5 мин.

«Феррари» построила лучший мотор в «Формуле-1», который снова делает ее королем ускорений

Совершенно очевидно, что «Феррари» создала великолепный автомобиль. Еще до схода Макса Ферстаппена Шарль Леклер выглядел так, будто гонка была за «Скудерией». Новый болид выглядит хорошо сбалансированным. Сочетается управляемость и эффективная силовая установка.

Еще во время тренировок в Барселоне Тото Вольфф из «Мерседеса» отметил, что силовая установка «Феррари» выглядит самой сильной из всех. Это было впечатление, которое Гран-при Бахрейна ничем не опровергло, особенно учитывая очень сильные выступления команд «Хаас» и «Альфа Ромео», использующих мотор «Феррари».

Силовой агрегат Tipo 066/7, по сути, является полностью новым, переняв лишь систему рекуперации энергии ERS и аккумуляторную систему, представленную на Гран-при России в сентябре 2021 года.

Босс «Феррари» Маттиа Бинотто - инженер по образованию - подтвердил это на презентации автомобиля, сказав: «Гибрид очень похож на тот, на котором мы гонялись в конце сезона. Из нового там только датчики, которые требует ФИА. Остальное, особенно двигатель внутреннего сгорания, я должен сказать, что он значительно отличается».

«У нас новое топливо, которое на 10 процентов состоит из этанола, что сильно меняет сгорание, мы все теряем более или менее 20 лошадиных сил, что означает, что само сгорание сильно изменилось».

«В разработке силовой установки было много возможностей, и мы изменили ее довольно сильно, особенно в конструкции самого сгорания».

За создание мотора отвечает Вольф Циммерманн, работающий в «Феррари» над передовыми и инновационными решениями. Ранее он работал инженером в фирме, которая выполняла заказы команд «Формулы-1». Предполагается, что инновационным стал интеркулер, как и в «Мерседесе», но самым большим достижением по сравнению с прошлым годом, по слухам, является сочетание сверхбыстрого зажигания с более турбулентной впускной смесью, которая позволяет пламени быстрее распространяться к краям камеры сгорания. Таким образом, можно получить больше преимуществ от максимального давления топлива в 500 бар, разрешенного правилами.

Уникально то, что в новом силовом агрегате сохранена комбинированная архитектура турбина/компрессор предыдущих гибридных двигателей «Феррари». Все остальные теперь используют концепцию раздельных турбин. Но большие изменения произошли в системе сгорания, и, несмотря на то, что в 2022 году в качестве топлива используется 10% смесь с этанолом, «Феррари» смогла прибавить относительно 2021 года. Тем не менее, по собственному признанию команды, мощность прошлогодней силовой установки была примерно на 20 л.с. меньше, чем у «Мерседеса» и «Хонды».

Леклер взял поул в Бахрейне с отрывом в 0,123 с от Ферстаппена. Если мы посмотрим на детальное сравнение их кругов, а также на сравнение двух автомобилей в их захватывающей трехкруговой борьбе "колесо в колесо" после первых пит-стопов гонки, мы получим более четкое представление о сильных сторонах «Феррари».

Хотя у «Феррари» было больше прижимной силы, что позволяло «Ред Буллу» ехать по главной прямой на 7 км/ч быстрее в квалификации (при этом Ферстаппен был вторым по скорости после партнера по команде Серхио Переса, а Леклер только 11-м), глядя на траектории на круге, очевидно, что «Феррари» вновь стала королевой ускорений.

Это также было заметно в борьбе Леклера и Ферстаппена.

«Феррари» отрывалась на выходе из поворотов, а «Ред Булл» приближался только к концу прямой. Именно поэтому все попытки обгона Ферстаппена были в первом повороте, а не четвертом.

Когда гоночный инженер Ферстаппена напомнил ему, что обгон в четвертом повороте возможен, Ферстаппен ответил: «Да, но я не могу подобраться к нему достаточно близко в первом повороте для этого». Преимущество «Феррари» в ускорении также было заметно на выходах из поворотов 4, 8 и 10, что в значительной степени подтверждается данными GPS-отслеживания скорости.

Между выходом из четвертого поворота и концом первого сектора непосредственно перед пятым поворотом «Феррари» набирала скорость на 3 км/ч быстрее. Леклер быстрее всех проходил эту отсечку, в то время как Ферстаппен быль лишь 14-м. Интересно, что второй и третий быстрейшие автомобили в этой точке – это «Альфа Ромео» Чжоу Гуанью и «Хаас» Мика Шумахера.

Конечно, существует множество причин, по которым один автомобиль может разгоняться лучше, чем другой.

Передачи – одна из самых очевидных. У «Феррари», возможно, главная передача короче, чем у «Ред Булл», и на нескольких участках трассы Леклер был на передачу выше Ферстаппена в квалификации. Он включил восьмую передачу перед зоной торможения в четвертом повороте, где Ферстаппен был на седьмой. В пятом повороте Ферстаппен переключается на пятую передачу, Леклер остается на шестой.

На входе в медленные повороты 8 и 10 Ферстаппен переходит на вторую, Леклер – третью. На прямой между поворотами 10 и 11 Леклер снова переходит на высшую передачу, а Ферстаппен держится на седьмой. Затем в последнем комбинированном повороте Леклер переходит на четвертую передачу в том месте, где Ферстаппен переключается на третью.

Передаточные числа в коробке передач выбираются командами и устанавливаются на сезон (одно изменение разрешено только в этом году). Возможно, «Феррари» решила использовать более короткий набор передаточных чисел на низших передачах. Возможно также, что двигатель был настолько хорош, что даже при сравнимых передачах можно было быстрее ускоряться. Или какая-то комбинация этих двух факторов.

Если превосходное ускорение связано с силовой установкой, то это позволит «Феррари» использовать больше прижимной силы. Ведь хотя это все равно замедлит конечную скорость автомобиля, для времени прохождения круга важно время, затраченное на прохождение от начала прямой до ее конца, а не максимальная скорость, достигнутая в конце. Последнее, конечно, очень важно в условиях гонки.

Учитывая, что силовые агрегаты фактически заморожены в спецификации до 2026 года, «Феррари» , похоже, разыграла мастерский ход.

Источник: Formula-1.