4 мин.

Король-Треф

Российские гандболистки после долгого перерыва выиграли титул, а Евгений Трефилов снова слепил команду-конфетку из того, что было под рукой. О рождении на Кубке мира в Дании новой сборной России, трудном пути к успеху и немного о строгом и сердитом Евгении Трефилове – в блоге «Олимпийские виды».

Женская гандбольная сборная России – главный оплот российского спорта в игровых видах. И в самом деле, скажите, в какой еще командной дисциплине наши могут похвастать четырьмя победами на пяти последних чемпионатах мира? И пусть с Олимпиадами дело обстоит не так гладко, но, в конце концов, пекинское серебро – высший  результат среди всех российских команд на тех Играх и несомненный успех. Хотя это, конечно, с какой стороны посмотреть.

Если бы кому-то из нас посчастливилось (хотя в уместности именно этого глагола не уверен) оказаться рядом с тренером российской сборной Евгением Трефиловым сразу после поражения от норвежек в финале той Олимпиады, на наши поздравления с серебряными медалями он в лучшем случае отреагировал бы саркастической усмешкой. О худшем говорить не хочется. Но нет никаких сомнений – уже через пять минут после финального свистка Трефилов думал о том, как выиграть следующие Олимпийские игры. И еще чуть-чуть о том, как взять реванш у этой вздорной и бойкой Норвегии, выигравшей золото почти нокаутом. Почти – потому что у Трефилова к нокаутам иммунитет. Сам говорит, что жизнь выработала.

Реванша долго ждать не пришлось – уже через год в полуфинале чемпионата мира, по иронии судьбы тоже проходившего в Китае, такой шанс представился. Трефилов доказал, что умеет учиться на собственных ошибках, заметно омолодив и ускорив команду, и побил норвежек их же оружием – скоростью, быстрыми атаками и надежно отстроенной обороной. Первый пункт лондонского плана, до которого оставалось целых три года, был выполнен, а сборная России в очередной раз стала чемпионом мира.

Трефилов не раз доказывал, что умеет создавать команды наново, почти с листа. Для этого и существуют промежуточные турниры – Кубки мира и чемпионаты Европы. Он никогда не стеснялся  называть вещи своими именами и привозить на них сырые, полуфабрикатные сборные. Наверное, поэтому, под его руководством наша команда так и не выиграла ни одного чемпионата Европы, а в коммерческом Кубке мира последний раз побеждала в предолимпийском 2007 году. И вот теперь в предолимпийском 2011 – не находите логики?

Таковым получился и прошлый сезон, когда Трефилов с головой ушел в проектные эксперименты над составом. Шаг во многом вынужденный, но от того не менее болезненный и  бьющий по самолюбию. Сборная играла натужно, мучительно и невнятно – сначала на пресловутом Кубке мира, потом на провальном чемпионате Европы – худшем в новом веке. Вряд ли тренер сознательно шел на подобную капитуляцию, максималисты типа Трефилова никогда не сделают этого добровольно. Но бросилось в глаза другое – ни единого раза он  не выглядел растерянным. Трефилов был каким угодно – обозленным, взбешенным, бессильным, опустошенным, но только не растерянным. Он знал, что так нужно. Точнее не знал – верил. И это не приобретенное – таким надо родиться.

После тех неудач Трефилова словно решили проверить на прочность. Убрали из ставшей родной звенигородской «Звезды», лишив по сути базового клуба для сборной, о необходимости которого он не раз говорил. Благо подоспело предложение стать консультантом тольяттинской «Лады», но настоящая работа теперь у него была только в сборной. Которую в предолимпийском сезоне нужно было поставить на ноги.

Первое что сделал Трефилов – позвонил Людмиле Бодниевой. Мужской поступок – ведь та не разговаривала с тренером еще со времен Олимпиады в Пекине, от которой ее отцепили в самый последний момент. Бодниева на тот момент считалась лучшей линейной Европы, а Трефилов посчитал лучшими Оксану Роменскую и Наталью Шипилову. Можно понять обиду гандболистки – она имела на нее право, не меньшее, чем тренер на такой выбор. Со своей правдой каждый из них прожил почти три года, пока не назрели обоюдные выводы – Трефилову была нужна Бодниева, а та сильно хотела играть в сборной.  О чем они беседовали, созвонившись в первый раз за три года, неизвестно, да и не суть важно, главное – уже через пару недель Бодниева примчалась из Любляны на сбор национальной команды. Чтобы вчера в заключительном тайм-ауте финального мачта против Норвегии услышать хорошо знакомый охрипший голос: «Людок, поняла?».

Нынешнюю команду Трефилов собирал бережно. С прошлогоднего просева оставил в команде молодых Екатерину Давыденко, Анну Сень и Ольгу Горшенину – теперь невозможно представить без них линию полусредних. Людмилу Постнову, вернувшуюся после долгого лечения, берегли, как народное достояние, ведь победа на ЧМ-2009 – во многом ее рук дело. Наталья Шипилова и Надежда Муравьева вообще поехали в Данию чуть ли не из роддома – до Олимпиады меньше года, а форму надо набирать уже к декабрьскому чемпионату мира, отборочному к Лондону.  

Эта сборная, выигравшая вчера Кубок мира, не сомневаюсь, иногда нравилась даже такому требовательному тренеру, как Трефилов. Пусть временами, может быть очень редко. Например, когда ликвидировала отрыв в пять мячей от норвежек ровно за четыре минуты до конца матча, или когда насмерть оборонялась от стенобитных француженок. И плевать на неоптимальные составы соперников, в конце концов, и нам есть, кем усиливаться – вспомним хотя бы травмированных Татьяну Хмырову и Ирину Близнову. Главный итог турнира вовсе не в победе нашей команды – на этом Кубке мира сборная России, наконец, встала на ноги. И пошла.

Пошла на чемпионат мира в Бразилию и Олимпийские игры в Лондон. Маленькая сборная России за руку с большим дядей, который скажет, что делать дальше. Строго и сердито.

ДОБАВИТЬ БЛОГ В ЛЕНТУ