Талант из Питера дебютировал в «Ф-1» за «Феррари». Правда, для шанса пришлось брать израильский флаг
Роберт Шварцман наконец выбрался из базы в Маранелло.
Помните чемпиона «Формулы-3» и слушателя Академии «Феррари» Роберта Шварцмана? 22-летний питерец стал вторым в прошлом сезоне «Ф-2» и на десять месяцев пропал из реальных гонок – боевого места в «Ф-1» не нашлось, кататься в молодежках дальше не было смысла, и Роберт обернулся резервистом Скудерии (в точности как его победитель в 2021-м Оскар Пиастри – в «Альпин»).
А в первой практике перед Гран-при США Шварцман обнаружился в болиде «Феррари» Шарля Леклера – спасибо обязательному требованию регламента по тестам для новичков.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/b2/5c9f5415648b98032be4a302e1ccd.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/c1/a5e306fd94bdcba4b7cf26d5f3a51.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/f1/3c65bec3e44a8939834914c501509.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/75/d96ef07574b648349f9e1ddaa2296.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/e8/07ea1122944349f4660eb026981c1.jpeg?f=webp&q=90)
И показал 16-е время – лучшим из «временщиков»: почти достал бывших соперников по «Ф-2» и «Ф-3» Мика Шумахера и Юки Цуноду и привез секунду другому дебютанту Алексу Палоу на «Макларене» (чемпиону «Индикара», между прочим!) и Тео Пуршеру.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/9f/e32e4766441e1a374a48081a6189d.jpeg?f=webp&q=90)
Вообще Шварцман стал первым в истории гонщиком Скудерии, заменившим основного пилота в пятничной практике. А в последний раз «Феррари» выставляла троих в рамках одного уик-энда в 1976 году: тогда на старт допускались три машины, и на Гран-при Италии гонялись Ники Лауда, Клей Регаццони и Карлос Рейтеманн.
«Дебют в официальной сессии «Ф-1» за Скудерию «Феррари» – большая честь, а то, что я первым получу такой шанс за столько лет – нечто поистине особенное. Конечно, я волнуюсь, но в то же время не терпится впервые сесть за руль этой машины и посмотреть, как работа на симуляторе соотносится с реальностью», – признавался перед заездом новоиспеченный №39.
«Тело отвыкло от таких нагрузок. Когда садишься за руль реальной машины, чувствуешь кочки, перегрузки, все словно заново.
Я впервые упрвлял F1-75 и впервые работал на этой трассе. Сперва плохо ориентировался, поэтому передо мной стояла единственная задача – постепенно прибавлять, не допускать ошибок и выполнять запросы команды.
Думаю, показал стабильный прогресс, я доволен. С каждым кругом я прибавлял почти по полсекунды, ехал все быстрее, и будь у меня возможность проехать еще десяток кругов, я смог бы вплотную приблизиться к гонщикам, показавшим более высокие результаты. Я атаковал всего шесть кругов. В любом случае, для меня важен каждый круг, ведь мне дали реальную машину, чтобы потом я лучше объясняться с инженерами на симуляторе», – поделился Роберт после завершения дебюта.
Но лицензия у Роберта оказалась израильской, а не российской – шанс сменить флаг чемпион «Ф-3» получил из-за места рождения.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/40/e93d7bdd94899af63878e7a11cbf6.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/c0/f908525b9411b838beca41b4ec0e1.png?f=webp&q=90)
«Я родился там, в Тель-Авиве, – рассказал Шварцман в интервью итальянскому Motorsport в ответ на вопрос о смене флага. – Семья моего отца – из Израиля, он тоже был изральтятином [отец Роберта Михаил умер в 2020-м – Sports.ru]. В Тель-Авиве я провел первые три года жизни, потом семья переехала в Россию. Когда я начал заниматься картингом, отец решил, что мы получим российскую лицензию, поскольку жили в России.
У меня всегда был израильский паспорт. А когда ситуация между Россией и Украиной ухудшилась, я решил подать заявку на получение гоночной лицензии от Израиля. В конце концов, я же хочу быть гонщиком, моя главная цель – «Формула-1».
И после того, как в ФИА приняли те решения, которые приняли (требования в отношении спортсменов из России – о подписании документа с согласием с санкциями), у меня возникла необходимость сделать так, чтобы я в кратчайшие сроки был доступен для работы, если «Феррари» понадобится посадить меня за руль. Мы действовали быстро, чтобы не упустить свои возможности».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/fb/a4fb05c444d0291d1f515f6737c7e.jpeg?f=webp&q=90)
Поддерживает ли Роберта гоночная программа Бориса Ротенберга «СМП Рейсинг»?
«Эта глава закрыта, – ответил Шварцман. – Я бы точно не сумел достичь всего этого и не оказался бы здесь сейчас без поддержки «СМП» и гоночной Академии «Феррари». За последние годы «СМП Рейсинг» очень много мне помогали, но в этом году я, скажем так, начал ходить самостоятельно и теперь вся моя спортивная деятельность зависит от «Феррари».
Тем не менее, на сайте «СМП Рейсинг» Шварцман остался – с неизменным Санкт-Петербургом в карточке.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/79/0574f239e4c7fa4d8c67369898fd7.jpeg?f=webp&q=90)
Чем же теперь занимается Роберт? Если вкратце, тем же, что и Квят во время года перерыва от «Ф-1» в 2018-м на роли тестера: вкалывает на симуляторе, ищет настройки для боевых пилотов и помогает с быстрой базовой оценкой обновлений.
«Работа тестером стала лучшим вариантом, когда боевых мест не осталось. Она позволила мне ездить в машине 2021 года на тестах, помогать команде, и себя поддерживать в форме.
Но в основном я работал на симуляторе с виртуальной машиной этого года. Тестировал разные варианты настроек для команды. Симулятор «Феррари» позволяет предполагает работу с тонкими настройками машины и близкое общение с инженерами. Моя задача – опробовать как можно больше вариантов настроек, прочувствовать их – и обеспечить команде лучшие отзывы. Так я стал более совершенным пилотом.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/b3/3fb83c95b4694924c59fde5285156.jpeg?f=webp&q=90)
Когда поступают данные с трассы, весь уик-энд я занимаюсь корреляцией и дополнительными тестами. Потом мы сравниваем впечатления, Карлос Сайнс и Шарль Леклер задают вопросы о моем мнении насчет того или иного решения. Это командная работа.
Я много времени провожу на симуляторе. Фактически у меня третья машина, хоть и виртуальная – и я сверяю данные, так и помогаю. На Гран-при Майами в ночь на субботу мы с инженерами работали до шести утра».
Выходит, теперь главный гоночный юниор России остался в системе «Феррари» и без спонсоров, а только благодаря чистому таланту. Но уже без триколора.
Что же дальше? Только пытаться пробиться в Гран-при уже на место боевого пилота: «Если честно, у меня нет запасного плана, если не получится с «Формулой-1».
«Роберт – фантастический гонщик. Он очень быстрый, особенно в машине «Формулы-1», – хвалит парня шеф Скудерии Маттиа Бинотто. – Когда он садится в болид «Формулы-1», то показывает невероятную скорость.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/7f/6652c31ae400c8174abd6dd2e1bc7.jpeg?f=webp&q=90)
Некоторые пилоты прекрасно выступают в «Формуле-3» и «Формуле-2», а потом оказываются недостаточно быстрыми в «Формуле-1». Роберт – обратный пример. В «Формуле-3» и «Формуле-2» он выступал хорошо, но в болиде «Формулы-1» он очень силен. Жаль, что в данный момент у него нет кокпита».
В этом сезоне Роберт проводит большую работу на симуляторе, он сильно помог команде в развитии болида. Я считаю, что он прибавил как гонщик и отточил свои навыки. Сейчас он куда более зрелый пилот, чем год назад. Он заслуживает кокпит в «Формуле-1». В данный момент найти место очень тяжело, но, надеюсь, в будущем это случится»
Пока свободные места остались только в «Хаасе» (публично отказавшемся от идеи приглашения новичка) и «Уильямсе» (хотя туда метит юниор из США Логан Серджент). К тому же, Роберт вновь маякнет в «Формуле-1» в конце сезона в Абу-Даби – и Скудерия редко так в кого-то вкладывается. Шансы на продвижение небольшие, но теоретически пока остаются.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; East News/Jim WATSON / AFP, Mark Thompson/Getty Images/AFP; REUTERS/Jerome Miron-USA TODAY Sports; instagram.com/scuderiaferrari
- По ситуации...
Проблема в том, что Шварцаман, как и остальные русские пилоты, оказываются никому не нужны без спонсоров, а тем более сейчас репутационные потери выше сомнительной скорости Роберта, который год нигде не выступает, а потом будет уже два. Тем более, тот же Ник де Врис чемпион и Ф2, и ФЕ, и активно выступает в практиках за разные коллективы.
Особенно после сегодняшней гонки, когда Мика эта дурацкая команда просто убрала собственноручно!
Без серьезного таланта ничего из этого, конечно, тебе не поможет, но чтобы попасть в Ф1 нужен супер-талант И куча денег. Только так. Роберту в карьере фантастически повезло с таймингом - сначала его спонсировал папа, потом, когда у папы деньги кончились - подцепил Ротенберг, а когда российские олигархи стали токсичными - он уже доказал достаточно, чтобы Феррари наняли его за талант.