых сезонах гонщики частенько не могли опередить конкурентов непосредственно на трассе, но высокая износостойкость шин позволяла им затягивать с проведением пит-стопов, а после заезда в боксы соперников отыгрывать время на чистой трассе и впоследствии выходить вперед. В нынешнем году из-за шин «Пирелли» ситуация поменялась. Теперь при отсутствии шанса обогнать соперника «вживую» команды стремятся провести остановку в боксах раньше, чтобы получить преимущество в скорости за счет свежей резины. Однако это правило срабатывает не всегда – временами трафик, заминки на пит-стопах и необычайно хорошее время прохождения круга конкурентом на изношенной резине перевешивают фактор свежих шин.

Хорошим примером в этом отношении можно считать пит-стопы лидеров воскресной гонки – несмотря на практически равную чистую скорость на трассе и более ранние остановки в боксах (то есть, свежие шины) Себастьян Феттель уступил первое и второе места Дженсону Баттону и Фернандо Алонсо.

Как проиграл Феттель

Перед первым пит-стопом преимущество Феттеля над Баттоном было более 3,5 секунд, но, несмотря на лишний круг на свежих шинах, после остановки Дженсона отрыв составил 2,8 секунды. Спору нет, гонщик «Макларен» провел круг выезда из боксов быстрее соперника, однако немаловажную роль в противостоянии лидеров сыграла работа механиков – на первый пит-стоп Феттеля «Ред Булл» потратил 4,6 секунды, в то время как «Макларен» управился за 3,5.

То же самое случилось и во время второй волны остановок. Полсекунды преимущества Себастьяна перед заездом в боксы, потеря на пит-стопе 0,8 секунды (3,9 против 3,1), и возвращение Баттона на трассу прямо перед Феттелем. Дженсон, безусловно, был очень хорош – на стертых шинах он ехал практически в ритме соперника, переобувшегося в более свежий «софт», но не будь в этот день в ударе механики «Макларена», остаток гонки мог сложиться иначе.

Обычно моменты работы команд в боксах остаются в тени сражений пилотов на трассе, однако в прошедшей гонке этот фактор оказался одним из решающих. По ходу сезона руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер хвастливо заявлял о лучших пит-стопах его команды, но Гран-при Японии наверняка заставит англичанина прикусить язык – его коллективу по-прежнему есть к чему стремиться.

Был ли шанс у Феттеля вернуть первую позицию после второго пит-стопа? Если и был, то весьма незначительный. Однако вместо того, чтобы хладнокровно отпустить Баттона на полторы-две секунды, поберечь шины и попытаться обойти конкурента во время третьей волны пит-стопов, гонщик «Ред Булл» висел на хвосте «Макларена», безуспешно пытаясь обойти на трассе машину, не уступающую (и временами наоборот, чуть превосходящую) в скорости. Себ уничтожал покрышки целых три круга, хотя понять, что обогнать не получится, хватило бы одного.

Наконец, «Ред Булл» еще и не повезло. На трассу выехал автомобиль безопасности, который собрал пелотон, и ранний (по сравнению с Баттоном и Алонсо) пит-стоп, вызванный износом шин, выкинул Феттеля в трафик. Если бы не потеря времени за Росбергом и Сутилем (около четырех секунд), Себ мог снова вести борьбу с Баттоном колесо в колесо. Во всяком случае, он точно оказался бы впереди Алонсо. Однако обстоятельства (и хорошая работа конкурентов с резиной) оказались сильнее возможностей австрийской конюшни в этот день.

Смог бы Феттель вырваться на первое место, если бы не было трафика? Маловероятно. Для этого было нужно, чтобы «Макларен» не следил за темпом немца в принципе. В том случае, если бы Себ ехал быстрее (даже на секунду на круге), пит-стоп Дженсона состоялся бы кругом позже. И запаса по времени ему обязательно хватило бы для того, чтобы остаться впереди.

Хитрые парни из «Мерседеса»

Знаковым моментом Гран-при стали три круга лидирования Михаэля Шумахера – чего не случалось с немцем более пяти лет (в последний раз он возглавлял гонку на все той же «Сузуке» в 2006-м, когда путь к чемпионскому титулу оборвался предательской поломкой мотора). На этот раз Михаэль далек от борьбы за победы, однако его выход на первое место нельзя назвать попыткой покрасоваться.

После окончания пребывания на трассе автомобиля безопасности Шумахер занимал седьмую позицию – то есть, был лучшим, не считая представителей топ-команд. Однако в «Мерседесе» работают амбициозные люди, и, несмотря на относительно слабый темп W02 (относительно «Ред Булл», «Макларена» и «Феррари»), им хочется добиваться большего и опережать хоть кого-нибудь из лидеров.

В Японии «Мерседес» чуть не провернул хитрый трюк. На предпоследний отрезок Михаэль получил комплект свежего «софта» (тот самый, сэкономленный в квалификации), в то время как ближайшие соперники Льюис Хэмилтон и Фелипе Масса, шедшие в четырех-пяти секундах впереди и боровшиеся между собой за потенциально пятую позицию, шли на поношенном мягком составе. Когда пришел черед переобуваться в «медиум», «Феррари» и «Макларен» поочередно провели пит-стопы, а вот «Мерседес» решил затянуть с остановкой Шумахера, поскольку Льюис и Фелипе выкатились на трассу позади Нико Росберга. На 38 круге Хэмилтон обогнал Массу, но для Шумахера это ничего не изменило – оба конкурента сдерживались Росбергом, который шел по трассе на 0,4, 0,7, 1,5 секунды медленнее Михаэля. 40-й круг семикратный чемпион мира прошел за 1.38,199, в то время как Хэмилтон (из-за трафика) – за 1.39,335. Еще чуть-чуть, и Михаэль смог бы спокойно провести пит-стоп и вернуться на трассу впереди «Макларена» и «Феррари», однако в начале 41 круга Хэмилтон обогнал Росберга.

Михаэль и Нико провели свои пит-стопы в конце 41-го круга – молодой немец ожидаемо откатился назад – на 13-е место, но все же его труды не пропали даром – Шумахер пусть и не опередил Хэмилтона, но остался впереди Массы. Отличный ход Росса Брауна и великолепная командная работа в исполнении Нико Росберга!

Испытание резиной

Парням из «Лотус-Рено» пора нанять новых людей, ответственных за тактику. На «Сузуке» Виталий Петров мог без проблем финишировать восьмым, причем без жестких испытаний, которым ему пришлось подвергнуться на самом деле.

Инженеры из Энстоуна просчитались в износе мягких шин, поэтому выбрали ультраконсервативную стратегию с двумя пит-стопами и использованием двух составов среднего типа покрышек. Старт на «медиуме» в Японии был не самым плохим решением, но не для болида R31, который с подобным типом резины работает очень плохо. К примеру, на первом отрезке Петров временами шел медленнее стартовавшего из хвоста пелотона Серхио Переса на 1,5 секунды на круге. В случае «Заубера» ставка на средний тип на старте была оправданной – мексиканец все равно терял бы время в трафике (что на «софте», что на «медиуме»), – но при этом как только появилось свободное пространство, Перес прибавил и почти догнал Петрова (и это при том, что один стартовал с 5-го, а другой – с 8-го ряда).

Однако еще более неудачный ход «Лотус-Рено» совершил на 18-м круге, когда на второй отрезок гонки поставил Петрову… второй комплект «медиума». Через два круга боксы посетил Перес, получил «софт», поехал еще быстрее, и ожидаемо обогнал Петрова после того, как автомобиль безопасности покинул трассу.

Петров отмучился к 39-му кругу, когда ему, наконец, поставили «софт». Обратите внимание, что еще один мягкий комплект двумя кругами ранее получил и Перес, но к тому моменту разница между этими пилотами составляла примерно 10 секунд, и, несмотря на скорость R31, догнать мексиканца россиянин уже не мог. На заключительном отрезке Виталий шел по трассе практически в темпе Баттона. И пусть у британца на машине стоял «медиум», это все же является показателем того, что в «Лотус-Рено» не всегда знают сильные стороны своей машины. В Японии тактика трех пит-стопов напрашивалась сама собой, но команда, уже не раз обжигавшаяся на консервативных стратегиях, даже не захотела выбрать иной путь.

Ход гонки (график с официального сайта ФИА)

Другие темы в этом блоге:

Лучшие гонки на «Сузуке»

Глубокое погружение: Гран-при Сингапура

Кристиан Хорнер: «Ньюи сказал, что новая машина будет синего цвета»