6 мин.

«Альфа Ромео» смогла прибавить больше всех, апгрейд «Мерседеса» в Сильверстоуне и другие технические новинки в 2021 году

Никакое ограничение на обновления в 2021 году не смогло остановить силу инженерной мысли. За год команды смогли разработать множество различных ноу-хау…

В этом сезоне «Ред Булл» наконец смог одолеть «Мерседес». Боролись не только пилоты на трассе, но и инженеры на базах команд…

Наибольшего прогресса добились в «Альфа Ромео»

Кто-то скажет, что команда завершила сезон лишь на девятой строчке. Вы будете правы, но «Альфа» потеряла в квалификациях в этом сезоне на 0,25% меньше относительно времени прохождения в 2020 году, чем ближайшая к ним команда.

Болид под индексом C41 был более мощным и более аэродинамически конкурентоспособным, чем его предшественник. Прирост мощности обеспечили моторы «Феррари». Еще в том сезоне команда уступала моторам «Мерседеса» на болиде «Уильямса» около 60 л.с. В этом в два раза меньше.

Переднее крыло выделялось своей сложной внутренней загрузкой, но имело в дополнение к этому уникальную особенность: основание крыла было очень плоским и сильно пригибалось к земле.

Для борьбы с тенденцией к срыву при торможении в концевой пластине сделали прорезь, через которую всасывался воздух при попытке срыва, поддерживая нижнюю часть крыла в рабочем состоянии.

Благодаря этому «Альфа Ромео» удавалось избегать срывов

Самые крупные новинки привозили «Ред Булл» и «Феррари»

В «Ред Булл» смогли многое изменить в модели RB16B. Мало того, что «Хонда» подготовила совершенно новый мотор, который стал меньше, мощнее и требовал меньше охлаждения, так еще и была кардинально переработана задняя подвеска.

Нижний задний поперечный рычаг был расположен дальше назад, что позволило создать гораздо больший объем для воздушного потока в чувствительной зоне вокруг диффузора. Это было достигнуто за счет использования существующих точек крепления шасси и более длинного корпуса коробки передач для установки внутренних задних тяг. Денежные средства были потрачены на новую коробку передач.

«Феррари» сделала удивительно похожую вещь, увеличив камеру сгорания. Но кроме того, «Феррари» использовала возможности, которые создавал кожух вокруг коробки передач, чтобы переместить дифференциал немного выше в шасси, создав еще больший объем воздушного потока, хотя и за счет увеличения высоты центра тяжести.

Среднее отставание «Ред Булла» от «Мерседеса» в квалификации сократилось с 0,7% в 2020 году до менее чем 0,1%, а «Феррари» - с 1,4% до 0,7%.

Различия в подходах к задней подвеске RB16 образца 2020 года в левом верхнем круге и RB16B образца 2021 года в правом верхнем, с изменениями точек крепления, показанными внизу

На Гран-при Великобритании команда «Мерседес» смогла привести новинки, изменившие расклад сил

Инженеры смогли полностью изменить распределение воздушных потоков в передней части болида. Теперь потоки воздуха устремлялись к днищу, что позволило значительно повысить эффективность диффузора.

Как только задняя часть болида прижималась к подвеске под действием прижимной силы по мере роста скорости, угол наклона диффузора к трассе становился настолько мал, что разница в давлении между воздухом под плоским участком днища и воздухом между диффузором становилась недостаточно большой, что приводило к срыву диффузора и его восходящему потоку воздуха на нижнюю часть заднего антикрыла.

В результате падало лобовое сопротивление. «Мерседес» смогли перейти на крылья большего размера, чтобы повысить прижимную силу, отвоевав потери в поворотах и одновременно увеличивая преимущество на прямой.

Было и стало

«Альфа Таури» добилась большего от новой машины, чем «Ред Булл»

«Альфа Таури» заняла вполне заслуженное шестое место в чемпионате конструкторов, поскольку их модель AT02 получила преимущества новой аэродинамики с тонким носом (символические расходы) и модернизированного силового агрегата Honda RA621.

Их средний результат в квалификации был удивительно близок к «Феррари» и «Макларену». Иногда даже к «Ред Булл». В 2020 году они квалифицировались в среднем на 0,9% медленнее, чем лидирующая родственная команда, но в этом году этот показатель сократился до 0,7%.

Учитывая, что обе машины имели одинаковые силовые установки, то фактически «Альфа Таури» получила больше пользы от своих изменений аэродинамики передней части, чем «Ред Булл» от переделки задней части.

Больше всех удивила команда «Уильямс»

Хотя «Уильямс» в среднем оставался лишь девятым по скорости (медленнее только «Хаас»), но все равно были моменты, когда сочетание особенностей трассы и погодных условий позволяло Джорджу Расселу делать удивительные вещи. Вроде первого ряда в Спа или второго ряда в Сочи.

Ключевым отличием этого автомобиля от предшественника был новый маршрут охлаждения радиаторов, что привело к более громоздкому кожуху вокруг мотора, но создало пространство для более экстремальной формы бутылочного горлышка в задней нижней части шасси. Вокруг болида и диффузора возросла скорость воздушных потоков, что в свою очередь увеличило скорость воздушного потока под днищем.

Экстремальная форма бутылочного горлышка в сочетании с широким носом означала, что аэродинамика была склонна к большим проблемам в ветренную погоду. Но когда ветер стихал, а повороты были затяжными, то болид мог больше генерировать прижимной силы.

«Макларен» весь сезон шел своим путем

Внешние края вертикальных перегородок в области диффузора такие же короткие, как у перегородок по краям, однако эти две перегородки имеют слегка изогнутую форму и продолжаются под днищем машины в направлении контрольной планки, при этом снижаясь и в итоге образуя что-то вроде канала.

В результате им удалось обойти ограничения «ФИА» по укорачиванию на 50 мм перегородок диффузора.

Это означало, что диффузор работал на более узкой площади, чем обычный, но он явно был очень эффективным, так как «Макларен» соперничал с «Феррари» за третье место в чемпионате. Более того, в Монце они стали единственной командой, сделавшей дубль в этом году.

Источник: Formula-1.