3 мин.

Мнимая прибыль

В последние вару недель внимание большей части страны переключилось на Олимпийские игры, и о футбольной экономике думать и говорить не хотелось. Эти вещи как-то отходят на второй план, когда перед твоими глазами разворачиваются такие драматичные события, когда ты видишь, на какие немыслимые вещи способен обычный (ну не совсем обычный, хорошо) человеческий организм. В общем, я чувствовал, что будет как-то глупо встревать в этот праздник жизни со своими цифрами и наблюдениями.

Однако, на днях я прочитал текст интервью, которое дала Юрию Дудю колоритная президент Локомотива. Там вообще много всего интересного, но меня зацепил абзац, озаглавленный «4,17 миллиарда». Это, кто не знает, выручка в рублях, которую ФК локомотив задекларировал за прошедший финансовый год. Ольга Юрьевна обмолвилась, что лишь 17% этой суммы Локомотив заработал самостоятельно. Все остальное, по ее словам  – спонсорские соглашение с РЖД и аффилированными структурами. Выходит около 700 миллионов рублей «своих» денег. Примерно 22 миллионов долларов, если кому-то так проще. Для сравнения, кстати, Зенит от одной только продажи атрибутики получил 400 миллионов рублей выручки.

К сожалению, финансовый отчет клуба в сети я не нашел. Только пресс-релизы и голые цифры. Если у кого-то есть более точная информация – я буду предельно благодарен.  Попробуем оценить, на чем клуб вообще мог заработать такие деньги. Из суммы собственноручно заработанных средств примерно 4,3 миллиона долларов (3,5 миллиона евро) клуб заработал на продаже Гатагова и Баши, если верить трансфермаркту. Если предположить, что телевизионные доходы между клубами РФПЛ разделяются равномерно, то за тот же период клуб получил примерно 2,5 миллиона долларов от НТВ-плюс, согласно вот этой информации. Выходит, что все остальные статьи дохода принесли команде чуть менее 500 миллионов рублей.

Это, к сожалению, все точные цифры, которые мне доступны, дальше начинаются домыслы. При средней заполняемости стадиона тысяч в 15 за сезон, цене билета рублей в 400, и количестве домашних матчей в районе 20 штук, можно предположить, что 120 миллионов рублей клуб заработал только на билетах на домашние матчи. Ну, допустим, примерно на ту же сумму, в совокупности, казну пополнили доходы от прочих мероприятий в день матча, предоставление в аренду своей собственности, экскурсии, продажа атрибутики. В сухом остатке имеем миллионов 250, которые клуб получил от спонсорских контрактов, заключенных самостоятельно.

250 миллионов спонсорских, заработанных самостоятельно против почти 3,5 миллиардов денег, выделенных РЖД и дочерними компаниями (зачем РЖД, одному из главных госмонополистов нужны такие объемы рекламы тоже можно поговорить, но не будем). Пропорции поражают воображение. Самое жуткое во всей этой истории то, что Смородская умудряется декларировать прибыль в 200 с чем-то там миллионов. Я мог бы еще, конечно, вбросить про то, что РЖД на 100% принадлежит государству, но это делает картину совсем гротескной.

Логика Ольги Юрьевны – это нормальная, конечно, логика, скажем, для ребенка, которому родители дают 20 рублей на хлеб, он покупает его за 15 и считает, что заработал 5. Но как может таким образом рассуждать человек, который не первый десяток лет работает на топовых управленческих позициях в крупных компаниях? Вопрос риторический, я в курсе. Я вынужден признать, что крупно ошибался, когда говорил, что главная проблема российского футбола – ориентация на аудиторию с низкой платежеспособностью. Проблема, конечно, в головах.