Мнимая прибыль
В последние вару недель внимание большей части страны переключилось на Олимпийские игры, и о футбольной экономике думать и говорить не хотелось. Эти вещи как-то отходят на второй план, когда перед твоими глазами разворачиваются такие драматичные события, когда ты видишь, на какие немыслимые вещи способен обычный (ну не совсем обычный, хорошо) человеческий организм. В общем, я чувствовал, что будет как-то глупо встревать в этот праздник жизни со своими цифрами и наблюдениями.
Однако, на днях я прочитал текст интервью, которое дала Юрию Дудю колоритная президент Локомотива. Там вообще много всего интересного, но меня зацепил абзац, озаглавленный «4,17 миллиарда». Это, кто не знает, выручка в рублях, которую ФК локомотив задекларировал за прошедший финансовый год. Ольга Юрьевна обмолвилась, что лишь 17% этой суммы Локомотив заработал самостоятельно. Все остальное, по ее словам – спонсорские соглашение с РЖД и аффилированными структурами. Выходит около 700 миллионов рублей «своих» денег. Примерно 22 миллионов долларов, если кому-то так проще. Для сравнения, кстати, Зенит от одной только продажи атрибутики получил 400 миллионов рублей выручки.
К сожалению, финансовый отчет клуба в сети я не нашел. Только пресс-релизы и голые цифры. Если у кого-то есть более точная информация – я буду предельно благодарен. Попробуем оценить, на чем клуб вообще мог заработать такие деньги. Из суммы собственноручно заработанных средств примерно 4,3 миллиона долларов (3,5 миллиона евро) клуб заработал на продаже Гатагова и Баши, если верить трансфермаркту. Если предположить, что телевизионные доходы между клубами РФПЛ разделяются равномерно, то за тот же период клуб получил примерно 2,5 миллиона долларов от НТВ-плюс, согласно вот этой информации. Выходит, что все остальные статьи дохода принесли команде чуть менее 500 миллионов рублей.
Это, к сожалению, все точные цифры, которые мне доступны, дальше начинаются домыслы. При средней заполняемости стадиона тысяч в 15 за сезон, цене билета рублей в 400, и количестве домашних матчей в районе 20 штук, можно предположить, что 120 миллионов рублей клуб заработал только на билетах на домашние матчи. Ну, допустим, примерно на ту же сумму, в совокупности, казну пополнили доходы от прочих мероприятий в день матча, предоставление в аренду своей собственности, экскурсии, продажа атрибутики. В сухом остатке имеем миллионов 250, которые клуб получил от спонсорских контрактов, заключенных самостоятельно.
250 миллионов спонсорских, заработанных самостоятельно против почти 3,5 миллиардов денег, выделенных РЖД и дочерними компаниями (зачем РЖД, одному из главных госмонополистов нужны такие объемы рекламы тоже можно поговорить, но не будем). Пропорции поражают воображение. Самое жуткое во всей этой истории то, что Смородская умудряется декларировать прибыль в 200 с чем-то там миллионов. Я мог бы еще, конечно, вбросить про то, что РЖД на 100% принадлежит государству, но это делает картину совсем гротескной.
Логика Ольги Юрьевны – это нормальная, конечно, логика, скажем, для ребенка, которому родители дают 20 рублей на хлеб, он покупает его за 15 и считает, что заработал 5. Но как может таким образом рассуждать человек, который не первый десяток лет работает на топовых управленческих позициях в крупных компаниях? Вопрос риторический, я в курсе. Я вынужден признать, что крупно ошибался, когда говорил, что главная проблема российского футбола – ориентация на аудиторию с низкой платежеспособностью. Проблема, конечно, в головах.
Если мы будем смотреть исключительно на бухгалтерские отчеты организаций, не пытаясь их анализировать, то мы никогда не приблизимся к точке самоокупаемости, никогда не сможем выявлять коррупционные и откатные схемы, и вообще можем долго не понимать что реально происходит в нашей компании.
Основной посыл текста не в том, что «о я поймал Смородскую», отнюдь. Он в том, что не нужно слепо доверять звучным заявлениям и красивым отчетностям, которыми так любят в нашей стране баловать общественность. Нужно, прежде всего, думать самостоятельно. Если вы считает, что Смородскую нужно хвалить и носить на руках за то, что она сэкономила 200 миллионов - ваше право. Точно так же как мое право считать, что ее нужно ругать за то, что она не говорит прямо: «Мы тратим намного больше, чем зарабатываем, в связи с этим акционеры влили в прошлом году в клуб 3,5 миллиарда», а заявляет об этой самой мнимой прибыли.
Другой разговор, что РЖД теперь хорошо бы снизить вложения миллионов на 150, сказав, что «мол вы сами можете заработать это...» - вот это было бы интересно, но...
Владельцы рос. клубов закидывают деньги какими угодно способами кроме прямого внесения через акционерный капитал. При этом они никогда не стремятся сделать прибыль, как Глейзеры или Кронке, что хорошо для благосостояния клуба, но плохо для его мотивации встать на рельсы самоокупаемости и др. рыночных реалий.
Следовательно, не только условные «Зенит» и «Анжи» являются нац. проектами. Таковыми являются все клубы Премьер-Лиги.
Приятным исключением с оговоркой можно было бы назвать «Краснодар», но в любом случае там идет стадия активного инвестирования (хоть и частного) и не совсем понятно, будет ли когда-нибудь в свете SopCast, лимита и прочего деструктивного безобразия достигнута точка самоокупаемости.
А по сути я с вами согласен в главном - такого ада и п*здеца как в экономике футбола нашей страны быть не должно. Но, в первую очередь, думаю, нужно избавиться от ситуаций, когда клубами владеют сами регионы (Ростов, Кубань, Амкар, ну вы поняли), а потом уже браться за те, что принадлежат госкомпаниям. Потому что те, хоть как-то деньги пытаются зарабатывать и хоть чем-то их деятельность оправдать иногда можно. В конце концов деньги, которые они тратят - заработанные не клиентах (пусть, зачастую, это и есть мы с вами). А вот деньги из бюджета области да, на 100% являются деньгами налогоплательщиков и так ими распоряжаться нельзя.
А вот про 20миллионов за чертой бедности итд не надо. Они, в подавляющем большинстве случаев, сами в этом виноваты.
А по тексту, хочу снова отметить, что у нас как в самой стране, так и в футболе царит завуалированный бардак. И это не может не раздражать. Одно из проявлений этого бедлама как раз те самые скрытые от всех и вся кроме посвящённых отчётности о деятельности клубов.
http://www.forbes.ru/sobytiya-opinion/sport/89560-zenit-kak-ustroena-ekonomika-samogo-uspeshnogo-futbolnogo-kluba-rossii
вообще в СПб конечно есть все условия для развития футбольного бизнеса. Одна команда в мегаполисе, который по европейским меркам очень крупный город + в РФ не самый бедный + помешанный на Зените город, в качестве противопоставления с остальной РФ и Москвой + грамотный менеджмент + достойное выступление в еврокубках + новый стадион = куча денег от операционной деятельности. Конечно и на первоначальном этапе вложения были большими, но по крайней мере клуб работает и зарабатывает по российским меркам много.
А по поводу тети Оли... ну и что что сэкономила деньги РЖД. Без результата и с амбициями это странное достижение.
Помимо этого - я думаю, что в доход клуба идут такие штуки как арендная плата фитнес-клуба Зебра на территории стадиона, сдача в аренду малой арены Локомотива и поля под куполом (там куча терниров по футболу среди коммерческих структур проходило), ледовый дворец.
Насколько это сильно сказывается в финансовом плане сказать не берусь, но учесть это все наверно нужно..
Другое дело, что во главе клубов стоят люди, которые часто ничего не понимают ни в футболе, ни в бизнесе - вот это главное зло. Тем же динамовским генералам, такое ощущение, кажется, что так и будет всегда - сверху будут капать денежки, а они будут их осваивать. И вот это как раз надо искоренять, необходимо добиваться того, чтобы клубы становились самостоятельными жизнеспособными бизнес-единицами. К сожалению, пока они позволяют себе декларировать вот такую вот прибыль - ничего не получится.