История идеального трансфера

Очень часто, когда речь заходит о финансовой успешности клубов, можно услышать от некоторых людей такой аргумент: «да что Барселона/Реал/Манчестер/Ювентус? Они по уши в долгах». Цель этого текста – показать, что долги бывают разные, и в самом факте их наличия никакой трагедии нет.

1

Представим себе футбольный клуб. Назовем его, условно, Барселона Юнайтед. Представим теперь, что этот условный футбольный клуб находится в состоянии абсолютного финансового равновесия: его баланс на момент начала наблюдения равен нулю, он никому ничего не должен и ему ничего не должны, а текущие доходы абсолютно равны текущим расходам. Представим теперь, что этот клуб покупает игрока (назовем его Хорди Кагава) за 20 миллионов евро (включая оплату трансфера его бывшему клубу, агентские, подъемные и сопутствующие расходы). Поскольку денег у клуба нет, берется банковский кредит сроком на 4 года на всю сумму.

Небольшая оговорка: многие знают, а остальные просто где-то слышали, что деньги в разный момент времени стоят по-разному. То есть 1 миллион сегодня не равен 1 миллиону через 5 лет, потому что на них можно купить совершенно разный набор товаров и услуг. В экономике это называется временная стоимость денег. Так вот, в нашем примере, для упрощения, мы не будем ее учитывать. Вернее сделаем допущение, что все суммы считаем в ценах начального периода.

В точке отсчета, нулевом периоде,  у клуба нулевой  баланс, равенство старых доходов и расходов, которое остается неизменным, есть свежеприобретенный Хорди Кагава и 20 миллионов евро долга. На первый взгляд больше ничего не изменилось, но это не совсем так. Капитализация клба уже выросла на сумму, в которую рынок оценивает Хорди Кагаву + оценочную стоимость потенциальный клиентской базы, которую клуб привлек за счет его покупки (а если Хорди Кагава еще и какой-нибудь резонансный китаец, то этот пункт нельзя недооценивать).

Итак, попробуем разобраться, какие же дополнительные расходы и доходы получил клуб в связи с подписанием Кагавы. Поскольку это мой пример, то цифры я в нем расставлю удобные мне для наглядности. Прошу воздержаться от споров в комментариях насчет того, какие из этих цифр реальны, а какие не очень. Суть примера не в этом.

Начнем с расходов.

  1. Клубу придется выплачивать Хорди зарплату и бонусы по контракту. 3 миллиона евро ежегодно.
  2. В связи с появлением в команде нового игрока, клубу придется увеличивать расходы на содержание команды (форма, перелеты, гостиницы, питание, канцелярия, регистрация его во всех протоколах, ит.д.). 1 миллион евро в год.
  3. Ежегодная сумма выплат основной суммы долга банку составит 5 миллионов евро в год.
  4. Банк в нашем примере тоже не совсем альтруист, потому пусть получает платежи за обслуживание кредита (даже с учетом того, что все суммы у нас приведены к ценам нулевого периода, банку нужно заработать на кредите). 1 миллион евро в год.

Получаем сумму в 10 миллионов евро, которую клубу ежегодно нужно отбивать. В нашем примере никаких новых способов заработка, кроме самого актива «Хорди Кагава», у клуба нет. Как же он может на нем заработать?

  1. Хорди пришел в клуб, будучи уже игроком с именем (за другого 20 миллионов не дадут), на его игру все хотят смотреть, за сезон клуб заработает на билетах 1 миллион евро (если стадион и так заполняется под завязку, то дополнительный спрос позволяет без ущерба повышать цены на билеты). При средней посещаемости 50 000 зрителей и 20 домашних матчах за сезон нужно повысить среднюю цену на билет всего на 1 евро, чтобы заработать такую сумму.
  2. Не у всех есть возможность посещать стадион, многие остаются зрителями у телеэкранов. Соответственно, контракт клуба с телекомпанией увеличивается на 2 миллиона в год. Для современных сумм телеконтрактов это вообще копейки.
  3. Многие захотят купить себе в коллекцию футболку/кружку/мочалку клуба с фамилией Кагава на спине. А кто-то вообще не болел раньше за Барселону Юнайтед, а только персонально за Хорди. И им нужна футболка/кружка/мочалка. 2 миллиона евро в год (это всего 12,5 тысяч футболок по 80 евро. Не забываем также, что новые дизайны формы ежегодно тоже не ради чистого искусства выпускаются).
  4. веб-камера Помимо официальной атрибутики, у клуба есть лицензионные соглашения с компаниями-партнерами по производству целой кучи товаров и услуг. Веб-камер, например. Они заплатят клубу дополнительные 1 миллион евро в год.
  5. Не могут обойти появление в клубе новой звездочки вниманием и традиционные спонсоры, покупающие рекламу на стадионе/официальном веб-сайте/телеканале/футболках. Для них появление в составе БЮ Кагавы обойдется в 1 миллион евро.
  6. Хорди Кагава это не только средство для зарабатывания денег. Это, прежде всего футболист. Футболист незаурядный – его мастерство позволит клубу заработать на призовых от выступления в различных турнирах 2 миллиона евро в год.
  7. Оценивают мастерство Хорди и представители команд-конкурентов. За право сразиться с Барселоной Юнайтед в товарищеских матчах они в сумме готовы платить на 1 миллион евро больше ежегодно. Насколько это реальная цифра, можно судить по этой новости.

Жизненный цикл трансфераИтого за год БЮ смог заработать на Хорди Кагаве те же 10 миллионов евро, что и потратил на его содержание. Что происходит с балансом клуба и его задолженностью с течением времени вы можете видеть на графике справа.

Самый интересный момент наступает по истечении 4ех лет. Клуб заканчивает платить кредит, его расходы уменьшаются, он может начинать получать с Хорди чистую прибыль. Но тут начинаются сложности. У Хорди остался последний год контракта, он звезда, его финансовые аппетиты растут, а зарабатывать на нем больше нынешнего клубу становится все сложнее и сложнее: бренд «Х.Кагава» уже вышел на расчетную мощность, его КПД прямо сейчас максимален, футболки с фамилией Кагава уже есть у каждого жителя города и всех окрестных деревень. К тому же, Хорди уже 28 лет – он хочет получить самый большой в карьере контракт (и, желательно, максимальный по продолжительности, чтобы обеспечить себе хорошую жизнь по окончании карьеры), который клубу будет очень сложно отбить. И Барселона Юнайтед продает одного из лучших своих игроков в Мадрид Сити за 30 миллионов, пускает эти деньги на строительство новой базы/расширение стадиона/туалетную бумагу/выплаты дивидендов акционерам, а не его место покупает молодого Синдзи Альбу за 15 миллионов евро. В кредит, конечно же.

Интересно, что и Мадрид Сити в данной ситуации не остается в убытке, как это может показаться. Ведь для его аудитории Хорди Кагава – новое лицо, которое может привлечь новых спонсоров/партнеров, повысить продажи футболок и призовые за участие в турнирах… Ну, вы поняли.

Как видно из примера, на всем протяжении рассматриваемого периода у клуба имелась задолженность перед банком, что не помешало ему в итоге остаться в плюсе. Самое главное при покупке футболиста (строительстве стадиона/коммерческой недвижимости) – не только верно оценить его футбольный талант, но и прикинуть его финансовый потенциал: оценить возможный доход от его приобретения, четко представить все риски, связанные со сделкой и возможные изменения экономического окружения. И тогда становится понятно, что при грамотном планировании и адекватной оценке в долгах клуба, как и любого другого экономического субъекта, нет ничего страшного. Но, в то же время, если оценки были сделаны неверно, если коммерческий потенциал не учитывался при покупке вообще, или если ситуация в экономике резко поменялась, то долги клуба могут стать для него невыносимой ношей, которая может вынудить владельцев срочно выискивать дополнительные источники финансирования, продавать клуб, или вообще  заявлять о банкротстве. Потому что спорт спортом, но если неоткуда брать деньги на зарплаты и прочие расходы, футбольный клуб существовать не может.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Football Finance
+106
Популярные комментарии
Kalamaja
+4
Отличный текст. Спасибо!
scoutori
+4
Отличный текст. Спасибо!
db10v
+2
Всё упрощено до безобразия. А если на втором году игроку в проходном матче с Ньюкаслом ломают ногу, или Хорди Кагава вдруг оказался натуралом и категорически отказывается нырять - что тогда? Нужно срочно продавать, ибо не прижился. К тому же, по большому секрету, нет необходимости брать сразу 20 млн. Потом как выплата СРАЗУ не практикуется давно - везде рассрочка. Например Малага Юнайтед продает Касорлу, по которому во всю ещё должна Вильяреалу и заява в суд не за горами, а скорее даже наоборот очень даже не иллюзорна. Такие дела. А так же с баланса клуба постепенно списываются игроки - амортизация. И вообще продолжать можно долго.
slajk2
+2
+
Хорошо рассмотрено. Стоит добавить. что это актуально только для стран с реально рыночной экономикой.
Kendzu
+1
Я думаю, что здесь банально вопрос спроса. На игроков слабых априори ниже спрос, чем на сильных. А когда нет спроса, то приходится либо продавать активы по цене существенно ниже той, в которую клуб их оценивает, либо продавать более привлекательные активы.
Второй аспект - ликвидность. Среднего игрока можно продавать долго - не одно трансферное окно, а проблемы с долгами, как правило, столько времени не терпят. В то же время игрок, пользующийся спросом, быстро конвертируется в наличность.
Таким образом, его продажа - наиболее приемлемый по времени вариант + его проще всего продать по цене, приближенной к реальной стоимости.

Ну и человеческий фактор. В любой компании менеджерам по продажам легче реализовать популярный, пользующийся спросом продукт, чем тратить много времени и сил на подготовку сделки по реализации залежавшегося, переоцененного, да еще и, возможно, морально устаревшего товара.
Ответ на комментарий ozzyBLR
Это всё время, именно оно мешает мне подобрать удачную формулировку)
Есть клуб. У клуба есть долг, часть которого клуб не в состоянии погасить без изменения своего бюджета, т.е. продажи игроков и/или урезания их контрактов. Есть два варианта. Первый - продать звёздного игрока, часть денег вложить в новое приобретение, а оставшиеся направить на погашение долга. Второй вариант - продать «балласт», т.е. игроков с относительно «толстыми» контрактами, купленных за неплохие деньги, но ныне заметно сбавивших в цене.
У меня складывается ощущение, что большинство клубов предпочитает первый вариант. Но недавняя история с Иброй и Слвой лишний раз напомнила об альтернативном пути. Но очень частно клубы не спешат продавать игроков, ценник которых ощутимо просел в сравнении с моментом их прихода в клуб.
Ясно, что второй вариант вряд ли поможет погасить долг «здесь и сейчас», но выплаты за некоторый период он покроет и позволит сохранитьсильнейших игроков в команде. Так вот, повторюсь, вопрос в том, почему всё же чаще продают сильных, а не слабых?
Написать комментарий 60 комментариев

Новости

Реклама 18+