5 мин.

Остановка по требованию

Гран-при Бахрейна принес-таки долгожданную передышку болельщикам «Формулы-1», у которых от калейдоскопических смен сюжетов уже чуть не начало рябить в глазах. Нормальная гонка без природных катаклизмов и машин безопасности, возможно, кому-то показалась скучной, на самом же деле, она предоставила ответы на уже давно копившиеся вопросы…

Отвечая, например, на вчерашний о том, чем же хуже «Тойота», сегодня можно не задумываясь ответить – стратегией. У японской конюшни нет преимущества в лице Росса Брауна, который стоит за малайским и бахрейнским прорывами Дженсона Баттона с третьей на первую позицию за счет первого же пит-стопа, не было в Сахире у нее и роскоши двух гонщиков, стартующих на разных шинных стратегиях, чем мог воспользоваться «Макларен» (и, кстати, воспользовался, когда сообщил Льюису Хэмилтону по радио, что средний тип покрышек на секунду медленнее). А будучи поначалу лидерами не только гонки, но первой волны дозаправок, не получила «Тойота» и подсказок от соперников – им некого было послушать и не за кем подсмотреть, чтобы скорректировать свою шинную стратегию.

Но с выбором покрышек для Трулли и Глока все ясно, все видели. Может не столь очевидной была еще одна ошибка японского командного мостика, на сей раз с топливной стратегией. Недооценили в «Тойоте» в субботу ни темп болида TF109, ни квалификационные качества Ярно Трулли, ни ответ соперников. В погоне за поулом итальянец вполне мог бы прихватить еще с десяток килограммов топлива, который, по средним оценкам, вылился бы в дополнительные 0,37 секунды к времени в Q3. Это все равно позволило бы ему сохранить позиционное преимущество перед Себастьяном Феттелем и Дженсоном Баттоном, а заодно выровняло бы шансы на борьбу с этой парочкой. В реальности же, топливная стратегия стоила Трулли первой позиции – лидер чемпионата мира на тех трех кругах, что у него оказались в запасе по отношению к итальянцу, легко отыграл трехсекундное отставание, а шинная тактика не дала гонщику «Тойоты» возможности побороться за второе место. Это Ярно еще повезло, что Феттель оказался на 15 кругов заперт за «Маклареном» Льюиса Хэмилтона, иначе судьба второй ступени подиума также решилась бы на первой трети дистанции.

Если не ошибаюсь, общественное мнение именно на Льюиса Хэмилтона с его KERS’ом и его стартом возложило большую часть ответственности за очередную победу в сезоне Дженсона Баттона. Без того обгона, что провел пилот «Брауна» в самом начале второго круга, его гонка превратилась бы в очную борьбу с Феттелем, из которой тактически победителем выходил немец. Но в такие рассуждения никак не вписывается гений Росса Брауна, который глядя на ситуацию и понимая, что его подопечный и действующий чемпион заедут на пит-лейн одновременно и рискуют выехать в том же порядке, наверняка бы что-то придумал. Как это было сделано в ситуации с Рубенсом Баррикелло, переключившимся на агрессивную стратегию трех пит-стопов и, по крайней мере, отыгравшим неочевидное для бразильца позицию перед Тимо Глоком. С «Брауном», похоже, так будет всегда (или, по крайней мере, пока конюшня будет фиксировать на себе внимание зрителей) – у них очень сложно отделить заслуги пилота от мощной поддержки командного мостика, не умаляя при этом достоинств ни одной из сторон. Но это, что называется, командная работа…

Рассуждая о топливе, я наконец-то решила сравнить фактическую ситуацию с первыми пит-стопами с тем, что напрогнозировали перед Гран-при различные сайты. Вы не думайте – прогнозы действительно разнились, а добралась я до них лишь сейчас потому, что это была первая нормальная гонка, в которой, кажется, большинство поехало на пит-стоп именно тогда, когда это было нужно, а не потому, что шины износились, или сэйфети-кар позволил поберечь запасы горючего. Результат в какой-то мере получился неутешительный. В том смысле, что не угадал никто. Хотя ситуация вполне объяснимая, поскольку расчеты все усредненные, а моторы разных команд просто обязаны отличаться по своей прожорливости.

Итак, F1Fanatic довольно точно попал в пит-стопы «Тойоты», предсказав им 10-12 круги, но промазал с «Браунами» и «Макларенами». Читайте, с «Мерседесом». Поэтому первый предварительный вывод – такими темпами потребления топлива «Тойота» будет и дальше проигрывать стратегическую борьбу. Autosport почти точно попал в расчеты щедрого штутгартского моторостроителя, обеспечивающего своими силовыми агрегатами шесть болидов пелотона, но, естественно, польстил «Тойоте» и на круг с небольшим ошибся с «Рено» и «Ред Буллом» (в случае с лидерами этих команд). Последнее наблюдение достаточно любопытно: либо французские моторы еще экономнее соперников, либо это эффект Феттеля и Алонсо. Впрочем, возможно, все дело в том, что немцу, например, на первом отрезке не дали разогнаться как следует. В общем, в будущем стоит обратить на эти данные более пристальное внимание, раз уж ФИА столь любезно их нам предоставляет…

Еще один анализ, который просто просится на экран после «нормальной» гонки в Сахире – темп болидов лидирующей группы для оценки текущей расстановки сил в пелотоне. «Fuel-corrected», как пишут англичане, а по-нашему – с учетом разницы в весе между болидами – мне так и не удалось определить, кто же из тройки, которая сегодня приехала на подиум, на самом деле быстрее. Если не считать ударный для «Тойоты» шестой круг, то темп японских болидов на мягких покрышках достаточно стабильно попадал в 1.34,7, и с такими же результатами завершали первый отрезок Баттон и вырвавшийся на оперативный простор Феттель. На твердых шинах – похожая картина, разве что «Тойота» чуть-чуть, на 0,2-0,3 секунды, медленнее своих соперников. «Макларен», тем временем, подтянулся к «Брауну» на расстояние в среднем 0,6 секунды на круге – время Баттона и Хэмилтона вообще очень удобно сравнивать из-за одинаковых стратегий в начале гонки, а «Феррари», если вычесть ее сверхконсервативную, но оправданную стратегию, отстает о «серебряных» еще на 0,2-0,3 (а казалось, что гораздо больше). «Рено» же, несмотря на новые диффузоры, по крайней мере в Бахрейне уступает целую секунду.

После Барселоны, к которой совершенно все команды готовят новинки, весь этот анализ, вполне возможно придется выбросить в мусорную корзину. Что, скорее всего, останется неизменным вне зависимости от того, как перетряхнется пелетон в европейской части сезона, так это снова вылезшие на свет трудности с обгонами. Нет, успешные атаки, естественно, случались, но до повышенных стандартов сезона-2000 гонка явно не дотянула. В Сахире не было мокрой трассы и ошибающихся соперников или безумной разницы в скорости между двумя составами резины, как в Мельбурне, а потому можно попытаться оценить исключительно успехи Рабочей группы по обгонам, на совести которой нынешние аэродинамические формы болидов.

Одной секунды разницы в скорости, как нам обещали, должно быть достаточно для того, чтобы даже на таком скучном треке как «Каталунья-Монтмело» начать успешно обгонять соперников. Сегодня такая секунда была: самые яркие примеры – Трулли-Феттель и, наоборот, Феттель-Трулли, у которых разница в темпе как раз возникала исключительно за счет шинных стратегий, но обгонов, на которые уповали и в «Ред Булле», и в «Тойоте», так и не произошло...