5 мин.

Зачем «Формуле-1» спортивный директор

Часть полномочий Берни Экклстоуна перейдет Россу Брауну. 

Незаменимый Экклстоун

Несколько дней назад промоутеру «Формулы-1» Берни Экклстоуну исполнилось 86 лет — возраст настолько солидный, что седовласому дедуле впору поудобнее устроиться в любимом кресле у камина, нянчить внуков, рассказывать байки и писать мемуары о том, как он 30 с лишним лет назад захватил власть в одной из ведущих гоночных серий мира, а не гонять по земному шару вместе с командами, пожимать руки главам государств и вымогать деньги у владельцев автодромов. 

Наверняка вы не раз задавались вопросом: когда же он уйдет на покой? И наверняка почти такой же вопрос задавали себе владельцы «Формулы-1»: что будет, когда чемпионат останется без Берни, и кем его заменить? 

Судя по тому, что англичанин по-прежнему бодро расхаживает по стартовой решетке практически перед каждым Гран-при, поиски преемника к выдающимся результатам не привели. Однако с тех пор, как контроль над серией перешел к компании Liberty Media, в этом деле начали происходить перемены. 

Глава гигантской медиакорпорации Чейз Кэри первое время осматривался и присматривался к происходящему в гонках и вокруг них. Будучи опытным функционером, он понимал, что убрать системообразующую фигуру из отлаженного механизма по зарабатыванию денег нельзя, но и оставить все в текущем состоянии недальновидно — чемпионат может осиротеть в любой момент. 

Решение, к которому подошел Кэри, выглядит логичным: если прямой замены Берни нет, то его полномочия следует распределить между несколькими людьми, а заодно слегка перестроить структуру управления чемпионатом мира, ведь все знают, что в нескольких местах она работает некорректно. 

Поиск человека, который будет заведовать финансовыми и коммерческими делами, еще продолжается — пока за них отвечает Экклстоун, но в будущем он наверняка передаст полномочия кому-то вроде Зака Брауна (который в формульном мире известен тем, что привел в чемпионат Johnnie Walker, Martini и UBS). 

А вот с ролью спортивного директора «Формулы-1», похоже, уже решено — им станет Росс Браун, бывший технический глава «Феррари» и руководитель команд «Хонда» и «Браун». 

Какой у Брауна послужной список?

Прежде чем объяснять, какими задачами займется Росс на новом посту, следует вспомнить его достижения. 

Если говорить языком геймеров, Браун не просто «прошел» весь автоспорт, но и выполнил ключевые достижения. Он начинал работать простым механиком в «Формуле-3», быстро перебрался в гонки Гран-при, где вскоре стал аэродинамиком, а после — конструктором болидов. 

Крупные успехи пришли в 90-х — Росс был частью дрим-тим Михаэля Шумахера, он занимал должности технического директора в «Бенеттоне», а затем в «Феррари», – а в конце первого десятилетия 2000-х возглавил заводскую команду «Хонды». Японцы не дождались успехов совсем чуть-чуть — в конце 2008-го они продали Брауну свою команду за 1 доллар, а уже в следующем сезоне коллектив из Бракли одержал победы в зачете пилотов и Кубке конструкторов. 

Победы «Брауна» привлекли «Мерседес», и нынешнее доминирование немцев в чемпионате мира — это следствие решений, принятых именно Брауном: он пригласил в команду Льюиса Хэмилтона, и он направил технический штаб по пути разработки лучшего турбомотора «Ф-1» последних лет. 

Зачем Росс Браун «Формуле-1» 

Введение должности спортивного директора «Формулы-1» напрашивалось давно – то, как Экклстоун занимался регламентом соревнований и взаимодействием с командами и Международной автомобильной федерацией (ФИА), не было похоже на разумную работу: Берни шантажировал участников чемпионата, предлагая им выбор между идеями разной степени сумасшествия, а также вел подрывную тактику «разделяй и властвуй», целью которой было снижение влияния конюшен в финансовых делах. 

Последним крупным провалом Экклстоуна как спортивного функционера стало внедрение нового формата квалификации, у которого просто не успели выявить минусы на стадии разработки, но приняли из-за давления промоутера и ФИА. 

С появлением Брауна отношения между ФИА, командами и владельцами «Формулы-1» должны стать более крепкими и доверительными: Росс лучше Берни понимает, чего хотят современные команды от регламента, и наверняка сможет доносить их точку зрения плохо разбирающимся в технических деталях чиновникам ФИА. Он должен стать посредником, идеальным проводником идей и мыслей между всеми заинтересованными сторонами. 

Руководители «Мерседеса» должны опасаться Брауна?

В вышедшей недавно книге Росс заявил, что покинул немецкую команду из-за недоверия к ее новым руководителям — Тото Вольффу и Ники Лауде, известным любителям подковерных битв. Однако если Браун и повлияет на ухудшение гоночных результатов «Мерседеса», то вряд ли из личностных побуждений — в задачи спортивного директора наверняка входит разработка такого регламента, который повысит конкуренцию в пелотоне и прервет доминирование одной команды. 

У него получится?

Никаких гарантий нет — не исключено, что Браун не проработает на новом посту и года, ведь от него требуется побыть самим Экклстоуном: лавировать между командами и ФИА, продвигать свои идеи и аккуратно направлять чемпионат мира к светлому будущему. Впрочем, это как раз то, о чем Росс и мечтал — в недавнем интервью он признался, что не хочет работать в одной из команд: 

«Руководить чем-то большим, не одной командой — именно таким образом мне хочется работать в этом спорте. В команды я не вернусь — я добился там всего, и повторять еще раз нет никакого желания».

Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron; globallookpress.com/imago/Crash Media Group; Gettyimages.ru/Clive Mason

Текст был впервые опубликован 2 ноября 2016 года