7 мин.

Возвращение на Лазурный берег

Льюис Хэмилтон выиграл Гран-при Франции, вернувшийся в календарь Формулы-1 впервые с 2008 года. Британец и без того установил рекорд по разнообразию побед в Гран-при и количеству трасс, на которых он побеждал. Что ж, теперь в послужном списке четырехкратного чемпиона мира появились еще две строчки - Гран-при Франции и Поль-Рикар.

С того момента, когда французский этап последний раз был в календаре чемпионата мира по меркам спорта прошла целая эпоха. В нынешнем пелотоне в Гран-при Франции стартовали только четверо - Кими Райкконен, Фернандо Алонсо, Хэмилтон и Себастьян Феттель. Причем Феттель принимал участие лишь однажды и был еще совсем юным. Брали поул и побеждали во Франции двое из этого списка - Алонсо и Райкконен. И были они тогда весьма молодыми людьми. Интересно, что из вышеперечисленной четверки, трое вполне могли рассчитывать на успех и в этот раз, все, кроме Алонсо.

Впрочем, тогда, 10 лет назад французский этап проходил на Маньи-Куре. На Поль-Рикаре в нынешнем пелотоне в Ф1 не выступал никто. Честно говоря, Маньи-Кур мне нравится больше. Но, безусловно, с точки зрения расположения трасса в Ле-Кастелле расположена крайне выгодно. Лазурный берег, как ни крути. Да еще и имеет свой собственный аэродром. Впечатляет.

Смотрю архивные записи гонок на Поль-Рикаре, 1990 год и то, что было ранее, в 80-х. Вспоминаю французский этап MotoGP, проходивший на Поль-Рикаре вплоть до конца 90-х. Гляжу на нынешний Поль-Рикар - и практически не узнаю трассу. Она как будто изменилась до неузнаваемости. Причина конечно в этих разноцветных концентрических полосах на обочинах HTTT (которые не просто так разрисованы, а означают асфальт разной степени сцепления и абразивности). Визуально они поменяли облик трассы до неузнаваемости. Ведь повороты многие в основном остались похожими. Одно слово, High Tech Test Track.

Много кстати говорили о предложенной конфигурации трассы. Не всем понравилась шикана на прямой Mistral. Раздавались голоса в пользу того, чтобы от шиканы отказаться, как в прежние времена. Тогда Mistral грозила бы стать филиалом взлетно-посадочной полосы, расположенной параллельно.

По ходу квалификации, трасса, честно говоря, не впечатлила, в том числе и с онбордов. Типичный современный "тилькедром". Никакого ощущения легендарности этого на самом деле славного места. Может и вправду стоило отказаться от шиканы на прямой Mistral, чтобы машины развивали скорости под 350 км/ч?

Квалификацию крайне уверенно выиграл Льюис Хэмилтон, завоевавший юбилейную, 75 поул-позицию. Второе время показал Валттери Боттас - полное преимущество "серебряных стрел" на французской земле. Себастьян Феттель проиграл Льюису уже три десятые секунды, показав третье время, в то время как напарник Себа Кими Райкконен был и вовсе шестым, уступив времени поула более секунды и пропустив вперед гонщиков Red Bull, Ферстаппена и Риккьярдо. На многое ли могла рассчитывать Ferrari после этого в гонке?

Ничего удивительного в преимуществе Mercedes не было. Вспомните Барселону, другую популярную тестовую трассу. В мае на Гран-при Испании Pirelli привезла шины модернизированной конструкции, с более тонкой беговой дорожкой. И сделано это было во многом по просьбам Mercedes (хотя обосновывалось в первую очередь безопасностью). После этого Mercedes уверенно выиграл в Испании. В Ле-Кастелле трасса схожа с Барселоной в плане применяемых настроек, пусть в Каталонии компаунды шин были на одну ступеньку жестче. Надо ли удивляться после этого уверенной форме Mercedes? Через две недели после Франции нас ждет британский Гран-при на Сильверстоуне, третий этап сезона, куда Pirelli привезет резину с тонкой беговой дорожкой. Думаю, результаты Сильверстоуна легко прогнозируемы.

Но насколько Поль-Рикар не впечатлил в квалификации, настолько "заиграл" в гонке. Здесь была борьба, были обгоны, для гонок трасса оказалась весьма неплохой. Впрочем, это нисколько не снимает с нее похожесть на "тилькедромы", на многих из которых также проходят интересные гонки, достаточно вспомнить Бахрейн и Шанхай.

Задача Хэмилтона была сильно облегчена на старте. Льюис стартовал хорошо, уверенно сохранив лидерство, в то время как его ближайшие соперники за его спиной самоустранились. Феттель и Боттас упорно боролись на старте, причем Себ стартовал очень хорошо, в какой-то момент почти прошел Валттери. Но на торможении в первой связке поворотов финн вырвался вперед, и Феттель не избежал столкновения с ним, выбив Боттаса с трассы. За этот инцидент Себастьян позже, после расследования получил штраф, который отстоял по ходу второго пит-стопа. Причем представители Mercedes требовали применить к Феттелю более жесткие меры дисциплинарного воздействия, чем пятисекундный пенальти. За то, что он испортил гонку их гонщику.

На мой взгляд, возможно Феттель вообще не заслуживал наказания, так как произошедшее на старте было обычным гоночным инцидентом. Причем на происшествия на старте стюарды вообще обычно смотрят более либерально. Себастьян конечно не избежал столкновения с соперником, но Боттас по большему счету закрыл ему траекторию, не оставив места. Хотя преимущество траектории было, конечно, у Валттери.

Возможно, Феттель действительно слишком часто попадает в стартовые инциденты, чаще, чем полагается гонщику его уровня. Достаточно вспомнить прошлогодние Сингапур и Мексику. С другой стороны, не будем забывать, что весь пелотон впервые стартовал в Поль-Рикаре в Ф1. Скажем, потенциально более опасный старт в Монреале прошел без инцидентов. Но когда гонщики из года в год стартуют на какой-то трассе, они уже знают некоторые нюансы старта, где что-то может пойти не так. На Поль-Рикаре все было с чистого листа. И ведь столкновением Феттеля с Боттасом дело не ограничилось, во второй связке столкнулись сразу два француза, Пьер Гасли и Эстебан Окон.

Откатившись в хвост пелотона, Феттель и Боттас в дальнейшем радовали зрителей прорывом. Как, впрочем, это обычно и происходит, когда гонщики на более быстрых машинах оказываются позади. Себастьян в этом достиг большего успеха, прорвавшись на пятое место. Боттас к финишу поднялся до седьмого.

В то же самое время Хэмилтону не оставалось ничего более, чем контролировать ход этой гонки. Позади Льюиса гонщики Red Bull получили шанс на двойной подиум. Макс Ферстаппен со старта вырвался на второе место. Даниэль Риккьярдо на старте уступил Карлосу Сайнсу, но по ходу гонки Дэн смог опередить испанца.

Однако планы Дэна на подиум были расстроены Кими Райкконеном, который провел по-настоящему классную гонку. На старте правда Кими потерял несколько позиций, но успешно отыграл их затем. Финн даже успел полидировать после пит-стопа Хэмилтона, так как свой пит-стоп провел позже. К слову, в этой гонке большинство пилотов ограничилось одним пит-стопом, и это обычная картина для нынешнего сезона.

Используя на заключительном отрезке более мягкие шины, Райкконен незадолго до финиша догнал Риккьярдо, и уверенно опередил австралийца. Прекрасное выступление финского ветерана. На подиуме вновь были представители всех трех топ-команд.

Отдельно стоит сказать о выступлении пилотов Renault. История французской заводской команды и Гран-при Франции всегда были тесно связаны. На Поль-Рикаре Renault как обычно возлагала большие надежды на уверенное выступление. Гонщики не подвели. Карлос Сайнс на этот раз выступил увереннее напарника. Испанец прорвался в Топ-10 квалификации, что не удалось Хюлкенбергу. После старта в какой-то момент Сайнс и вовсе был третьим. К сожалению, скорость машины пока не позволяет уверенно претендовать на подиум, и постепенно Карлос откатился назад. Но очки он в этой гонке снова своей команде принес. Как и Хюлкенберг, начинавший гонку за пределами первой десятки, который проехал очень уверенно и к финишу практически догнал напарника.

Но еще большее впечатление произвел Шарль Леклер, который уже которую гонку блестяще выглядит за рулем Sauber. Квалификация в десятке лучших, уступив Сайнсу, но опередив два Haas, Магнуссена и Грожана. Отличный старт. Уверенная, безошибочная гонка. Да, к финишу Леклер также потерял несколько позиций - машины преследователей зачастую были попросту быстрее. Но в десятку лучших на финише Шарль попал, и впечатление произвести сумел. Возможно, Леклер в обозримом будущем станет новой молодой суперзвездой Ф1.

Наконец в хорошую форму на Поль-Рикаре вернулись Haas. При этом Кевин Магнуссен выступил очень хорошо, провел гонку в группе сильнейших и финишировал шестым, уступив только представителям топ-команд (и опередив одного из них, Боттаса). К сожалению, Романа Грожана продолжало преследовать невезение. Скорость то у Романа была, как и у Магнуссена. Но в квалификации он при этом умудрился вылететь в заключительном сегменте, разбив машину. И в гонке также уступил, став первым за пределами десятки лучших. Ужасная полоса выступлений в этом году для Грожана. И ни одного французского гонщика в очках на Поль-Рикаре...

Откровенно говоря, про выступления Williams и McLaren вообще нет желания говорить. На легендарном Поль-Рикаре две великие команды дружно занимали последние ряды стартового поля. Это выглядело очень красноречиво.

Ловлю себя частенько на мысли, что порой вспоминаю McLaren, думая о Mercedes. Ибо именно "серебряные стрелы" выступают сейчас так, как полагается McLaren, и пара Хэмилтон - Боттас весьма напоминает лучшие выступления McLaren минувших лет. Но это заводской Mercedes, гонщик которого Льюис Хэмилтон блестяще открыл новую главу в истории Гран-при Франции, одержав здесь 65 победу в своей карьере. Красивые цифры для Хэмилтона в Ле-Кастелле. И возвращение на верхнюю строчку в чемпионате мира.

Возвращение Гран-при Франции в календарь Формулы-1 - это прекрасное событие. Надеюсь, теперь Поль-Рикар всерьез и надолго. Как и Австрия, где этап пройдет неделей спустя Франции, которая также отсутствовала в календаре Ф1 десять лет, прежде чем вернуться в 2014 году. Шпильберг - совершенно непохожая трасса на Поль-Рикар, с совершенно другими характеристиками. Но без таких Гран-при, как Франция, Австрия, как Германия, в которой, надеюсь, также будут улажены вопросы с проведением национального Гран-при, без таких гонок в Ф1 чего-то отчетливо не хватало. Формуле-1 не стоит терять свои корни, которые, как ни крути, в Европе. И символично, и неудивительно, что огромная заслуга в возвращении Гран-при Франции принадлежит Кристиану Эстрози. Политику, который остался гонщиком.