По праву сильного
Сегодня хочу немного поговорить про Милан. Тот самый Милан, который год назад праздновал завоевание скудетто, а в конце нынешнего сезона взял явный курс на омоложение состава, распрощавшись с группой заслуженных ветеранов.
Тогда, в мае, казалось, что вот-вот откроется новая эра в истории клуба – на место старой гвардии придут молодые, охочие до побед игроки (да тот же Монтоливо), и черно-красная машина, уже с новым движком и аэродинамикой, начнет поход за европейскими титулами. Я ни в коем случае не хочу сказать, что этого не произойдет, и что уход лучшего защитника мира и одного из самых эффективных нападающих европейского футбола поставит крест на амбициях клуба. Но есть очевидные факты – команду покидают лидер обороны и лидер атаки. Восполнить их потерю безболезненно будет довольно проблематично. Что же подтолкнуло россонери к такому ходу?
Первая новость на спортсе касаемо этого перехода была опубликована 11 июля. У меня нет оснований считать, что местные ребята, ответственные за новости, пропустили бы такой инфоповод, так что я не буду даже пытаться выяснить, когда эта информация мелкнула впервые в зарубежной прессе. Тогда это показалось очередной PR-бомбой, потому что в ПСЖ кого только не сватали в первый месяц этого лета. Не думаю, что большинство отнеслось к этому серьезно. Но буквально в тот же день на сайтах информагентств появилась еще одна новость, которая, на первый взгляд, к футболу имела не самое прямое отношение: Сильвио Берлускони решил выдвинуть свою кандидатуру на пост премьер-министра Италии.
Тем, кто зацепил оба этих сообщения в информационном потоке, логическую взаимосвязь между двумя событиями, думаю, провести труда не составило. Когда речь идет о предвыборной кампании на пост такого уровня, то нужно много денег. Очень много денег. Дон Берлускони, конечно, очень любит футбол. И еще больше любит Милан. Но, думается, власть он любит как минимум не меньше. Для меня лично более-менее очевидно, что продажа двух футболистов, пусть и такого высокого уровня, позволяла хозяину Милана получить свободные финансовые средства, необходимые для старта компании, в максимально короткие сроки. Из других отраслей бизнеса 70 с лишним миллионов за неделю так просто не выведешь. А тут ведь еще и на зарплатах экономия приличная.
В общем и целом, описание самой ситуации с этими трансферами на этом можно и закончить. Хозяину клуба потребовались деньги на нефутбольный проект, денег свободных не оказалось, а тут еще и сочное предложение последовало (кстати, совсем не исключаю возможности того, что инициаторами трансфера являлись как раз итальянцы).
Это ведь довольно показательная ситуация. Вот мы тут ругаем наш футбол на чем свет стоит (и правильно ругаем) за государственное финансирование, ратуем за то, чтобы все клубы стали частными (и правильно ратуем), и совершенно забываем о том, что клуб, принадлежащий определенному человеку или компании, всегда будет заложником настроения этого человека (или руководства компании). Кто знает, вот появится у Леонида Федуна или Сулеймана Керимова более интересный проект на стороне, что произойдет с их нынешними футбольными увлечениями? Таких историй ведь в мировом футболе не просто масса – счет идет на десятки и сотни. Именно поэтому, кстати, в Германии клубами не могут владеть частные лица или отдельные организации (за редким исключением). И руководят там клубами наемные менеджеры, которые отвечают перед всеми акционерами клуба, которыми являются сами болельщики. И таким менеджерам никогда не придет в голову идея продать пару ведущих игроков клуба и вывести из него деньги.
Германия, конечно, пока недостижимый идеал. Но поостерегитесь излишне бурно радоваться, когда клуб, за который вы болеете, надумает покупать очередной олигарх. Потому что кто платит, тот всегда заказывает музыку.
А с основным выводом полностью согласен, богатый владелец может принести успех за короткий срок, но клуб становится заложником одного человека, как его бизнес-интересов, так и часто прихотей. В той же Малаге уже есть проблемы, посмотрим, чем закончится парижская сказка.
Не стоит противопоставлять частное и гос. владение. На самом деле это одно и то же.Государства нет. есть система смотрящих за фин. потоками на местах, которые в одиночку решают судьбу футбола во владении. Россия мировой лидер по исчезновению провинциальных клубов.
В истории Милана лучшая параллель это Олимпик Марсель времён Бернара Тапи. Если клубом владеет жулик, то конец всегда будет печальным. У Берлускони размах, конечно больше, чем у других. Но тень тюрьмы уже нависла над патроном. Спасают только политические связи.
А каким образом они к пришли к этой идее, и как организовали?
Это про Хоппа?
При очень грамотном поведении болельщиков практически ничего не произойдёт. Власть за определённую сумму перейдёт от владельца к организации, контролируемой болельщиками.
При излишнем упорстве владельца клуба и просто грамотном поведении болельщиков возможен спад, как спортивный так, и экономический, в клубе максимум лет на 5-10, либо за этот же промежуток создание и продвижение болельщиками команды и постепенный выкуп ими прав на логотип и всё что связано с их старым загибающимся клубом.