8 мин.

Пеп Гвардиола. Мой долг перед Иньестой, и как он открыл мне глаза на тактику

alt

Авторы: Маркос Лопес и Рамон Беса

Позднее лето 2008. «Барса» уступает 0-1 скромной «Нумансии» в дебютной игре нового сезона. Довольно жесткое боевое крещение для тренера, но и вторая игра не принесла победы. 1-1 в матче против «Расинга» из Сантандера на «Камп Ноу». Две недели и ни одной победы под управлением нового тренера. Давление растет, начинают поднимать головы критики. Однако Гвардиола остается непреклонен и уверен в себе. Серхи Бускетс и Педро Родригес, игроки вообще незнакомые на тот момент, игравшие до того в четвертом по силе лиге, Терсере, играют в первой команде. Конечно, поднимаются вопросы, возникают сомнения и опасения.

Во всем медийном пространстве раздается всего один голос в его поддержку: но Голос. Голос Йохана Кройффа. Это немного нивелирует поток негатива, его авторитет достаточен чтобы не допустить шквала критики, но все же опасения высказываются. «Эта «Барса» смотрится очень, очень хорошо», - пишет Йохан в своей еженедельной колонке в «Эль Периодико». «За какой именно игрой наблюдали критики, я не знаю. Такой игры, которую я видел на «Камп Ноу» не было там долгое время». Кройфф, великий идеолог каталонского клуба, олицетворение его философии. Он видел Гвардиолу, тренирующего вторую команду, и был впечатлён. Сейчас он идет против течения и стоит рядом с Гвардиолой. «Да, если смотреть статистически, по набранным очкам, то это худшее начало за последние сезоны. Один гол всего, и тот с пенальти. Но, чисто в футбольном плане, нужно смотреть иначе. И Гвардиола - первый, кто может смотреть именно так. Он не новичок, у него есть опыт и он не самоубийца. Он смотрит, видит, анализирует и принимает решения».

Гвардиола сам тоже мучился из-за необходимости принимать решения. Он постоянно оставался в своем кабинете на «Камп Ноу», с закрытыми ставнями, снова и снова анализируя каждый шаг, каждую ситуацию, перематывая видеозаписи игр, думая над возможными изменениями, но понимая: идеи, его идеи, идеи Кройффа должны осуществляться. Как бы трудно не было, он должен идти до конца. И поддержка пришла, откуда он не ожидал.

Он все еще работал над этим, когда в дверь постучали.

- Зайдите!

- Здравствуйте, мистер.

Маленькая фигура шагнула за дверь и послышался тихий голос: «Не волнуйтесь, мистер. Мы всё выиграем. Мы на правильном пути, прошу, продолжайте в том же духе. Мы играем отлично, мы наслаждаемся тренировками. Пожалуйста, ничего не меняйте». Это говорил Иньеста. Пеп не мог поверить в это. Просьба была короткой, но емкой, идущей от сердца. Если было сюрпризом то, что кто-то может сказать такое, еще бОльшим сюрпризом было то, что это был Иньеста, один из самых тихих в команде. Шоком стали его завершающие фразы: «¡Vamos de puta madre! ¡Вперед, черт возьми!». «Черт возьми», - перевел он. «Мы в офигенной форме, мы чертовски хорошо играем. В этом году мы всех сокрушим!» После этого он вышел и закрыл дверь.

В этом весь Андрес. Он говорит немного, только то, что на самом деле нужно. Как забивать мячи – он не забивает голы часто, но, когда нужно, он тут как тут.

Гвардиола никогда не забудет помощь Кройффа в те сложные дни. Также он никогда не забудет Иньесту, пришедшего к нему со словами поддержки. И то, что они оба были правы. По итогам сезона 2008-09 его клуб выиграл все 6 титулов.

«Люди обычно думают, что это тренер мотивирует игроков, что он должен поддерживать игроков и его роль – лидировать. Но это не всегда так. На «Камп Ноу» было иначе. Ситуация потом повторилась в первый год работы в Мюнхене. Не всегда такое случается, а если случается, потом не часто дела начинают идти нормально. Люди думают, что тренер – самая сильная личность в клубе, он босс, но на самом деле он – слабейшее звено. Мы там уязвимы, критикуемы теми игроками, кто не играет, фанатами и остальными. У них одна цель: делать подкоп под тренера. Вы начинаете проигрышем «Нумансии», играете вничью с Сантандером. Ощущаете себя под пристальными взглядами и чувствуете одиноким и вдруг приходит Иньеста и просит не волноваться. Сложно представить это, потому что такого почти не происходит. Кроме того, мы говорим об Иньесте, который нелегко делиться своими ощущениями и чувствами. После его ухода из комнаты я думал о том, как может тренер с холодным сердцем принимать решения? Быть безличным? Это смешно! Как я могу оставаться холоден, дистанцироваться от Андреса? Извините, никак. 86 % опрошенных были против меня, по опросам онлайн. Многие люди хотели Моуриньо. Мы не выигрывали, у нас не получалось набирать очки. И потом приходит Иньеста и говорит все, что он сказал. После этого я должен был остаться холоден? Это невозможно. Это не холодность, это не расчет, без сомнений. Иньеста должен всегда играть, потому что он – лучший. И потому, что такие вещи не забываются. Почему он пришел в мой офис? Я не знаю», - говорит Пеп.

Лоренсо Бонавентура состоит в тренерской команде Гвардиолы и отвечает за физическую подготовку. Он работал с Пепом в Каталонии, в Мюнхене и сейчас идет с ним в Манчестер. Он делится воспоминаниями с Пепом, предлагая свои варианты ответа.

- Почему он пришел? Я думаю, потому что он чувствовал, что это правильно, что это значило для него многое. Он никогда не делает чего-то, во что он не верит. Он делает что-то, потому что считает правильным. Он всегда честен.

Пеп признает: «Может он говорил, потому что он видел метод, которому мы следуем, который мы им объяснили, почему, то или иное действие должно быть совершено, и, наверное, потому что мы исповедали футбол, который был здесь с тех пор, как он был маленьким».

«Другие игроки также передавали нам маленькие сообщения», - настаивает Бонавентура.

«Это правда», говорит Пеп, - «но сообщение Иньесты было сильным. Как я могу забыть это? Эта картина все еще перед моими глазами: Андрес, стоящий у двери и смотрящий на меня. «De puta madre». А потом он ушел. Я подумал: «Ну, если Андрес так говорит...»

Иньеста и Йохан были правы. Решение тренера продолжить следовать философии было вознаграждено. В третьей игре команда забила 6 мячей Хихону, и больше уже не оглядывалась: все стало идти нормально и гладко. За несколько месяцев они стали моделью для вдохновения. Не только из-за результатов – ни один клуб не выигрывал Триплет в Испании, а потом уже 6 титулов из 6 возможных, но скорее из-за стиля игры, контроля мяча. Это было другим подходом – понимать, показывать футбол так, который олицетворяет, к примеру, Иньеста.

- Мы никогда не сумеем относится к Андресу так, как он заслуживает. Он удивителен. Он никогда не говорит о себе, никогда ничего не требует. Но люди, которые считают, что он удовлетворен тем, что играет… они ошибаются. Если бы он думал, что может выиграть Золотой Мяч, он бы хотел его выиграть.

- Я думаю, что Пако Сеурило охарактеризовал его очень хорошо.

Пако был тренером по физподготовке, у которого учился Бонавентура.

«Андрес – один из величайших. Почему? Потому что он мастер в соединении между пространством и временем. Он знает, где ему быть в каждом моменте. Даже в полузащите, где он окружен большим числом соперников, он выбирает правильное решение каждый раз. Он знает: как, когда, куда – всегда знает. И у него уникальная способность контролировать темп – идти вперед, потом останавливаться. Потом опять вперед, потом опять пауза. Очень мало в мире таких игроков.»

«Есть игроки, которые очень хорошо работают физически, но у них нет должного уровня внутри, или наоборот. У Иньесты всё есть. Когда ты играешь близко к боковой линии, как вингер, играть легче. Видно все – скопление игроков, движение и прочее. Играя внутри большого скопления игроков, можно упустить некоторые детали, потому что многое, но не все, происходит в непосредственной близости от тебя на маленькой территории. Не знаешь, откуда и сколько соперников пойдут на тебя. Великие футболисты могут играть и внутри, и снаружи этого пространства. Иньеста не только может видеть все, он еще знает, как использовать это – он может пасом пронзить защитные линии. Он знает как, и делает это».

- Я тренирую несколько лет и знаю, что хороший игрок остается хорошим. Трудно научить игрока, который играет плохо, играть хорошо. Нельзя научить дриблингу – тому, что ты можешь пройти кого-то или сделать финт, новые сценарии, которые в результате возникают. Это не скорость, это не физика, это искусство. Тито Виланова охарактеризовал Андреса так: «Он не бежит, он скользит. Как игрок в хоккей, только без коньков». Это очень точное и яркое сравнение. Он идет, скользит в каком-то направлении и видит все, что происходит рядом. Потом в мгновение ока он меняет вектор движения так гладко, как умеет только он. Да, он не бежит, он скользит. Иногда первое впечатление самое верное. Первое впечатление от Иньесты было, когда мой брат Пере, работающий в то время на «Найк» пришел и рассказал мне об Андресе. Я в то время сам играл в «Барселоне», и он сказал: «Ты должен пойти и посмотреть на игру мальчика. Это было до финала «Кубка Найк». Я помню, что быстро переоделся после тренировки, и поехал на игру. И, да, я увидел, насколько он хорош. Я сказал себе: «Этот парень будет играть в «Барселоне». И шёпотом я повторил то же самое Пере. После финала, в котором Андрес был лучшим игроком матча, на моем пути со стадиона я увидел Сантьяго Сегуролу, футбольного обозревателя. Я сказал ему: «Я только что видел нечто невообразимое, уникальное». Таково было мое первое впечатление об Андресе».

«Но уже позднее, я стал по-настоящему ценить нечто другое. Андрес делает то, чему он научил меня: видеть важность атаки центрального защитника. Никто так не делает. Если центральный защитник отступает, рушится вся защита, она становится неорганизованной. Появляются свободные участки. Все упирается в разрушение линий защиты. Открыть, потом найти. К примеру, мы устроили нашу атаку так, чтобы Месси атаковал центральных защитников. Мы должны строить игру так, чтобы мяч был доставлен Лео или Андресу, и они смогли бы атаковать защитников. Когда у нас это получалось, мы знали, что мы выиграем игру. Лео забивал мячи, Андрес делал все остальное: дриблинг, численное превосходство, возможность разбалансировать или сбалансировать игру, завершающий пас. Он видит все, и у него есть дар дриблинга. Это - очень важно сегодня. И это именно он открыл мне глаза на важность способностей форварда или атакующего полузащитника к дриблингу. Со временем, я увидел и понял это». 

Перевод: Авет Бабаян