15 мин.

Великобритания 94-го. Домашняя победа Хилла и скандальная дисквалификация Шумахера с пропуском 2-х Гран-при

Дэймон Хилл сделал то, чего никогда не добивался его отец Грэм, выиграв Гран-при Великобритании, и сделал это стильно.

Грэм Хилл оказался в непростой ситуации во время гонки. Соперник в лице Джека Брэбема преследовал его, и Грэм должен был решить: попытаться обогнать Фила Хилла до поворота или рискнуть и оставить манёвр на потом.

Грэм выбрал первый вариант. Когда он нажал на тормоза, педаль провалилась дальше, чем он ожидал, и машина потеряла управление. Из-за этой небольшой ошибки Грэм упустил шанс выиграть Гран-при Великобритании 1960 года — гонку, в которой он доминировал. И хотя в последующие годы он часто занимал место на первом ряду рядом с Джимми Кларком, эту гонку ему так и не удалось выиграть.

Спустя тридцать три года его сын Дэймон мог покончить с этой историей, так как он лидировал вместе с напарником по команде Аленом Простом, однако мотор «Рено» дал сбой.

Без сомнения, Хилл вернулся на Сильверстоун в 1994 году, чтобы закрыть этот гештальт.

Дэймон Хилл стартовал с поул-позиции

В четверг он проявил нехарактерную для него вспыльчивость, когда обрушился на негативные предположения прессы о вероятности сохранения за ним места в «Уильямсе» на 1995 год. А в пятницу его ждал еще один неприятный сюрприз, когда передняя подвеска буквально развалилась на первом круге свободной практики.

Несмотря на прошлые неудачи в последнее время Хилл демонстрировал все более уверенный пилотаж. Да, он допустил ошибку в пятницу днём, когда слишком сильно разогнался в повороте «Клаб», но теперь, наблюдая за ним во время квалификационных заездов, можно быть уверенным, что он покажет хороший результат.

Наконец стали видны признаки зрелости, которые были у Найджела Мэнселла. Хотя было очевидно, что Дэймон испытывал давление со стороны команды «Уильямс», сначала из-за прихода быстрого Дэвида Култхарда, а затем из-за «гостевого» появления Мэнселла во Франции.

Однако в квалификации Хилл смог проехать круг быстрее всех. Те, кто говорит, что его победы в прошлом году были случайными и что он на самом деле не сравнится с такими гонщиками, как Шумахер, Бергер и Алези, не видели его выступление в прошлые выходные.

Михаэль Шумахер дважды обогнал британца на прогревочном круге

Во Франции Шумахер максимально использовал фантастическое сцепление «Бенеттона», чтобы опередить оба «Уильямса», и он снова сделал это в Англии. Единственная проблема была в том, что он сделал это на круге формирования...

Это вопиющее нарушение регламента имело далеко идущие последствия для Шумахера и «Бенеттона», но после того, как первый старт был отменен из-за того, что Култхард уступил свое седьмое место на стартовой решетке, заглохнув, Хилл заботился лишь о том, чтобы избежать повторения Маньи-Кура.

«После прошлого уик-энда я смотрел в зеркала и на самом деле вытягивал шею, чтобы увидеть, где Майкл в первом повороте, потому что предполагал, что он должен быть в моей слепой зоне. Потом я повернул в Копсе, а его там не было».

Стартовый отрезок остался за Хиллом

На первых кругах Дэймон был великолепен. Его преимущество составляло почти секунду после первого круга, и когда Бергер занял место позади «Бенеттона», за ним последовали Баррикелло, Алези, Ферстаппен, Хаккинен, Катаяма, Френтцен, Морбиделли, Панис, де Чезарис, Мартини, Херберт, Бланделл, Альборето, Фиттипальди, Комас, Брэбем, Бернар, Беретта, Култхард, Гунон и Дзанарди. Хилл наращивал темп, пытаясь увеличить отрыв. Через пять кругов он составлял 1,5 секунды, через 10 — 1,2 секунды. Ещё круг спустя — 1,67 секунды. Что бы ни делал Шумахер, чтобы сократить разрыв, Хилл, казалось, мог его компенсировать и снова увеличить. На этом этапе они оба проходили круги почти на две секунды быстрее остальных, а темп Хилла был тем более впечатляющим, поскольку «Уильямс», как и «Феррари», полагался в субботу на квалификационные двигатели, которые не были доступны для гонки. Как и Маньи-Кур, Сильверстоун превзошёл ожидания.

Проблемы для «Бенеттона» начались на 14-м круге, когда официальные лица наконец сообщили команде, что её гонщик должен быть оштрафован на пять секунд за свои проступки. Немедленно поднялся шум, Том Уокиншоу и Джоан Вилладельпрат начали спорить с официальным представителем «ФИА» Роландом Бруйнесардом, а Флавио Бриаторе делал всё возможное, чтобы решение было отменено. Совершенно справедливо, это ни к чему не привело, но пока они спорили, официальные лица подготовили чёрный флаг, который в итоге был показан Шумахеру на 22-м круге. Только на 27-м круге он наконец остановился, чтобы отбыть свой штраф «стоп-энд-гоу».

Когда Михаэль вернулся на трассу, то Хилл был уже в 20 секундах впереди. Теперь ему оставалось только не терять голову.

Немец отказался исполнять штраф и проигнорировал черный флаг

Бергер снова поднялся на третье место, когда Алези сошел с временной второй позиции на 28-м круге, а его главный соперник Баррикелло останавливался еще на 20-м круге. Хаккинен тоже заехал на пит-стоп на 28-м круге, и «Джордан» начало ужасать, что два его главных соперника за третье место планируют провести только одну остановку, в то время как бразилец - две.

К середине дистанции (из-за рестарта гонка сократилась на один круг) Хилл полностью контролировал Шумахера и Бергера, Баррикелло вернулся на четвертое место, Алези - на пятое, а Култхард пробился через всех и очень сильно прессинговал Хаккинена в борьбе за шестое место. Шотландец выдал один из своих обычных ослепительных стартов, лишь закрутившись в «Копсе» на первом круге, но он снова вел машину с тем пафосом, который был присущ Джеки Стюарту.

Катаяма был восьмым, опережая Ферстаппена, который уже начал испытывать судороги, Френтцен шел 10-м, а Альборето на время опередил Фиттипальди (на его обычной одноостановочной стратегии) и сражающуюся пару Мартини и Херберта. Панис восстанавливался после незапланированной остановки для установки нового носа на свой «Лижье» после того, как на основном возникла серьезная вибрация, а его партнер по команде Бернар оказался втянут в борьбу с «Ляррусс», которая продлится почти всю гонку. Далее позади были два медленных «Симтека».

Прямо на старте Бланделл чуть не врезался в заглохшего Брандла

К этому моменту уже сошел с дистанции Ирвайн на «Джордане» на втором круге из-за отказа двигателя «Харт», что было столь же редким явлением, как встреча с йети. Менее заметным был впечатляющий сход Брандла на старте. Двигатель его «Пежо» дымил на установочном круге, а когда он выжал сцепление, из-под капота вырвался клуб пламени, и машина заглохла на левой стороне трассы. И снова хвалёный двигатель «Пежо V10» оказался смертельным уткой. Это было невезением для Бланделла, которому пришлось вильнуть в сторону, чтобы избежать столкновения, после чего у его «Тиррелла» прямо по пути к «Стоу» начала сбоить автоматическая коробка передач. Британец, отчаянно пытаясь положить конец своей полосе неудач, занимал седьмое место, когда добрался до поворота, но затем у него залип дроссель в тот самый момент, когда отказала коробка передач. После последовавшего выезда за пределы трассы он вернулся 19-м и позже трансмиссия окончательно вышла из строя.

Дзанарди стартовал на «Лотусе» с двигателем «Хонды», который, как известно, поглотил обломки, и, как и ожидалось, взорвался всего через четыре круга, в то время как «Форд» Морбиделли продержался пять кругов, прежде чем его «Футворк» заглох из-за сломанного топливопровода. Де Чезарис сошёл после 11 кругов из-за потери мощности, Комас на 13-м круге, а двигатель «Минарди» Альборето сломался на 50-м круге.

Однако самым главным сходом был сход Бергера. Австриец не мог соперничать с Хиллом или Шумахером в гонке так, как он это делал в квалификации, но не было никаких сомнений в том, что изменения в спецификации B, внесённые в Маньи-Куре, значительно продвинули вперёд их. В этот уик-энд красные машины получили новые титановые трансмиссии, которые легче, чем столь же дорогой корпус из нержавеющей стали, используемый на 412T1, и поэтому помогают сбалансировать управляемость.

Герхард планировал атакующую гонку с двумя остановками, как и лидеры. Однако еще на утренней разминке он заподозрил, что с машиной что-то не так, но остался на ней, поскольку ему не нравился двигатель в запасном варианте. С самого начала он чувствовал себя не в своей тарелке, и на 32-м круге он вернулся домой, сообщив о неприятном шуме в двигателе.

Герхард Бергер сходит

Таким образом, Баррикелло поднялся на отличное третье место - позицию, которую он предсказывал себе накануне, но ему еще предстояло сделать вторую остановку. Алези, который считал, что в Сильверстоуне обгоны будут затруднены, выбрал одноостановочный режим и ехал позади, довольный балансом своего 412T1B после того, как он перевернулся во время квалификации.

Однако у Култхарда были свои планы, и к 34-му кругу шотландец пристроился в хвост «Феррари» и стал сильно прессинговать Алези. На 37-м круге он попытался пройти его в «Стоу», но был отброшен, а затем снова атаковал его в «Эбби». Два круга спустя они с Алези шли бок о бок в «Стоу», но француз остался впереди, ведя себя более агрессивно в трафике. В конце круга Култхард взял себя в руки и вышел из патовой ситуации, заехав на пит-лейн, и вернулся на восьмое место позади Френтцена и впереди Катаямы. В перспективе был еще один прорыв.

Баррикелло совершил свою роковую вторую остановку на 41-м круге, но его преимущество над Алези и Хаккиненом оказалось недостаточным, чтобы вернуться на третье место, и он опустился на пятое место, опережая Френтцена, Култхарда и Катаяму. Дэвид прошел «Заубер» на 43-м круге и начал уверенно приближаться к «Макларену» и «Джордану» впереди него, но времени уже не хватало, к тому же в дело вступили другие факторы.

Хилл по-прежнему лидировал, и к 50-му кругу он опережал Шумахера на 16 секунд. Вскоре после штрафа за остановку и проезд он начал испытывать проблемы с переключением передач, которые были рывковыми и приводили к блокировке задних колес, и он начал играть с балансом тормозов, чтобы попытаться разрешить ситуацию. На этом борьба закончилась.

Дэймон проходит на круг напарника Култхарда

Хилл обогнал своего напарника на 51-м круге на круг, и какое-то время они ехали вместе, пока Дэвид не обошёл его на 57-м круге. На том этапе Хаккинен и Баррикелло всё ещё сражались изо всех сил, а Култхард быстро их догонял, но затем его «Уильямс» заклинило на шестой передаче, и Хилл снова обогнал его на 59-м круге. Это могло иметь серьёзные последствия и стоило бы ему четвёртого места, потому что когда они въехали во второй поворот «Лаффилда» на последнем круге, Хаккинен широко зашёл в поворот, а Баррикелло рванул внутрь, но финн захлопнул перед ним дверь.

Они столкнулись и развернулись, и пока Баррикелло хромал в сторону боксов с разрушенной передней левой подвеской, Хаккинена завели с толкача маршалы, и они помчались к финишу: бразилец со стороны пит-уолла, финн — со стороны трассы. В итоге они сохранили свои позиции, но если Рубенс был расстроен, то Мика пожал плечами и сказал: «Такова гонка». Если бы Култхарда не обогнали и он финишировал, когда Хилл пересекал черту, он мог бы догнать их обоих, пока они приходили в себя, потому что на предыдущем круге он отставал всего на 10 секунд.

Алези финишировал вторым. Хаккинен и Баррикелло столкнулись в борьбе за подиум, но смогли сохранить позиции на финише

Седьмое место стало разочарованием для пилота «Тиррелла» Катаямы после того, как замена подвески на тестах двумя неделями ранее усилила надежды на улучшение управляемости. Уке хорошо вел машину весь уик-энд и не испытывал проблем в гонке, но в этот раз 022 оказался недостаточно быстр. Френтцену тоже было на что жаловаться, если не считать его собственной ошибки на 59-м круге, когда он закрутился и пропустил японского гонщика вперед.

Ферстаппен добрался до дома, несмотря на судороги, охватившие его спину, Фиттипальди был надежен, хотя и не был впечатляющим 10-м, а Мартини наконец оторвался от Херберта на последних этапах.

Задержавшийся Панис стал 13-м после еще одного хорошего заезда, Бернард наконец нашел путь мимо Беретты и вскоре оторвался от него, финишировав 14-м, а Брэбем в итоге опередил партнера по команде «Симтек» Гунона. Австралиец проехал две остановки, Жан-Марк - одну, но разрыв составил всего семь десятых после того, как француз закрутился ближе к концу.

Во время гонки Шумахера пожалели, а после уже лишили второго места

Неудивительно, что Шумахер после этого не был в восторге, но в каком-то смысле ему повезло. Правила чётко гласят, что во время прогревочного круга нужно держаться своего места, а он на каждом прогревочном круге обгонял обладателя поул-позиции Хилла. Стюарды должны были заметить это гораздо раньше и отправить его в конец стартовой решётки. Вместо этого они позволили ему участвовать в гонке и плохо справились с тем, чтобы сообщить «Бенеттону» о штрафе «стоп-энд-гоу». За отказ немедленно подчиниться чёрному флагу и незнание правил команду оштрафовали на 25 000 долларов.

После этого Михаэль будет дисквалифицирован и лишен второго места, а также пропустит две гонки (Италию и Португалию) за игнорирование черного флага. Также его лишат победы в Бельгии, что в итоге приведет к скандальному столкновению в Австралии на финише сезона, и первому титулу с преимуществом в один балл.

Домашняя победа для семьи Хиллов

«Это сбывшаяся мечта», — сказал эмоциональный Хилл, когда всё закончилось. «Я чувствую, что это заполнило дыру, которую оставил мой отец в своих записях. Это был очень, очень эмоциональный день». Выиграл бы Хилл без проблем у Шумахера? Кто знает? Но Дэймон был очень воодушевлён домашней гонкой, последней гонкой эпохи абсолютно плоского днища, которая началась в 1983 году. И он прекрасно вёл машину все выходные. Даже если бы Шумахер не нарушил правила и даже если бы у него не было проблем со снижением передачи, я бы не поставил деньги на то, что Майкл победит его.

Как вы считаете, не было ли все это попыткой искусственно создать интригу в чемпионате? Ведь после гибели Сенны победа команды «Уильямс» и титул Дэймона выглядели бы очень красивой историей на фоне недоказанных обвинений в мошенничестве «Бенеттона» и вызывающего поведения Шумахера.

Источник.