6 мин.

Эссе о борьбе за идеалы

От переводчика: В сущности, большинство из нас - материалисты и, конечно, всем болельщикам хочется трофеев, больших побед и триумфа любимой команды. Но иногда приходят в голову мысли, что и иная точка зрения - идеалистичная - имеет право на жизнь. Итак...

"В сущности, Джей Гэтсби из Уэст-Эгга, Лонг-Айленд, вырос из его раннего идеального представления о себе. Он был сыном божьим — если эти слова вообще что-нибудь означают, то они означают именно это, — и должен был исполнить предначертания Отца своего, служа вездесущей, вульгарной и мишурной красоте" 

F. Scott Fitzgerald ‘The Great Gatsby’

Успех, по отношению к человеку, является крайне опасной вещью. Во время ледникового периода на Земле не было никаких четких критериев успеха и на стенах пещер не было обозначено никаких целей на будущее. И потому рождаемся мы все с весьма нечетким предназначением, а только по ходу жизни наши решения и поступки определяют то, чего мы должны достичь. И только осознание реализации своего потенциала дает нам чувство спокойного счастья. На уровне индивидуума достичь этого достаточно сложно, но если речь идет о коллективе, ещё и в условиях тотальной конкуренции, то задача становится совсем трудноосуществимой. Клубный футбол - это бесконечная погоня за успехом, состоящая из непрерывно повторяющихся вызовов. И даже после невероятно удачного сезона, завершающегося великолепными победами во всех турнирах, все эти достижения становятся историей. А уже через месяц все очки в таблице обнуляются, составляется новый календарь, и остаются только надежды повторить прошлогодний успех. ФК Арсенал Лондон тоже существует в среде борьбы за успех, но при этом, как и Джэй Гетсби, попал в ловушку платонического идеала.

Так же как и в романе Фицджеральда 20-х годов прошлого века, весь европейский футбол движется беспрецедентным материализмом и гонится за постоянно растущей прибылью. И это лето является воплощением данной концепции. Английские клубы отправились в туры по Азии и Северной Америке, пытаясь урвать и свой кусок этого пирога. ПСЖ своими внушительными подписаниями (Лавесси, Тияго Сильва и Златан Ибрагимович) заявил о себе, как о новоявленном нуворише. И, конечно же, настоящая драма с погоней за капитаном Арсенала - Робином ван Перси, перебравшегося в Манчестер Юнайтед ради существенного увеличения заработной платы. И буквально через несколько дней после этого подписание Алекса Сонга Барселоной. Два года подряд уходят капитан и высококлассный игрок полузащиты.

Для полноты картины, вселяющей страх в сердца болельщиков, в двух первых матчах чемпионата, команда так и не смогла забить в ворота соперника. И даже выдающаяся игра Санти Касорлы, старающегося завести команду были тщетны. Все комментарии и послематчевые разборы единодушно признали одну вещь - Арсеналу уже не хватает Робина ван Перси. Мы можем только предполагать, как завершил бы голландец момент, который был у Жиру в матче с Сандерлендом. Мы уже столкнулись с трудностями. Что это значит для Венгера? Если мы не смогли забить в этом матче, то чего следует ждать от сезона?

И СМИ делают свою работу хорошо, находя всё новый и новый смысл, основываясь на одном единственном событии, пытаясь из чего-то кажущегося малым сделать далекоидущие выводы. Это опасно для клуба и для болельщиков. Арсенал провел непростое лето, повсеместно кричат о n-ом количестве сезов без трофеев, потратил n-ую сумму на трансферы и потерял n-ое количество сильнейших игроков - на данный момент все, кто причастен к клубу, наиболее восприимчивы к негативу, чем когда-либо. И всё это можно прекрасно увидеть, как на параде, во всех блогах, спортивных страничках и ток-шоу - всё выросло в настоящий экзистенциальный кризис, в борьбу между реальностью и идеалом.

Не так давно в этом смысле Арсенал находился в состоянии совершенства. Сезон Непобедимых был психологическим пиком для команды, и он, что стало проблемой, надолго запечатлелся в сознании болельщиков. На самом деле очень ограниченное количество команд может претендовать на чемпионство в Английской Премьер Лиге, а на победу в чемпионате без поражений практически никто.

Прошлое стало призраком, с которым клуб вынужден бороться. Это тяготеет над игроками в начале каждого сезона, а на самом пороге Эшбертон Гроув этот призрак обрел материальное тело в качестве бронзовой скульптуры Тьерри Анри, а на его лице увековечен первобытный крик победителя. И Тити не одинок, ведь напротив North Bank  стоит триумфально раскинувший руки Тони Адамс.

И трансферные саги, разыгрывающиеся на протяжении двух лет кряду, были ударом в сердце в борьбе традиционных идеалов против современных. На протяжении обоих сериалов (как имени Фабрегаса, так и имени ван Перси) вставал вопрос о преданности. Арсенала дал обоим этим игрокам так много, оберегая их талант и поддерживая во время травм и спадов, и в конечном итоге доверил им капитанскую повязку. Они публично целовали эмблему клуба и обнимались со стариком-коучем. Но, именно их заманили к себе сирены гламура и денег - основные злодеи в сегодняшнем футболе. Выбор фэнов Арсенала - это одна сторона, сторона истории и преданности, другая сторона - это цинизм и жадность. Выбранные ими клубы - мрачные тотемы деградации игры, в то время как Арсенал представляет светлую сторону, с его менеджментом, тактикой и подходу к финансам.

Я не стану предполагать, что почитание истории не имеет смысла. Напротив, история способна предоставить нам необходимую информацию. У той команды необходимо учиться, это инструмент для роста. Былые победы - это напоминание и реальный пример наших возможностей, и это не может быть забыто. Однако когда прошлое превращается в фетиш, то оно только извращает наши ожидания. НИКТО не побеждает каждый день. НИКТО не имеет божественного права на престол. В этом красота футбола, цикличность природы, при которой команда коронуется только до тех пор, пока она этого заслуживает.

В романе Фицджеральда, Гэтсби погибает за свои идеалы и свои мечты, разрушающие его. Но он был прав. В условиях всеобщего послевоенного разочарования и глухоты богатых, мечтатель Гэтсби является единственным персонажем, способным на сочувствие. Таков же и Арсенал, и Венгер, возможно, больше всего. Он находится в постоянной осаде как извне, так и изнутри, поддерживает финансовую стабильность клуба в период всеобщей рецессии и подвергается постоянным нападкам прессы, конкурентов и собственных болельщиков.

Это замечательно, и именно тут клуб и болельщики могут черпать силу. Игра носит циклический характер, змея пожирает сама себя, и ничто не теряется навечно. Вот какой принцип должны претворять в жизнь статуи перед стадионом.

«Завтра мы будем двигаться быстрее, раскинем руки шире, и в одно прекрасное утро…»

Источник: http://afootballreport.com/post/29865877838/arsenal-as-gatsby-at-war-with-the-ideal

Оставайтесь с нами и не забывайте подписываться