4 мин.

Почему матчи сборных – полная лажа

Казенщина, пофигизм и битвы пенсионеров.

Футбол – это игра, построенная на творчестве. Даже тактические versus battle тренеров, издали напоминающие матановые оргии, ближе к искусству, чем к точным наукам. Но футбол, пропущенный через призму государственности, преломляется, образуя два производных друг от друга явления – казенщину и пофигизм.

Ничто творческое, создающееся руками министров, не может считаться искусством в полной мере. Двигатель любой чиновничьей активности – желание сохранить портфель и выслужиться. Это не созидательный процесс: Гитлер руками своих людей уничтожал европейские города, Мутко – русский футбол, глава муниципального округа Ново-Переделкино Эрнест Макаренко – мозг всех, кто о нем слышал.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/53/ee0785c3748d7aff002f1da47a256.gif

В руках клубных менеджеров, далеких от государственных кабинетов, футбол расцветает. Клубные боссы выстраивают работу с учетом интересов людей: для них имеет значение заполняемость стадиона, продаваемость атрибутики и много чего еще. Для чиновников, которые нанимают тренера для национальной сборной, важен в первую очередь счет на табло, который: а) приведет к премии; б) не более, чем строчка в Википедии. Деньги для всего выделят.

Думаю, все замечают, что с каждым годом пропасть между футболом клубов и сборных растет. На сегодняшний день сборные держатся на том немногом, что остается в футболистах после насыщенного клубного сезона. Серьезные европейские клубы, проводящие по 60 матчей за календарный год, отпускают игроков в сборные с большой неохотой. По сути это плевок частников в лицо государства. Но институт сборных и сам сознает себя бедным родственником, поэтому терпит и отступает.

Мне бы хотелось сфокусировать внимание на тренерах национальных команд, ведь почти все из них подходят под единый шаблон. Это старичок, которого давно не зовут в солидные клубы; он уже не успевает за современным ритмом жизни; скорее всего, не успевает следить за меняющимся миром футбола; пользуется по привычке конспектами, которые были страсть как хороши в 80-х годах; он готов – и, видимо, хочет – работать всего несколько недель в году; его уровень мотивации весьма сомнителен, ведь он в большей степени бронзовый памятник самому себе и своим прошлым успехам, чем гибкий, чутко реагирующий на окружающую обстановку специалист; возможно, ему сподручнее следить за газоном на даче, а не управлять командой молодых сильных мужчин.

Почти все тренеры Евро-2016 подходят под это клише. Исключение – разве что Антонио Конте, полный энергии молодой тренер, которого непонятно каким ветром занесло в сборную. И вряд ли совпадение, что именно Конте состряпал из в общем-то серой массы симпатичную команду. Он выглядит погруженным в работу, небезразличным и совсем скоро вернется к клубной работе, где ему самое место. Дидье Дешам тоже наверняка не сказал своего последнего слова в клубном футболе.

Другие тренеры, вроде Ходжсона, чья тренерская энергия иссякла много лет назад, не смогли вдохновить футболистов и показали на Евро унылый футбол, хотя обладали солидным подбором игроков. Аргентинец Тата Мартино, неспособный бесперебойно показывать атакующий футбол с Месси, Ди Марией, Игуаином и Агуэро, тоже в этой компании. Этих заслуженных тренеров легко представить с лейкой возле клумбы. Туда же идет и Висенте Дель Боске, выжавший последние соки из золотого испанского поколения, но совершенно растерявшийся, когда классическая «тики-така» за несколько лет стала архаизмом. Сборная Бразилии стабильно меняет тренеров каждые два года, в случае с Дунгой и Сколари – по второму кругу. Вряд ли это происходит от того, что есть много желающих тренировать пятикратных чемпионов мира.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/54/2056b20be4526bba6a041aa4f22c0.png

Бельгийцы наняли на работу неудавшегося сенатора с опытом работы вторым тренером по имени Марк Вильмотс. Человек, который продолжает учиться на собственных ошибках, уверенно тратит лучшие годы золотого поколения. Примерно то же впечатление оставил главный тренер сборной Хорватии, специалист с 30-летним опытом, Анте Чачич. Его многообещающая команда лихо гоняла соперников по группе, а в матче 1/8 с португальцами вдруг переключилась в рациональный режим, в котором успешнее всех на континенте действуют партнеры Роналду, и проиграла.

Я молчу про Слуцкого, не скрывавшего отстутствие восторга от работы со сборной, и ко всеобщему удовлетворению ее покинувшего.

Лишь Йоахим Лев способен давать результат со сборной Германии даже в тяжелых ситуациях, как это было с Италией. Все эти годы Лев берет стабильностью. Только вдумайтесь: 5 крупных турниров в качестве главного – и все с медалями. А ведь он заступал на должность отнюдь не звездой, звездой он стал именно в сборной Германии. И вряд ли это исключение было бы возможно, не переосмысли немецкий футбол систему подготовки молодежи.

Немыслимо, чтобы Жозе Моуринью или Хосеп Гвардиола вдруг бросили практику в клубах ради работы с какой-нибудь сборной. Лучшие тренеры за редким исключением так не поступают. Сборным достаются объедки от пиршества клубов, и все давно с этим смирились.

Понятие «главный тренер сборной» стало синонимом слова «пенсионер». Как библиотекарь. Как вахтер. Как гардеробщик.

Матчи сборных еще способны иногда вдохновлять и обескураживать, но все-таки – скорее бы возобновились национальные чемпионаты и наступила Лига чемпионов с «Ростовом» и «Лестером».

Мой твиттер

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/e1/9781a90fd43c3af0ae6dad275a3ad.gif