7 мин.

О лидерах

Вот здесь у нас случилась небольшая дискуссия о том, кто и в какой мере определяет игру «Бостона». Я думаю, что лидерами команды можно назвать любого из троицы Гарнетт-Пирс-Рондо, и совсем не нужно пытаться выделять среди них самого лучшего и главного.

В защите главный игрок – Гарнетт, но он первый среди равных. Когда речь идет о настоящем командном баскетболе, о такой защите как бостонская (можете заменить на чикагская или филадельфийская), в защите выкладываются все. И, если в каком-то моменте кто-то не справляется, упускает игрока (вспоминаю концовку второго матча) – за упущенного первым игроком соперника в полной мере ответственен второй игрок, а второго игрока страхует третий. Если соперник забивает, то виноваты оба – и кто упустил, и кто не подстраховал. Игра в защите – это коллективная ответственность.

В атаке базой для любого игрока являются не столько трудолюбие и физические кондиции, сколько талант, баскетбольный интеллект и мастерство. Здесь, конечно же, каждый имеет какие-то обязанности, но именно лидеры команды определяют ее игру в атаке.

Басс, Петрюс и остальные – их задача состоит в том, чтобы растягивать защиту, ставить заслоны, и попадать открытые броски, может быть, время от времени радуя тренера проходами под кольцо. Брэдли с его стремлением бежать в отрыв, открываться под кольцо, конечно, влияет на игру больше, но он тоже ролевой игрок.

О кризисе «рэецентричного нападения» я пишу с начала сезона, а сейчас он к тому же играет через боль. Его лучшего за последнее время результата по очкам (17) было слишком мало для победы во втором матче с «Филадельфией». В третьем команда разгромила соперника почти без его помощи (всего 3 очка). Я думаю, он все еще остается тем игроком, под которого «Бостон» будет разыгрывать комбинации в концовках, киллером в четвертой четверти, но это в здоровом состоянии. Сейчас же он не успевает оторваться от Холидея в одной комбинации, и следующую комбинацию Док рисует под Пирса. Символично.

Кроме Пирса, никто в «Бостоне» не создаст себе четырнадцать штрафных бросков за игру

У капитана броски в плей-офф определенно не идут. И он не хочет искать оправданий в колене или еще чем-то еще: он знает, что должен приносить очки всегда, даже когда «не идет». Это его личная ответственность. Он сделал второй матч с «Атлантой». В следующем броски с игры не шли, но он забил 14 из 14 штрафных. Кроме Пирса, никто в «Бостоне» не создаст себе четырнадцать штрафных бросков за игру, не говоря о том, чтобы забить. В третьем матче Пирс промазал первые четыре броска из-под кольца. И, видно, очень разозлился на себя – ведь так быть не должно, особенно когда команда уступает в счете. Капитан собрался, забил два супер-данка, и игра пошла.

Кстати, он опять заработал 14 штрафных, хотя и забил только 11 из них. Таких игр, как вторая с «Филадельфией», где лидер команды набирает семь очков, не должно быть. Он же самый мастеровитый игрок в команде! Это Петрюс может проверить прицел пару раз: если пошло, продолжать бросать, если нет, то не сильно расстроиться. Очки от Пирса нужны всегда и если не идёт с игры (да и если идет – тоже), кэп должен идти в проход, искать контакт с неизменным криком «эндуан!» Есть три вида легких очков: очки второго шанса, очки в отрывах и штрафные. И если первое – не к «Бостону», а второе в первую очередь к Рондо и Брэдли, то за третье отвечает в первую очередь Пирс.

Гарнетт всегда делал акцент на том, что он – не первая атакующая опция в этой команде

Кевин Гарнетт в этом плей-офф играет феноменально, и многие называют его постсезонным MVP. По пресловутым Win Shares он уступает только ЛеБрону (1,8 против 2,0), лидирует по дабл-даблам, но я не буду развивать тему абстрактных статистических показателей...

Гарнетт всегда делал акцент на том, что он – не первая атакующая опция в этой команде. В первую очередь он ставит заслоны Пирсу, Рондо, Рэю и только потом, если ему дадут мяч и если он не найдет партнера в лучшей для атаки ситуации, он будет бросать. Однако все меняется. Роль Рэя Аллена в атаке команды уменьшается, мистера «навесьте мне в краску, а там я разберусь» Шака в команде нет, и теперь команде требуется больше очков от самого Гарнетта.

В конце третьего матча показали статистику, что у Кева в первые 3 из последних 8 четвертей всего 4 очка и 38 очков – в последние 5 четвертей. То есть целых три четверти второго матча с «Филой» мы не играли через Гарнетта – пытались двигать мяч (поначалу даже успешно), заигрывать всех игроков, но иногда нужно сыграть в ущерб комбинационному баскетболу, ибо Гарнетт сейчас невероятно крут в атаке. Он тащил команду на своих плечах эти пять четвертей, тащил в первом матче, тащил всю серию с «Атлантой».

Очевидно, что Кевин на протяжении сезона много отрабатывал игру в лоу-посте. Еще год назад, когда дело доходило до пост-апов, очень многие бигмены успешно защищались против Кевина, заставляя его после пары обманных движений, тем не менее, делать два шага назад и бросать с отклонением с большого расстояния. Тот же Джош Смит всегда удачно защищался против Кей Джи. А что было с Джошем в этом плей-офф? Уничтожен. Брэнд? Он может остановить Гарнетта только фолом. А иногда и фолом не может. Вот, в первом моменте видео Гарнетт сначала провоцирует, навязывает Элтону физическую борьбу, потом Брэнд фолит при борьбе за позицию, потом Брэнд фолит при получении, потом Брэнд фолит при обыгрыше спиной, потом Брэнд фолит при броске. Гарнетт забивает.

Против менее жестких и мощных игроков да и против мощных и жестких тоже,Гарнетт очень большое внимание уделяет тому, чтобы сразу занять позицию как можно ближе к кольцу. То есть не «получить мяч – сблизиться – обыграть – атаковать», как делают многие бигмены, а «занять позицию – только потом получить мяч – обыграть – атаковать».

То есть нужно обладать ростом, прыжком, массой, а главное, жёсткостью и умением играть в защите без фолов, чтобы справиться с Гарнеттом в лоу-посте. А если учесть, что с высокими и мощными, но толстыми и ленивыми недостаточно подвижными центровыми Гарнетт неплохо разбирается с периметра, то я скажу, что в этой лиге только один игрок может «закрыть» Кевина почти наглухо, и сейчас он смотрит матчи по телевизору, потому что «его партнеры плохо играли в обороне».

Рондо - единственный в этой команде, кому нужно кричать «я здесь, дай мяч мне!»

Рондо – сердце этой команды. Не то сердце, про которое пишут в стихах, но то, которое обеспечивает жизнь. Если бежит Рондо – то бегут «старики», бежит вся команда. Если нет, то «Бостон» встает. Каждый игрок на площадке всегда может рассчитывать, что Радж найдет его пасом, когда тот откроется, точно и своевременно, что хорошее открывание не пройдет впустую, так что Рондо – единственный в этой команде, кому нужно кричать «я здесь, дай мяч мне!» Если бы Радж был напрочь глухим, он все равно был бы великолепным разыгрывающим.

Он может отдавать по пятнадцать передач за игру, собирать трипл-даблы, вырывая подборы у всех форвардов и центровых на площадке, но лучшая его игра – это когда он постоянно оказывает давление на защиту противника: бежит в отрывы, пусть даже в одиночку, (ведь только Брэдли готов бегать с ним на пару весь матч), идет в проходы, накручивая защитников и забивая свои фирменные лэй-апы с отскоком от верхнего края щита. Только тогда команда оживает по-настоящему.

Времена меняются и команда меняется. Рэй не вносит столько сумятицы в оборону соперника, как было раньше, нет доминирующей угрозы под кольцом в лице Шака, нет той комбинационной игры, с которой могли сравниться лишь пара команд из Техаса и вечные антагонисты из ЭлЭй. Теперь «Бостон» больше играет индивидуально, и «Бостону» нужны очки, полученные любым образом, от Рондо, Пирса и Гарнетта. И набирать очки – это личная обязанность каждого из них, как лидера команды, которая хочет побеждать.