5 мин.

Подковать «Блоху»

Все счастливые блохи скачут одинаково, каждая несчастная блоха хромает по-своему. Даже если ты - аргентинская «Блоха» самой высокой, «десятой», пробы, ты не застрахован от хромоты. Потому что мало быть просто самой лучшей «Блохой» на свете, шедевром футбольного искусства, нужно еще, чтобы рядом был Левша, способный подковать тебя в любой момент, как только собьется твой шаг.

У Лео Месси в жизни было достаточно моментов, когда нехватка Левши чувствовалась особенно остро. Недавняя оказия открыла второй десяток в списке травм нападающего «Барсы». Издание El Pais представило очень наглядный график, на котором отражены все 11 вынужденных отпускных периодов в карьере аргентинца.

Корень всех сегодняшних бед «Блохи» прячется в его же прыткости и резвости, которые преследовали каждое появление Лео на поле на заре его карьеры в первой команде каталонцев. Месси рвался в бой и разрывался на части, порой, к сожалению, в прямом смысле. Почти восемь лет назад незалеченное растяжение двуглавой мышцы правого бедра привело к разрыву (как видим из графика, в 5 см) этой же мышцы, выбившему талантливого нападающего из седла до конца сезона, как раз мимо финального отрезка победного чемпионата Испании и решающего матча за Кубок Чемпионов в Париже против «Арсенала». Первая звонкая взрослая пощечина будущему обладателю голденбольного покера – Лео понимает наконец, что за здоровьем нужно следить куда внимательнее.

Впрочем, уже через полгода, все заботы не способны были уберечь его от очередной, тяжелой травмы - «Блоха» три мессица хромает на левую ногу, сломав кость в стопе в матче против «Сарагосы». И рядом снова нет Левши с подковой наготове. Лео выпадает из обоймы, «Барса» выпадает из чемпионской гонки. Не подумайте, второе - не следствие первого, а просто обидная аккумуляция отрицательных эмоций.

Поработав в межсезонье над укреплением задней поверхности обоих бедер, Лео действительно на долгое время забывает о проблемах с ними. Но свято место пусто не бывает - и Месси дважды за полгода рвет квадрицепс на левой ноге, пропуская оба раза по четыре недели. Лихорадит не только его одного, хромота становится общественным достоянием - «Барса» терпит самое болезненное поражение в Эль Класико в 21 веке и вновь уступает корону «Мадриду», Райкаард прощается с командой, а капитанский мостик занимает «Волшебник из Санпедора», Пеп Гвардиола.

С приходом Пепа меняется абсолютно все - в том числе исчезает хромота нашей «Блохи». Почти пять лет Лео не знает бед со здоровьем, и эти пять лет становятся определяющими на его пути per aspera ad astra. Он играет от звонка до звонка все матчи сезона на протяжении нескольких лет, не показывая и тени усталости. Золотые мячи сыплются на него как из того самого рога, рекорды падают один за другим, а во всех словарях мировых языков иссякают запасы эпитетов и метафор для описания его игры. В эти пять лет он вынужденно отсутствует лишь две недели, и это кажется чудом, потому что после страшного нарушения «матрасника» Томаша Уйфалуши куда вероятнее было услышать диагноз «окончательное и бесповоротное отделение стопы от ноги пациента», чем итоговое «растяжение боковых связок, внешних и внутренних, правой лодыжки». Физика «Блохи» в этот момент находится на таком космическом уровне, что уже начинает казаться, что слова «Месси» и «травма» невозможно будет встретить в одном предложении. Но ушел Гвардиола, и поменялось вновь абсолютно все. Это было похоже на известный трюк, когда с полностью сервированного стола резким движением выдергивают скатерть, без вреда для посуды и приборов. Пеп ушел и забрал с каталонского стола свою праздничную скатерть, оставив наследникам не менее впечатляющий, но уже не такой внешне и внутренне законченный обеденный набор. Кроме этого, у Месси словно отняли режим Бога, словно запретили набирать код на бессмертие, iddqd, если кто забыл. И «Блоха» снова захромал.

Здесь важно понимать одну простую вещь - однажды травмированная часть тела в разы слабее той, что никогда не знала травм. В частности, на связках и мышцах, после разрывов и надрывов, образуются рубцы, шрамы, которые лишают их должной эластичности, гибкости и подвижности. Спринтеры и футболисты, чье движение состоит из взрывных ускорений и столь же резких торможений, деформирующих волокна тканей, больше других подвержены риску получить травму, недостаточно прогрев мышцы. И вот, спустя пять лет ба-бах! - не знавший горя Лео «дергает» заднюю на правой ноге, ту самую, которую уже рвал когда-то. Тот пятисантиметровый шрам, про который он и думать забыл, никуда ведь не делся - однажды он уже лишил нашего героя лигочемпионского финала, на этот раз даже не дал ему помечтать о нем. В результате - баварский каток и потухший взгляд аргентинца со скамейки запасных. Все немного встревожены, но впереди ведь лето, чего там, отдохнет и будет еще лучше и краше прежнего.

А летом Лео начинает исполнять обязательства по своим рекламным контрактам, играть за сборную, наматывает в воздухе стотысячные километры, а там и предсезонка не за горами - в общем, отдых получается так себе, у бабушки в Росарио было бы лучше. Со спецами по физподготовке Месси как следует нагружает и прорабатывает обе задние, оно и понятно, рецидив никому не нужен. Но, то ли формула какая не подошла, то ли беда все-таки решила одна не приходить, в августе, в перестрелке за Суперкубок, дает сбой левая задняя. Еще через месяц на ровном месте вновь подводит правая, и Месси три недели отпаивают горячим матэ, а давеча, в игре с «Бетисом», снова беда с левой. Три травмы в новом сезоне, четыре - в календарном году. Куда уж тут до жиру (в свете предстоящих голденбольных выборов) - быть бы живу.

В моей семье есть очень хорошие врачи, но природа на мне отдохнула, и сам я мало что смыслю в медицине. Однако какое-никакое спортивное прошлое подсказывает тот простой факт, что все беды и напасти всегда идут от головы. У Месси впереди есть около двух месяцев, чтобы как следует разгрузить голову и понять одну вещь - самый лучший Левша, способный сейчас подковать «Блоху» - это сам Лео.