7 мин.

Фронда Рондо. Как относиться к слухам о требовании обмена

Фото: Fotobank/Getty Images/Jared Wickerham

Вчера Джеки МакМаллен в эмоциональном видео заявила о том, что Рондо недоволен состоянием «Селтикс» и, дескать, просит обмена. Эту «бомбу» через пару часов перестали активно обсуждать в интернетах и прочих твиттерах, так как ее затмила более универсальная и тяжелая «бомба» про частные фотографии знаменитостей. Но поскольку Sports.ru по понедельникам все же спортивный сайт, мы сегодня лучше пообсуждаем Рондо.

Можно ли доверять этим слухам?

Джеки – это не безвестный ведущий местечкового радиошоу, не анонимный «инсайдер» и не Крис Бруссард. Она с 1982 года освещает события в «Бостоне» и знает о команде больше, чем кто-либо иной, не работающий в «Селтикс». После ухода Боба Райана на пенсию именно Джеки МакМаллен (а не Симмонс или какой-нибудь Форсберг) является наиболее достоверным источником новостей о клубе среди представителей прессы.

Впрочем, это совсем не значит, что история про запрос Рондо об обмене – верна на 100%. Видео (к слову, уже удаленное) с Джеки даже не было официальным – то были кадры, не попавшие в конечный вариант выпуска передачи ESPN Around the Horn. Как и в любых ауттэйках, данную информацию нужно воспринимать со здоровой долей скепсиса. А поскольку у каждого слуха всегда есть две стороны, вот уже Boston Herald выходит с опровержением слов Джеки, ссылаясь на представителя Билла Даффи (агента Рондо).

Если говорить о личных оценках доверия к источнику, то я ставлю Boston Herald ниже, чем другие бостонские СМИ – The Boston Globe, CSN New England, ESPN Boston или Masslive, но в данном случае именно сообщение Herald можно назвать официальной позицией клуба и игрока. Хотя тот факт, что желания Рондо нам подаются не из уст самого баскетболиста, а по цепочке «Билл Даффи – представитель Билла Даффи – репортер Boston Herald» заставляет потратить весь тот скепсис, что еще остался со вчерашнего дня, и на это опровержение тоже.

Итак, кому верить в данной ситуации? Скорее всего, в какой-то степени правы обы стороны. Рондо действительно дал понять команде, что не планирует участвовать в затяжной перестройке – ему, как игроку в прайме, совершенно это неинтересно. Он хочет потратить лучшие годы карьеры в команде, которая борется за титул или хотя бы делает вид, что борется; а «Бостон» без звездных ветеранов такой вид не сможет сделать, даже если покраснеет от натуги.

Но подходил ли смутьян Рондо к Эйнджу с конкретной фразой «Чувак, я хочу обмена сейчас»? Думал ли он, обливая холодной Вика Грусбека во время Ice Bucket Challenge, «Я не приму от тебя больше ни цента»? Сомневаюсь – именно поэтому официальные представители Рондо имеют полное право опровергать то, что хоть и подразумевается, но не было сказано вслух.

Значит ли это, что Рондо точно останется?

Отнюдь. Только не в эпоху правления Эйнджа. Упустив сначала топ-3 пик на драфте, затем Лава, затем даже Лэнса Стивенсона, Дэнни не смог усилить команду сегодня (не считать же таковым усилением Зеллера или Тернера). И он это прекрасно понимает. С точки зрения Рондо итог межсезонья нужно интерпретировать так: Рэджон не заинтересован в том, чтобы оставаться в слабой команде надолго.

Если Дэнни получит достойное предложение за капитана, он его примет не моргнув глазом. Я даже не уверен, что он вообще когда-либо моргал в своей жизни. Мы ведь говорим о человеке, который слил Перкинса, обменял Гарнетта (в обе стороны), отпустил Пирса после стольких лет вместе, обменял Аллена (пускай трейд с «Мемфисом» сорвался в последний момент), и аж дважды отказался от Антуана Уокера. Это человек, который четверть века назад предлагал Ауэрбаху трейд Берда и Макхэйла. Второй самый агрессивный трейдер лиги (первый – его же ученик), он обменяет собственного сына, который сейчас работает в офисе команды, если это поможет «Селтикс» стать ближе к титулу через год, два, четыре. Больше всего на свете Эйндж боится увязнуть в болоте 15-х номеров драфта. Фраза «девяностые в «Бостоне» пугает его до усрачки.

Подстраховавшись на драфте Смартом, имея хорошую ситуацию с платежкой следующим летом, рассчитывая на сильный драфт-2015, «Бостон» может отпустить Рондо сегодня, чтобы стать сильнее через несколько лет. Вряд ли кто-то всерьез готов поставить на то, что Рондо будет в составе «Селтикс» в марте, – и это ощущение появилось намного раньше слов Джеки.

Почему же Рондо до сих пор не обменяли, как Лава?

Рондо – актив с самой волатильной ценностью в лиге. Это сильный и популярный игрок, насчет лидерских качеств которого есть очень большие сомнения. Это молодой и атлетичный защитник, который совсем недавно пропустил год из-за травмы. Это недорогой, но истекающий контракт агрессивного социопата – и не каждая команда готова потратиться ради того, чтобы потом он взял и нагло свалил в 2015 году туда, куда захочет.

Кроме того, в минус самому Рондо играет его позиция. Команд со стабильными стартовыми разыгрывающими сейчас много, а другие, типа «Милуоки» – сами в жопе процессе перестройки. Рондо нужен мячик слева и шутер справа, он не из той категории «драгичей-бледсоу», что способны играть в системе с двумя ПГ. Ах да, и еще на рынке до сих пор есть тот самый Бледсоу, более дешевый и молодой.

И вот банальное отсутствие всеобщего интереса в лиге к Рондо - это баскетбольная бритва Оккама. А ведь и Эйндж, занятый расчисткой платежной ведомости, тоже не испытывает желания на место Рондо приобрести долгосрочный контракт условного Джорджа Хилла.

А вдруг это клуб сам запускает слухи, чтобы расширить рынок претендентов на Рондо?

Нет, инициатива в данном случае исходит от игрока; Эйндж не рад перспективе скидывать Рондо до середины сезона.

Логика: сейчас выручить за Рондо можно очень мало – максимум, пик первого раунда. Но «Бостон» и так их уже солить вынужден, через пару лет можно будет собрать два состава молодежи и еще на фарм-клуб останется. Здоровый Рондо в роли франчайз-игрока должен в течение сезона поднять свою стоимость. Словами Джеки, «за такой доллар и 80 центов не дадут». Нужно ждать повышения курса.

Практика: предположение, что «Бостон» готов избавиться от Рондо до старта сезона, разбивается о три скромных фамилии: МакГрудер, Уотфорд, Фрейзер. Это три парня, которых «Бостон» пригласил в тренировочный лагерь.

Заявка каждой команды ограничена 15 игроками, но летом – до старта сезона – ростер расширяется до 20 человек. У «Селтикс» было 17, а заключив инвайт-контракты с этой троицей, добрались до 20. Превысить эту планку нельзя даже на 1 секунду.

Обмены игроков калибра Рондо почти никогда не бывают 1-в-1. Они зачастую происходят как размен большого контракта на два или более меньших. Сейчас «Бостон» технически не может обменять Рондо на двух или более игроков. Конечно, всегда есть варианты с третьей стороной, с включением в сделку Фаверани или Энтони в качестве нагрузки, со срочным списанием негарантированных контрактов Бэбба, Боганза, Джонсона, с отчислением кого-то из игроков, приглашенных в лагерь (с выплатой крошечной, но все же компенсации, за 0 пользы).

Но рациональный менеджер (а все ходы Эйнджа продиктованы рациональностью, сухой, злой, бесчувственной рациональностью) не станет заранее ограничивать себя в возможных ходах. Если бы «Селтикс» думали о раннем обмене Рэджона, они бы не стали подписывать МакГрудера с компанией – они бы сделали это уже после трейда, ведь такое «пушечной мясо» для лагеря можно найти когда угодно.

У «Бостона» даже Тернер еще официально не подписан, чтобы не занимать место того же МакГрудера, хотя в сценарии пассивной игры Тернер просто займет место отчисленного Боганза. Эйндж не бежит вперед паровоза и не делает опрометчивых ходов, которые потом нельзя будет отменить. Поэтому если обмен в ближайшие недели и произойдет, то случится он не по инициативе клуба.

Что делать «Бостону», если Эйндж планирует сохранить свою единственную звезду?

Надеяться на «Эффект Лилларда». Что кто-то из молодой поросли «Селтикс» сможет за сезон вырасти в лидера и на пару с Рондо пошуметь на Востоке, а там уже и сам Рэджон решит, что зачем куда-то уходить, если и здесь все налаживается. Для этого сам Эйндж должен определить философию на сезон как «незамедлительный прогресс». Пока же все шаги больше навевают мысли о долгой и мучительной перестройке, поэтому...

Что делать «Бостону», если Эйндж намерен получить за уходящего Рондо максимум?

Надеяться на «Эффект «Кливленда». Что какая-то команда мигом выйдет из грязи в князи – а значит, у нее будут оставшиеся от убогого прошлого молодые активы, которые понравятся «Бостону», а также готовность расстаться с ними ради немедленного усиления состава. К сожалению, подобные команды появляются очень редко, а в этом сезоне уже одна такая история случилась.

Каков наиболее вероятный сценарий?

Рондо остается в команде примерно до дедлайна, а затем Дэнни делает то, что любит больше всего – обменивать звезд клуба и делать вид, что получил за них что-то хорошее.