6 мин.

Ла Лига потратила десятки миллионов евро на разработку нового способа видеоаналитики матчей. Что же у них получилось?

В 2021 года Ла Лига объявила о создании дочерней компании LaLiga Tech для делегирования ей работы с данными и внедрения инноваций. Звучит красиво и современно, но как-то слишком расплывчато. С учётом того, что LaLiga Tech на сегодняшний день располагает штатом в 150 сотрудников, неплохо бы понять, чем они там конкретно занимаются, и на что уходят отнюдь не малые деньги. Собственно, ответить на это вопрос взялась сама Ла Лига, предоставив результаты своей работы на конференции «Mediacoach: передовое аналитическое решение Ла Лиги».

Отчёт о данном мероприятии размещён на официальном сайте организации. Он большой и скучный, поэтому предлагаем вам ознакомиться с его сокращённой версией в нашем исполнении.

Начнём с предыстории. Десять лет назад Ла Лига начала внедрять проект Mediacoach, разработанный барселонской компанией Mediapro. На деле – это 19 специальных камер, которые расположены на всех стадионах первых двух испанских дивизионов (оцените размах!). Полученное с них видео обрабатывается специальным софтом для анализа игровых действий футболистов. Камеры следят за игроками, судьями и мячом на поле, записывая положение каждого игрока 25 раз в секунду, чтобы генерировать более 3,5 млн фрагментов данных за матч и позволить отслеживать показатели, связанные со скоростью и пройденным расстоянием. Ко всему прочему регистрируются важные технико-тактические действия, такие как удары по воротам, навесы в штрафную, замены, фолы, офсайды и т.п.

Одна такая система стоит не менее €400 тыс. С учётом того, что речь идёт о 42 испанских клубах, то в итоге мы получаем почти 800 камер общей стоимостью более €17 млн. И это только первоначальные базовые технические расходы.

И каков результат этих вложений?

Ла Лига разработала свои собственные метрики для игроков и команд. Это не просто «сырые» данные, с которыми ещё нужно работать дальше, а уже «чистые», с учётом контекста. Как сообщает организация, на данный момент существует 24 таких вот уникальных продвинутых метрик, создание которых стало возможным благодаря сотрудничеству с Microsoft, что, в свою очередь, позволило Beyond Stats использовать технологию машинного обучения и мощность искусственного интеллекта Microsoft Azure.

Полученные данные группируются в три информационных блока: предматчевый, послематчевый и в режиме реального времени. Вся изюминка в том, что эти отчёты доступны всем (демо-версия программы бесплатна), в том числе и болельщикам. Иногда можно увидеть, как во время матча кто-то из тренерского штаба что-то смотрит на планшете. Высока вероятность того, что это именно данные от Mediacoach. В одном из рекламных роликов Ла Лиги было показано, как этой системой пользуется аналитик при тренере Пепе Бордаласе. Более того, некоторые метрики зрители и сами могут наблюдать непосредственно во время просмотра матчей Примеры и Ла Лиги 2. Допустим, всеми любимый xG.

Или же вот вам результат анализа видео с тактической камеры.

Но xG – вещь уже хорошо нам знакомая. Для примера опишем несколько по-настоящему продвинутых метрик от Ла Лиги.

⚔️Пас под двойным давлением. Этот показатель учитывает несколько факторов сразу. Первый – сокращение дистанции (на 50%) между прессингующим игроком и футболистом соперника. Второй – направление и скорость этой атаки (до 21 км/ч). А третий фактор – это оценка вышеуказанных параметров одновременно и для пасующего игрока, и для того, кто готовится принять передачу. Потому и в названии фигурирует слово «двойной». Таким образом, одной метрикой описывается целая игровая ситуация, в которой может участвовать группа футболистов.

🔄Стеночки. Типичный треугольник, расчерченный двумя пасами, внутри которого, как в ловушке, оказывается игрок противника. Но с поправкой на то, что пас должен проходить за полсекунды максимум, то есть упор делается на быстродействие накоротке.

⚠️Опасная пробежка. Это такая ситуация, когда игрок на половине поля соперника бежит не менее 3 секунд, покрывая при этом расстояние от 10 метров, а потом в течение следующих 10 секунд наносит удар по воротам. Такая метрика не просто оценивает бездумную беготню на поле, по принципу, «кто быстрее, тот и молодец», а с прицелом на опасное действие у ворот соперника.

Возврат мяча с преимуществом. Здесь всё довольно просто – речь идёт о ситуации, в которой команда, завладевшая мячом, готова атаковать большим числом, чем соперник, что этот мяч только что потерял. Другими словами, это контратака (или контрконтратака) с численным преимуществом. Сейчас модно говорить об игре в переходных фазах.

Некоторые отчёты Ла Лига периодически публикует на своём сайте, то бишь бесплатно. Например, последний из них – о владении мячом. Ни для кого не секрет, что «Барселона» уже давным-давно номер один в Испании (а бывало, что и в мире) по этому показателю. В прошлом сезоне – это 62,8% против 58,7% у «Реала», который идёт вторым. Однако в дело вступает хвалённая расширенная статистика и оказывается, что качество владения у «сливочных» выше, чем у «сине-гранатовых», как бы это не было обидно для последних. Мадридцы задействуют больше игроков для контроля мяча (3,69 против 3,57), чаще пасуют при билд-апе (6,5 против 6,4) и быстрее двигают мяч (17,5 пасов в минуту против 17).

В прошлом сезоне Mediacoach использовали 717 работников испанских клубов, начиная от тренеров по физподготовке, заканчивая техническими секретарями. Помимо ценности данных как таковых, Ла Лига отмечает ещё два важных аспекта: сокращение времени работы специалистов на тысячи часов, а также демократизация конкуренции, путём легкодоступности информации. Другими словами, расширенную статистику теперь получают не только условные «Реал» и «Барса», но и «Тенерифе» с «Уэской».

И это не просто бахвальство. Многие соревнования за пределами Испании заинтересовались покупкой Mediacoach, и теперь LaLiga Tech занимается продажами этой технологии.

Дайджест главных событий в Кантере: июнь 2022. От Рафы Маркеса до Михала Жука.

(Вне)классное чтение: июнь 2022. БарсаМания знакомит вас с интересными текстами рунета за отчётный период.

Spotify: «Мы хотим быть больше, чем просто спонсором». Интервью коммерческого директора шведской компании Алекса Норстрёма.