Что полезнее для «Ф-1»: рекорд Хэмилтона по титулам или конец доминирования и победа Ферстаппена?
Давайте порассуждаем.
В финальной гонке сезона «Формулы-1» в Абу-Даби решится судьба чемпионского титула, за который сражаются Макс Ферстаппен из «Ред Булл» и Льюис Хэмилтон из «Мерседеса».
Редакторы раздела автоспорта Sports.ru обсудили, чья победа принесет спорту больше пользы.
Хэмилтон в любом случае останется величайшим, поражение – красивое завершение эры
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/c1/4872644d542c08745b996a409ebe7.jpeg?f=webp&q=90)
На самом деле для истории уже не так важно, когда именно Льюис прекратит побеждать. Он уже собрал 7 личных титулов и сравнялся с Михаэлем Шумахером, но превзошел великого немца по поулам и победам – так что останется величайшим в истории вне зависимости от наличия восьмого титула. Сейчас ли он проиграет или в следующем году – не особенно существенно, все уже случилось.
И я не согласен, будто победа добавит ценности предыдущим титулам, а поражение обесценит их как «самовозные». Льюиса уже останавливал опаснейший напарник – Нико Росберг – и с тех пор Валттери Боттас лишь в первых шести гонках 2018-го демонстрировал сходный уровень. Перед Хэмилтоном пали и «Феррари» с Феттелем времен максимального взаимопонимания – нельзя же сказать, будто титулы в 2018-м или 2019-м дались ему особенно легко. К тому же, никто на самом деле через пару лет не вспомнит о преимуществе «Мерседеса» – как сейчас редко вспоминают о сокрушительной мощи «Феррари» времен Шумахера. Да, следившие за схватками в те моменты фанаты не забыли и поездки в закат от пелотона, и несчастного Баррикелло, но, как правило, семь звезд в википедии все перевешивают. Особенно для неофитов.
Тем не менее, по последним маркетинговым исследованиям именно Ферстаппен – уже самый известный пилот «Ф-1». Его популярность растет вместе с медийностью всей серии, под его имя наполняются трибуны в Австрии, Венгрии, Бельгии и Нидерландах.
История победы 24-летнего претендента над величайшим чемпионом на самом закате эры доминирующего «Мерседеса» явно приобретет голливудский масштаб. Для бизнеса «Формулы-1» и финансовой устойчивости команд, конечно, расширение пула болельщиков и спонсоров – несомненное благо, потому даже Тото Вольфф как один из главных акционеров «Мерседеса» (у него доля в 33%), должно быть, втайне радуется беспроигрышному положению.
Хэмилтон, конечно, тоже расширяет фанбазу чемпионата активизмом за права меньшинств, но восьмой титул не придаст его голосу еще большей мощности. Он и так уже на пике влияния. Для аудитории его воззваний сменятся лишь цифры в профиле инстаграма.
И, в конце концов, разве триумф парня с прямым открытым характером и неполикторректными заявлениями над главным гоночном послом «новой этики» не будет тогда выглядеть чертовски иронично?
Артем Рубанков
У Хэмилтона больше влияния, его успехи лучше продвигают гонки
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/35/df76ad64d4a3b8b26315dc00a4224.jpeg?f=webp&q=90)
Нужно признать, что автоспорт уступает по популярности многим другим видам спорта и если немного погуглить, то «Формула-1» зачастую не попадает даже в топ-10 по различного рода оценкам и голосованиям. Так что титул Ферстаппена, несмотря на звание самого популярного гонщика среди фанатов, глобально не даст такого эффекта, как победа Хэмилтона.
Сейчас Льюис, пожалуй, единственный, кто представляет «Ф-1» на мировой арене и узнаваем даже за пределами трассы. Его фигура явно имеет больший вес. Он посещает светские мероприятия, привлекает внимание к мировым проблемам экологии и неравенства, даже песни выпускает. Самое главное – его заслуги признают. В качестве примера – звание «Спортивного новатора года» от одного из самых авторитетных изданий в мире The Wall Street Journal и титул английского сэра.
Здесь можно провести аналогию с «Золотым мячом». Да, проигрыш Левандовского вызвал негодование среди футбольных фанатов, но простые обыватели могли и не слышать о нем. Зато они увидели как Месси, который то и дело мелькает в рекламе их любимых чипсов и газировки, получил свою 7-ю награду. Это выглядит как нечто ожидаемое и ты лишь делаешь заметку у себя в голове о том, насколько грандиозна его персона.
Так же и с Льюисом. Заработать 8-й титул и побить рекорд самого Шумахера, имя которого уже стало нарицательным, это огромное событие. А теперь наложите это на уже упомянутый активизм и вы получите величайшего гонщика всех времен в глазах общественности.
Анастасия Спиридонова
«Формуле-1» нужна великая победа в уникальных условиях
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/e8/61aa8dc4b46249685b00505f285ff.jpeg?f=webp&q=90)
Болельщикам нужно соперничество, нужны новые звезды – молодые и яркие. А даже для заядлых фанатов гонок конкурентность не в последнюю очередь выражается в разнообразии фамилий в списке чемпионов в википедии. Зачем людям со стороны интересоваться «Формулой-1», если все время побеждает Хэмилтон?
Ферстаппен молод и популярен, он восхищает и бесит зрителей. Макс является во многом антиподом предыдущего короля – и лучшим чемпионом для «Формулы-1» как бизнеса и развлечения (кроме Ландо Норриса, конечно).
Но с субъективно-спортивной точки зрения восьмой титул Хэмилтона стал бы превосходным финишем для одного из лучших гонщиков всех времен. Все чемпионства Льюиса в «Мерседесе» слегка обесценились: их обсуждение свелось не к главному герою, а к самовозке и тому, что кто-то опять не смог – Росберг или Боттас, Феттель или «Ред Булл».
Хэмилтону, казалось, уже не нужно ничего доказывать – тем ценнее его неуемное желание выигрывать. «Формула-1» заслуживает, чтобы великие рекорды устанавливались именно так: без лучшего болида и в жесткой схватке с ярчайшим талантом поколения до последней гонки. Ради такого можно и пожертвовать однообразием странички в википедии.
Михаил Ширяев
Поражения легенд делают спорт ярче
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/2a/a1650f08a4c928b4f9467d2e882db.jpeg?f=webp&q=90)
Времена великих рекордов скучны и бесцветны – да, поначалу мир удивляется мощным достижениям, но со временем к ним привыкает. Легендарный титан превозмогает и преодолевает трудности всегда, но с годами его успехи и удачи все чаще кажутся делом будничным и практически традиционным: 50, 80, 100 побед, 5 титулов, 7 или 8 – какая разница? Для кого-то Хэмилтон уже давно в списке земных богов, а другие даже после двадцатого чемпионства не перестанут считать его второсортным водителем очень хорошей машины.
Важнее другое – всегда чертовски обидно, когда великий спортсмен уходит непобежденным. И дело не только в том, что свержение короля – событие драматичное и интригующее, но и в самом его факте: если в спорте находится герой, способный взлететь до небес и спихнуть светило с трона, значит спорт живет, дышит и развивается.
«Формуле-1» нужны перемены, новая история и победители. Несомненно, все это случится и после ухода Льюиса, но будет лучше, если обновление начнется не в момент смены регламента, а под конец эпохи доминирования «Мерседеса». Чтобы все видели – в этом мире нет ничего совершенного, и даже за лучшими из лучших приходят время и новые герои.
Дмитрий Федотов
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Peter Fox; globallookpress.com/Dppi/Keystone Press Agency
Без риска не бывает обгонов, а нерисковый стиль выгоден только тому у кого космовоз. Сейчас вспомнил что Росберг обошел Хэмилтона в таком дерзком стиле.
Меня бомбит не от поражения/выигрыша Хэмилтона или Ферстаппена, а от таких вот снобов в комментах, типа они хотят показать какие они расчетливые, хладнокровные гончики, в сравнении с Максом. 🤓 В их мыслях они стратеги, гроссмейстеры гонок, олды которые за безопасность 🥴
Представил их себе как созерцающих с бокалом вина на высокие манеры гончиков, на традиции и т.п. Вам надо теннис смотреть, а не гонки ребята. Такую чушь несут бомбя от Ферстапена, как будто страховку они будут оплачивать если что. 🤗🤠
Она утвердит его стиль езды (именно езды), как допустимый и ещё и выигрышный.
Сражения без уважения к собратьям по профессии, завоз за пределы трассы при защите и постоянные виляния задом станут нормой.
Такую Формулу смотреть будут только фанаты гонок на выживание.
Я не хочу толкотни и постоянных SC.
Рекорды его по поулам и победам дутые, количество гонок стало ощутимо больше. Ну и на самовозе, на котором Мазепин всем секунду в тренировках привозил, Хэм ездит намного дольше (9ый сезон), чем Шумахер ездил на доминирующей Феррари.
Первый титул Шумахера воняет как тухлый сюрстрёминг. Мало того, что Беннетон безнаказанно читерил весь сезон, так выигран был титул совершенно осознанным выбиванием соперника. И это на фоне того, что Уильямсу забанили трансмиссию перед началом сезона.
Второй титул тоже пованивает, т.к. метод, которым Бенетон получил движки Рено, в корпоративном мире однозначно называется "коррупция". Купить другую команду с целью забрать контракт на двигатели в свою команду - это пованивает. Как и бан Хилла на одну гонку за косяк другого гонщика в Италии, кстати.
Потом начался огромный проект ФИА по возрождению Феррари. В ходе проекта был инцидент, когда гнилой Шуми попытался повторить успех первого чемпионства и выбить главного соперника в последней гонке сезона. Результат проекта - 5 чемпионств подряд и позорные эпизоды Вторикеллы. То, за что все презирают Боттаса и принижают Хэмильтона, вовсю использовалось Шумахером.
Из громких гнилых поступков Шумахера вспоминается ещё намеренная остановка на трассе во время квалификации после быстрейшего круга, чтобы другие не смогли установить время лучше, например.
А дальше пришли автогиганты и Формула 1 обнаружила, что быть Ferrari International Aid несколько невыгодно и проект пора закрывать и, внезапно, превозмогание как-то резко прекратилось.
Но в целом - Шумахер это такой же проект Ф1, как и Хэмильтон. И ему торилась дорога куда более широкая, включая прощение грехов команды и придушиванине команд конкурентов, а собственных грехов за ним куда больше, чем за Хэмильтоном. Просто ты из тех, кто без интернета не помнит.
Это тогда наверное шумахера уезжал в закат на намного более сильной машине.
А у хэма так было один раз. Когда он поиграл.
Даже у четырёх подряд чемпионств феттелч было два когда он выигрывал с отрывом в три и четыре очка.
Такая борьба хэму и не снилась.
И да это вина конечно не мерса и хэма а фиа.
Шины, масло, дас и ещё сотня решений которые внезапно шли на пользу только мерсам.
ПРи том что до этого всегда когда машина начинала доминировать ей начинали мешать.
И только в этом сезоне фиа наконец то взялись за ум и порезали днище. И смотрите мы заново влюбились в формулу один.
Теперь вопрос. Что мешало сделать это раньше????
Поэтому вспоминают не просто Сенну ,а его битву с Простом( а на хвосте ещё всегда висели Менселл , Пике, Патрезе, Бергер) , не просто Шумахера ,а его битвы с Хиллом , Вильневым и Алонсо, не просто Лауду ,а его дуэль с Хантом. Так что победы Хэмилтона - это просто идеальные цифры с точки зрения побед ,но не более того. И называть его великим я никогда не буду.
Если 5 последних сезонов смотрели, то уж теперь и подавно.
Тем более с новым Регламентом.
Ну а мантру о "самовозке" оставьте бледным юношам.
Под задницей Макса творение Ньюи. И как шасси оно точно лучше.
Что Макс весь сезон и доказывает поворачивая, как на рельсах. Там, где Люис скользит и рулит, как бешенный. И только на прямых, двигло Мерса вывозит.
Отличный сезон и победит сильнейший, если обойдется без выноса.
У шумми было три победы и одно поражение. У феттеля две победы.
Хэм же большую часть титулов взял вне всякой конкуренции.
Великим пилотов делает противостояние а не способность взять свое в условиях отсутствия конкуренции