8 мин.

Проклятый «Барселоной». Луиш Фигу: начало эры «галактикос» (Часть 1)

Luis Figo to Real Madrid: The Transfer That Launched the Galacticos Era

Луиш Фигу был представлен в качестве игрока «Реала» 24 июля 2000-го года. Он был лучшим игроком мира, номинирован на «Золотой мяч», и вдруг он решил перейти из «Барселоны» в стан ее заклятого врага из Мадрида. Для болельщиков «Барсы», которые так его любили, он стал предателем. Их сердца были разбиты.

«Барсамания» предлагает вам перевод эксклюзивного материала, написанного Ричардом Фитцпатриком специально для издания «Bleacher Report».

Глава 1: Он сыграл грязно

Партнеры Фигу по «Барсе» - в том числе и Пеп Гвардиола, который к тому же приходится крестным отцом одной из дочерей Луиша - были застигнуты врасплох.

«Он нас всех удивил», - говорит Франсеск Арнау, в то время защищавший ворота «Барселоны». «Все молчали. В футболе так бывает. Это часть нашей жизни. Кто-то уходит - другой приходит ему на замену».

Однако общественность в Каталонии была настроена менее философски. Болельщики «Барселоны» были в ярости.

«Люди были недовольны», - рассказывает Хосеп Мария Мингелья, который способствовал переходу Фигу из лиссабонского «Спортинга» в «Барселону» в 1995, а также подписаниям Диего Марадоны и Лионеля Месси. “Они не понимали. Им никто ничего не объяснил”.

За пару недель до этого начали появляться слухи о том, что Фигу дал предварительное согласие на свой переход кандидату в президенты Флорентино Пересу в случае победы того на выборах. В прессе же Фигу все отрицал.

«Сначала, чтобы защитить себя, Фигу заявил, что все это ложь и никакого соглашения не было», - говорит Мингелья. «Затем Луиш сказал, что ему очень жаль, но он угодил в ловушку».

Всю жизнь болеющий за «Барсу» Альберт Ярза вспоминает охватившую его тогда ярость: «Нашей реакцией были недоверие, гнев и разочарование, потому что он был звездой клуба, его опорой. Все его любили, но тут он сыграл грязно. Он обманул своих болельщиков».

Глава 2: Сделка

Впервые слух об уходе Фигу из «Барселоны» возник 6 июля 2000 года. В тот день дочь президента «Реала» Лоренсо Санса, Малула, выходила замуж за защитника команды Мичела Сальгадо. В 1998 году Сансу удалось прервать 32-летнее проклятие команды и все-таки выиграть Лигу чемпионов – до этого все в клубе были одержимы победой в этом турнире – и тем самым рассчитывать на переизбрание. Никто не сомневался в его победе на грядущих выборах.

Новость о том, что соперник Санса Флорентино Перес обещал переманить Фигу в «Реал» нарушила ход свадебной церемонии. Перес подготовился. Согласно книге «Белые ангелы» Джона Карлина, он провел опрос среди членов клуба, какого игрока они больше всего хотели видеть в команде, в случае избрания его президентом. Их ответом была фамилия Фигу. Он был феноменом. Даже капитан «Реала» Маноло Санчес признавал, что противоборствовать Фигу было намного труднее, чем самому Диего Марадоне.

«Я помню, как столкнулся с ним лицом к лицу, когда он еще выступал за лиссабонский «Спортинг», - приводит слова Санчеса портал «Bleacher Report». «Ему было всего 18-19 лет, такой молодой. Его еще никто не знал. Он вышел на «Бернабеу» и задал нам жару. Я все думал про себя: «Кто это?» Он сводил нас с ума своим дриблингом. Он был восхитителен. Крут!»

1

Санчес, отмечая главные таланты Фигу, выделяет в первую очередь его умение совершать дриблинг без лишних касаний и наличие нескольких отличных финтов. Во-вторых – его способность к созиданию голов. При удобном случае он мастерски отдавал голевые передачи. В-третьих – у Фигу были отличные бомбардирские навыки. В каждом сезоне он забивал по 13-14 голов, что для вингера очень неплохо. В-четвертых – он был решителен. «Вы бы никогда не увидели в его глазах страх или беспокойство», - говорит Санчес. «Он наступал снова и снова. Он завораживал вас. И делал это в каждом матче».

Перес обратился напрямую к избирателям. Как рассказывает в своей книге «Nacidos Para Incordiarse» Альфредо Релано, Флорентино пообещал всем 83967 зарегистрированным избирателям, что оплатит их членские взносы на следующий год, если не сможет подписать Фигу.

«Болельщики «Реала» были опьянены этим обещанием», - рассказывает Диего Торрес, журналист из мадридского издания «El Pais». «Это обещание заставило всех «мадридиста» переполниться фантазиями. Смогут ли они одной покупкой сокрушить «Барсу»? Им было плевать на Лоренсо Санса и его европейские трофеи».

2

Фанаты «сливочных» жаждали этого трансфера, не потому что любили Фигу… (так они размышляли) «Нет, мы купим одного из этих «кулес» просто, чтобы доказать себе, что можем это сделать, показать свою силу. Мы купим его назло».

Следующим шагом для Переса был поиск посредника и им стал Паоло Футре, который выиграл с «Порту» Кубок европейских чемпионов в 1987 году. Футре предоставил возможность заключить соглашение с Фигу. Если бы Перес выиграл выборы, а Фигу отказался бы покидать «Барселону», то футболист должен был заплатить неустойку в размере 5 миллиардов испанских песет (около £22 млн. или $34 млн.)

Если бы Флорентино проиграл выборы, то Фигу доставалось 400 млн. песет (примерно £1,7млн.) и никто в накладе бы не остался. Это были «легкие» деньги. Между тем, Перес отложил рекордные 10 миллиардов песет (£44 млн.), которые значились отступными в контракте Фигу. «Теперь Пересу оставалось лишь ждать», - рассказывает Релано в той же книге «Nacidos Para Incordiarse».

Глава 3: Присоединение

Когда слухи о секретной сделке просочилась в прессу, Фигу сразу опроверг информацию о подписании каких-либо предварительных соглашений. «Я не такой сумасшедший, чтобы совершить нечто подобное», - сказал он в знаменитом интервью издания «Diario sport» Тони Фриросу, во время своего отпуска в начале июля. По крайней мере, так утверждается в книге Сида Лоу «Страх и ненависть в Ла лиге».

«Фигу не мог разглашать о своем переходе, потому что был заключен условный договор», - говорит Мингелья. «До тех пор, пока Перес не победил на выборах, Фигу оставался футболистом «Барсы». Он не мог разглашать о своем договоре, потому что в Барселоне бы его тут же убили».

На руку Пересу сыграло сразу несколько факторов. Во-первых, поскольку он был только кандидатом в президенты и официально к клубу отношения не имел, он не нарушил правила ФИФА относительно переговоров с игроками, у которых имеются действующие контракты. Во-вторых, так уж совпало, что тем летом в «Барселоне» так же проводились выборы, что привело к временному безвластию в клубе.

Фигу хотел перезаключить свой контракт с «Барсой». Его агент Жозе Вейга, трижды летал в Барселону договариваться о продлении. Мингелья встретился с ним в одно из таких его путешествий.

«Я был там с ним», - приводит слова Мингельи «Bleacher Report». «Вейга разговаривал с кандидатами в президенты Жоаном Гаспаром и Луисом Бассатом, а так же со снявшим с себя полномочия Хосепом Луисом Нуньесом. Вейга им говорил: «У нас есть предложение от Флорентино Переса. Если вы пересмотрите контракт Фигу с «Барселоной», то с «Реалом» он подписывать ничего не будет». Но ответом было лишь молчание.

В итоге подписано ничего не было. Никто не мог сделать качественное конкретное предложение Фигу, поскольку не обладал полномочиями. Лишь Гаспар, фаворит в гонке за президентское кресло, обещал Вейге, что улучшит контракт его подопечного после избрания главой клуба.

«В конце концов, это был спор между конкретным денежным предложением от Флорентино Переса и обещанием Гаспара», - рассказывает Мингелья. «Они выбрали Флорентино. И соглашаясь с предложением Переса, они держали в уме и верили в то, что он проиграет выборы».

Согласно книге «Страх и ненависть в Ла лиге» действующий президент Санс отрицал все, что касалось секретной сделки. Он сказал, что Перес скорее подпишет супермодель Клаудию Шиффер.

В избирательном штабе Санса, который был организован на стадионе «Сантьяго Бернабеу», помимо раздачи различных безделушек посвященных выборам (так делают во время президентской кампании в США), так же демонстрировался один и тот же видеоряд. На нем Фигу, с окрашенными в синий и гранатовый цвета волосами, стоял на балконе здания Мэрии Барселоны и издевался на болельщиками «Реала» после триумфа «Барсы», все повторяя: «Белые плаксы, приветствуйте чемпионов!»

3

А потом это случилось. Перес, который так же обещал своим избирателям привести в порядок финансы, после того как при обороте в €120 млн. в год куда-то пропали €50 млн, (согласно книге Роберта Фицпатрика «Эль класико») был представлен в качестве президента 16-го июля 2000-го года.

Шестью днями спустя президентом «Барселоны» был избран Гаспар. Фигу решил сходить к нему. Если верить Гаспару, португалец умолял его отменить сделку с Пересом, ссылаясь на то, что его агента, Вейгу, обвели вокруг пальца.

«Это была неожиданная победа Флорентино», - говорит Рамон Кальдерон, который шесть лет работал директором в подчинении у Переса, а также был президентом «Реала» в 2006-09 гг. «Первые два-три дня стояла суматоха. Вейга пытался вернуть деньги Пересу. Он оказался в накладе и поэтому сказал Фигу: «Если ты не согласишься, то я стану банкротом. Я не могу заплатить. Я разорюсь». Я представляю, что все так и было»,- сказал Рамон.

Это был первый рабочий день Гаспара в качестве президента. Жоан был бессилен что-либо сделать. Что он мог? Заплатить неустойку, чтобы целый сезон все члены «Реала» могли бесплатно смотреть футбол на «Бернабеу»?

Перес переиграл Фигу, когда заставил его агента идти против португальца.

«Вы должны знать, что ваш агент подписывает у вас за спиной - это одно из важнейших правил сотрудничества. В противном случае вы рискуете попасть в крайне неловкую ситуацию», - говорит Иван Корретха, который работает в качестве агента Хави и некоторых других игроков «Барселоны».

«Я думаю, он все принимал за шутку: «Да ладно. Это невозможно. Это никогда не случиться». Но все было очень серьезно. Это была не игра, а его работа, его жизнь».

Фигу должен был подчиниться. В следующем сезоне ему предстояло показывать свое мастерство на «Сантьяго Бернабеу», и лишь изредка появляться на «Камп Ноу».

Продолжение следует...

Перевод: Арсен Гаязов