13 мин.

Замкнутый круг

Позорное выступление сборной России на чемпионате Европы во Франции породило вал негативных откликов со стороны возмущенной общественности, в чем нет ничего нового и необычного. Так происходило раньше, происходит сейчас и будет происходить еще много-много раз. Люди критикуют футболистов, тренеров, функционеров, достается журналистам, политическим и государственным деятелям, которые именно в такую, как сейчас «смутную годину» вспоминают о неважном положении дел в «виде спорта №1», а потому лезут на рожон со своими комментариями и идеями, вызывающими у более или менее продвинутой в футболе публики либо смех, либо откровенно матерную реакцию. Как правило, дискуссии проходят вокруг конкретных вопросов, рассмотреть же проблематику в целом (а это долгий, нудный и откровенно презираемый большинством наших с вами сограждан процесс) решаются единицы. Поклонников футбола зачастую интересуют простые, сиюминутные и очень понятные, не требующие дополнительного осмысления, ответы. Получая таковые, люди на некоторое время успокаиваются, но лишь до того как нагрянет очередная «лихая година», когда народ по старинке опять негодует – «разогнать, раздолбать, лишить довольствия…» и т.д..

Давайте, наконец, признаемся: в российском футболе прогнило все и вся и насквозь. При этом сферы по обслуживанию «вида спорта №1» (медицина, юриспруденция, СМИ и т.д.) едва ли пребывают в лучшем состоянии. Поднять футбол на более приличную высоту можно, лишь начав улучшать все и вся одновременно. В противном случае мы так и будем радоваться победам над голландцами, которые одерживаем примерно раз в двадцать лет. Так и продолжим (в лучшем случае и не всегда) героически выползать из отборочных групп с тем, чтобы потом гарантированно провалиться в финальной стадии крупного турнира вне зависимости от формулы его проведения и состава соперников.

Начнем с подготовки кадров. Всевозможных СДЮШОР, ДЮСШ и даже академий у нас пруд пруди. Любой мало-мальски профессиональный клуб в нашей стране имеет свою штатную систему юношеских и молодежных команд. Но основа клубов (главные команды) и все, что находится в иерархическом ряду ниже, – это два не сообщающихся друг с другом сосуда. Для чего у нас работают школы (подавляющая их часть спонсируются из региональных бюджетов)? Просто для того, чтобы были, чтобы какая-та часть парней вела более или менее здоровый образ жизни, чтобы у тренеров и сотрудников административной части имелись запись в трудовой книжке, выслуга лет, последующее льготы и какой никакой, но все же заработок? Гигантский процент ежегодно выпускаемых из таких школ молодых футболистов-полуфабрикатов быстро растворяется в небытие. В лучшем случае они, не без помощи агентов, цепляются за низшие лиги. Но в конечном итоге адекватной заменой ни российским, ни иностранным игрокам основного состава клубов РФПЛ не становятся.

Вместо того чтобы в корне менять систему подготовки кадров (а перемены должны касаться и тренеров, и учебно-методической части – пока же в относительном порядке у нас лишь материально-техническая база) в России играются в лимит. Вновь приходится сожалеть о подмене понятий, о желании продемонстрировать активность ради активности и тем самым увести общественность от реального обсуждения проблемы. Ужесточенный лимит – мечта для агентов и их клиентов с российским паспортом. К сожалению, именно агенты, стремящиеся заработать главным образом себе на карман, очень быстро растлевают формально перспективную молодежь. Молодежь эта, особенно в крупных мегаполисах, перестает хоть к чему-нибудь стремиться. Завышенные суммы трансферов, космические, по российским меркам, зарплаты приводят сначала к застою, а потом и к деградации вчерашних выпускников школ. Стоит таковым подписать первый профессиональный контракт и куда сразу все девается? Ментальность у наших парней такая, что через год-два они уже чувствуют себя обеспеченными на всю оставшуюся жизнь. Трудовое законодательство РФ – на их стороне. Вскоре они осознают, что если не станут швырять деньги на ветер, просаживать их в казино или вкладывать в откровенно авантюрный бизнес, то спокойно, не напрягаясь, проживут в достатке до конца своих дней. Кубки, медали и титулы? Это для них уже ложные мишени – пусть таковые заботят болельщиков. Стоит ли после этого удивляться заявлениям типа «а мы вас не звали» или «а это ваши проблемы»? Так что не сможет уже Кокорин сыграть на высоком профессиональном уровне. У него давно все есть. В этой жизни ему банально не к чему стремиться. 

В 90-е годы многие из нас поверили в животворящую силу денег. Многие из нас моментально забыли, как при меньшем объеме финансовых затрат и куда более скудных технических условиях, советские футболисты-сборники добивались несопоставимо более высоких результатов. Да, была огромная страна, но и выбор-то тогда производился из намного большего числа претендентов. Сколько небесталанных людей в те времена и не мечтало о попадании в ее состав!? А нынче же, при несоизмеримо бȯльших финансовых вливаниях мы не можем набрать боеспособный состав хотя бы для выхода из не самой смертельной группы на EURO. Сколько у нас в стране профессионально занимающихся футболом? И сколько относительно качественных центральных защитников? Десять лет молились на Онопко, чуть дольше – на Игнашевича. А дальше на кого? Не на кого. После развала СССР в России так и не сподобились родить хотя бы одного нападающего, который по всем своим характеристикам соответствовал бы… нет, не Батистуте и не Клинсманну, а хотя бы Олегу Блохину. Долгие годы у нас посмеивались над Александром Кержаковым, который в прежние времена и вне зависимости от того, возглавлял бы сборную СССР покойный Лобановский или нет, наверняка не попал бы в национальную сборную. Но лучшего нападающего для главной команды страны за все прошедшие с развала Советского Союза двадцать пять лет у нас так и не нашлось.

Мы честно и искренне признавали: да, нападающих нет, защитников – полторы калеки, зато имеются нормальные хавбеки – и те, что опорные, и те, что креативные. Но, как показал EURO, если таковые у нас и остались, то только для внутреннего потребления, то есть для чемпионата РФПЛ. По-настоящему креативного начала у сборной нет уже давно. Если бы во Франции сыграли Дзагоев с Денисовым, скорее всего в каждом из трех матчей группового этапа россияне провели бы на пару-тройку относительно опасных атак больше. Все… Даже если у российских сборников и возникают в голове светлые мысли, реализовать их на поле не получается – нет скорости. И чемпионат мира в Бразилии, и продолжающийся европейский форум во Франции показал, что наша сборная – одна из самых дохлых на планете. А когда-то (да при том же Лобановском) она считалась одной из самых быстрых и атлетичных. Недостатки в техническом оснащении компенсировались отменной функциональной подготовкой, благодаря чему и психологическое состояние игроков было не чета нынешнему – потерянному и обреченному. И это еще хорошо, что Россию с EURO вытолкнул не самый великий Уэльс. С более мастеровитыми командами наши позорными «0:3» не отделались бы. Тот же Бейл – не самый выдающийся футболист в истории мирового футбола. Но что он вытворял с Игнашевичем и братьями… Заслуженных ветеранов было жаль. Но лучше сыграть ни Сергей, ни Вася, ни Леша никак не могли. И весьма прискорбно, что после них – пустота.

Тренерский штаб сборной – тема для отдельного разговора. В былые времена многие отечественные специалисты стремились ее возглавить. Нынче же открещиваются как от назойливой мухи. Никто не желает жертвовать карьерой и персональным реноме, хоронить себя на «кладбище надежд». Ставка на иностранцев с соответствующим распилом их гигантских и непомерных зарплат частично оправдала себя лишь раз – по ходу трех матчей на EURO-2008. История с Капелло – это вообще акт национального позора. Но ведь никто в конце концов от этого не пострадал, ни один чиновник, в том числе и самого высокого ранга за случившееся не ответил. Подключили нужного олигарха, и разрулили «тему». А на Слуцкого банально надавили – будешь! А тот и не собирался взваливать на себя проклятое ярмо, потому и продолжал связывать свое не столь уж и ближайшее будущее с клубом. Тема же взаимоотношений уже бывшего главного тренера сборной с РФС на вечные времена скрыта под завесой тайны. Вроде бы известно (да и то – как в наших условиях подобное проверить?), что на EURO Леонид Викторович оказался самым низкооплачиваемым специалистом. И это после Хиддинка, Адвоката и, конечно же, Капелло!? Стоит ли удивляться объективному нежеланию большинства отечественных тренеров не связываться со сборной? Это как игра в наперстки – все равно оставят с носом.

Чиновники высокого ранга у нас никогда не отвечают за провальные спортивные результаты. Страдает кто угодно, но только не они. Если же переводить вопрос в экономическую и даже криминальную плоскости, то опять же все свои остаются неприкасаемыми. Когда у нас грядет какое-нибудь крупное мероприятие, то параллельно оно сопровождается «сезоном посадок». Открывается, как в случае с «Олимпстроем» применительно к строительству объектов олимпийской инфраструктуры в Сочи, масса уголовных дел. Общественность негодует и ликует – ага, попались! Только чему радоваться: коррупция не изжита, следствие и суды – это всего лишь «удары по хвостам»? Многое из «украденного до нас» нам, то есть в страну не возвращается. Наверняка нечто похожее случится и применительно к организуемому в России чемпионату мира 2018 года. Без громких разоблачений, скорее всего, не обойдется. Сам Мунидаль, если его у нас не отнимут, – мероприятие более сложное и дорогостоящее, нежели зимняя Олимпиада. Вопросов и подозрений – море. Один только стадион на Крестовском острове в Санкт-Петербурге чего стоит (во всех смыслах!). Государственная стройка – это именно что долгострой. Даже Евгений Гинер успел получить свою арену, несмотря на то, что ему банально не позволяли работать лет пять и даже землю бывший министр обороны желал изъять под федеральные нужды, в то время как на прочих возводимых спортобъектах Мундиаля в лучшем случае завершен нулевой цикл да воздвигнуто несколько стен. Успеем ли за два года до лета 2018-го? Или Владимир Владимирович опять включит «опцию ручного управления», после чего арены получат завершенный вид в режиме экстренной и прямой видеоконференции? Скажите, у нас такое невозможно?

Не исключено, что России еще аукнутся те самые 46 допинг-проб, что были взяты у футболистов сборной во Франции. Вот тут мы точно оказались «впереди планеты всей». Но даже и не посопротивлялись. Только рассуждаем, особенно на ток-шоу в студиях федеральных телеканалов, о заговоре и сопутствующей ему горячей фазе «холодной войны». И ничего не делаем, чтобы самим измениться в лучшую сторону. Нас и дальше будут пинать все кому не лень, если есть куда и за что. Экс-глава Российской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков преспокойно вылетел в США, где раскрыл целый механизм допинговой подготовки наших спортсменов. Даже если таковой и имеется, то, простите, какого хрена позволили на территории потенциального противника растрезвонить о нем на весь свет едва ли не основоположнику системы и главному носителю секретов? Подобное не приравнивается к акту государственной измены? И за подобное у нас если кто и ответит, то, как и в случаях с коррупционными делами по великим спортивным стройкам, это будут стрелочники-исполнители, пусть и не самого низшего звена? А ФК «Ростов»? Как можно было «по ошибке» проглядеть в списке товаров медицинского назначения тот самый зловещий мельдоний? Как те самые ампулы и пачки попали в конкурсную документацию и засветились на тендере? Что, банально перенесли старую информацию из предыдущего файла формата Exсel и тупо не вычитали? А те, что ставили визы на документах, их даже не просмотрели краем глаза? Ну, да, после такого у медицинского департамента ФИФА и появился повод «шугануть» всю ростовскую основу. И момент-то выбрали «подходящий» – аккурат по окончании важного матча с «Динамо». Шум, помнится, поднялся. Но через несколько дней объявили: в пробах игроков ничего не найдено. И на том спасибо.

А 46 допинг-тестов сборной, как знать, еще не раз вскроют, дабы пополнить наш «послужной список». Ну, обнаруживают же недруги нечто запрещенное спустя годы в анализах российских спортсменов. Перед Мундиалем 2018 года мы уже поимели и условное снятие очков за Польшу, и условную дисквалификацию за Марсель. Так что если в указанных пробах что-то задним числом да выловят и присовокупят к былым прегрешениям типа зачистки секторов от наглых англосаксов, никто из нас не удивится, верно? К счастью (как же кощунственно это звучит!), национальная сборная России и без провокаций извне сольется откуда угодно. Являйся она реальным оппонентом сильнейшим командам мира, ее бы на околофутбольной стезе прессовали  куда жестче.  

СМИ у нас тоже несут определенную ответственность за текущее положение дел. Всем нужны тиражи, внимание, комментарии и «лайки». Как бы выполняя социальную функцию, они уводят внимание общественности в более житейскую плоскость – кто кому сколько заплатил, кто с кем переспал, кто кому чего сказал и т.д. Откровенная желтизна (ну, да – это же не мало кому интересные тактико-технические особенности игры) подменила собственно спортивную составляющую футбола. Народ все меньше читает и вчитывается, смотрит, слушает и анализирует. В моде красивые и шокирующие заголовки и короткие, но сочные новости, все больше видео на скандальную тему, все меньше трезвой и объективной аналитики.

Многим спортивным журналистам любой ценой нужна известность. Большинство любит не футбол в себе, а себя в футболе. Большинство никогда и не играло на серьезном уровне, но смеет перебивать приглашаемых и уважаемых специалистов в эфире, навязывать им и зрителям заранее заготовленные и слабо подтвержденные фактами выводы. И порой такие «спикеры» даже не догадываются, что тем самым обнаруживают незнание предмета. При этом многие (к счастью, не все) считают необходимым завести себе в интернете собственный фан-клуб, группу почитателей, которая в любой ситуации станет их поддерживать. Отрываясь от реальности, мня себя пророками и уникальными «специалистами» по странам и континентам, лигам и командам, они нередко забываются и зарываются: оставляют нецензурную брань и оскорбления в сети, засыпают и бормочут  откровенную чушь в эфире, сморкаются и рыгают, путают все и вся, вне зависимости от происходящего на поле, переходят на откровенную истерику, дабы быть похожими либо на иностранных комментаторов южных кровей, либо на метров отечественного комментаторского цеха прошлого. И неудивительно: многолетнее пребывание в числе как бы избранных, в отдельно взятом и оберегаемым высоким начальством мирке породило у некоторых личностей веру в абсолютную непогрешимость и незаменимость. Расставание же с таким шаблоном мировосприятия всегда болезненно – болезненнее рядового когнитивного диссонанса.

И, наконец, последнее наблюдение. Формула проведения реформированного чемпионата Европы по футболу 2016 года имеет такую мелочь, как определение пар участников 1/8 финала плей-офф, в круг которых попадают и лучшие четыре команды, занявшие в группах третьи места. Такое в европейском футболе произошло впервые, к чему даже профильные спортивные СМИ в России оказались не готовы. Было и смешно, и досадно слушать комментарии заключительных матчей группового этапа на разных телеканалах, где комментаторы пытались угадать пары следующего раунда. Люди откровенно «плавали», ибо под рукой у них имелись лишь варианты, в которых одна команда играет с любой из трех, что оказалась третьей в группе. Но когда вы смотрите на список, в котором условная сборная, обозначенная как 3А, указывается дважды, вы элементарно путаетесь. Даже одно из популярнейших отечественных изданий напечатало перед стартом EURO спецвыпуск с такой сеткой, которая не определяет реальный подбор пар в 1/8 финала. Куда смотрели? Максимум кто-то когда-то инсталлировал у себя пункт 17.02 Регламента турнира. А до пункта 17.03 (таблица последовательностей, благодаря которой все становится ясно и ошибки практически исключены) он и не добрался. Остальные банально скопировали себе только пункт 17.02, а потому и запутались. Даже после окончания игр группового этапа ошибочные пары так и вылезают то на одном, то на другом российском интернет-ресурсе. Совсем обленились – трудно хотя бы загрузить у себя в браузере титульную страницу официального сайта УЕФА, откуда действительно щепетильные и профессиональные специалисты и черпают исходную информацию, в том числе и посредством скачивания Регламента в формате pdf? Мелочь все это? Ну, конечно… Вот только в годы существования настоящего политического режима с элементами тоталитарной диктатуры за такие вот «мелочи» людей выгоняли с работы, а порой и вовсе лишали профессии.

Российский футбол болен во всех своих сегментах. Все его так называемое хозяйство функционирует по принципу замкнутого круга. Вне зависимости от объемов финансирования и сопутствующему ему распилу деградируют все: футболисты, тренеры, журналисты, чиновники, команды, лиги. Квинтэссенцией же служит национальная сборная, являющаяся отражением всех видимых и закулисных пороков.

В ближайшие годы ситуация кардинально не изменится. Да, страна «выйдет из берегов» в случае немыслимого по нынешнем временам чуда – квалификации россиян для участия на этапе плей-офф чемпионата мира (вы только сравните: две победы в группе и весь остальной подготовительный инфраструктурный блок!). Но даже если такое и произойдет, то это будет случайность, подтверждающая правило. На EURO-2008  такой прецедент уже имелся. Ну и?...

Оздоровление российского футбола – вопрос нескольких поколений. С нынешним все ясно. Во все сферы «вида спорта №1» требуются новые люди, новые профессионалы. Большие деньги, увы, – не панацея. Побед, как показывает история (и не только нашей) страны, можно добиваться и при менее благоприятных материально-технических условиях. Было бы желание – у всех. Но покамест таковое незаметно. Когда же все заинтересованные стороны под руководством иных руководителей, чьи мировоззренческие концепции будут разительно отличаться от тех, что на самом деле исповедует актуальные «менеджеры», начнут слаженно работать ради достижения единых и понятных целей, тогда что-нибудь у нас и изменится к лучшему. Правда, не скоро – может, лет эдак через двадцать.